Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google
поиск от Яndex

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [22]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [115]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [113]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 09 Декабрь 16, 18:25
Начало » Статьи » прочее

Последний дирижер Чернобыля
Последний дирижер Чернобыля

Очерк Бориса Турчинского

Ганапольские – династия музыкантов

«Самый лучший подарок, что может подарить судьба – это встреча с людьми, которым мы говорим «спасибо, что вы были в моей жизни».

Эта житейская мудрость в полной мере относится и к личности Михаила Самойловича Ганапoльского, дирижера духового оркестра из Чернобыля. Прекрасного музыканта, наставника молодежи.
А еще он был очень теплым человеком, который, как мог, всегда помогал другим. И «рычаги» доброй заботы о людях у него были свои. Дирижер оркестра и уважаемый фронтовик, с мнением которого считалось в городе местное начальство. Его помнят многочисленные друзья, коллегии и ученики, конечно же, по-особому помнят его дети и внуки, продолжатели дела.
Михаил Самойлович Ганапольский – глава музыкальной династии, был от природы не только одаренным музыкантом, но и подвижным и деятельным человеком, любознательным, общительным. Своих детей и внуков приучал он к труду с малых лет, постоянно водил с собой в лес по грибы и ягоды, чтобы с детства прониклись они красотой родной природы.
Особенно он любил возиться с внуками, играл с ними в разные игры, вместе с ними пел песни, устраивал соревнования. Причем играл наравне, прыгал и бегал. Дети, пытаясь подражать ему и не отстать, заводили веселую возню.
К нему всегда тянулась ребятня, он знал много смешных историй, веселых рассказов. Вся семья унаследовала музыкальный дар Ганапольского старшего.

Зарекался музыкант за перо браться...

…Уже не первый год пишу я очерки о коллегах-музыкантах и их наставниках, о тех, кто оставил значительный след в культуре. Накопившийся материал вылился в книгу под названием «Такая музыка звучит у нас в судьбе», недавно вышедшую в Иерусалиме.
После выхода книги подумалось, на этом пока всё! Рубеж достигнут, этап пройден и стоит остановиться, как будто бы обо всех замечательных коллегах уже написал. Но я ошибся. Ведь жизнь продолжается, и она дарит новое вдохновение, которое вызвано знакомством с творчеством очередного замечательного музыканта, оставившего большой след и в музыке, и в судьбах музыкантов.
Вот замаячила интересная персона музыканта Ганапольского, и мною уже овладевает писательский зуд, так хочется написать и о нем тоже! Поэтому, всем, кому я говорил, что больше не притронусь «к перу», говорю, что беру свои слова обратно, уж извините...

Богатый материал – он часто рядом

А появился этот материал о династии Ганапольских у меня так. Уже третий год со мной в коллективе консерватории израильского города Петах-Тиквы работает Владимир Ганапольский. Выпускник Киевского музыкального училища имени Глиэра и Киевской академии музыки имени П.И.Чайковского, прекрасный трубач, ученик известного украинского преподавателе трубы А.Чуприны.
Киевская школа трубачей имеет очень высокую репутацию на пространстве бывшего Советского Союза, и не только. Достаточно назвать такие звучные имена представителей этой школы, как В.Яблонский, Н.Бердыев, Ф.Рыгин, В.Кафельников, А.Чуприна, К.Немечек, И.Кобец, В.Посвалюк, Ф.Д.Левитас, В.Еременко, и много других.
Многие из этих музыкантов – лауреаты всесоюзных и международных конкурсов исполнителей на духовых инструментах. Они прославили киевскую консерваторию, и этим определили как бы особый знак качества: «На трубе учился в Киеве» – это звучит весомо! Это еще и пропуск, если хотите в любой коллектив самого высокого уровня.

Навеяла книга

Как и многим моим друзьям, дал я почитать свою книгу о музыкантах и Владимиру Ганапольскому. Через несколько дней, видимо, под впечатлением прочитанного (а для меня, как для автора, это самое главное, значит, за душу тронуло, всколыхнуло и свое, личное!), Владимир мне говорит: «Борис, я хочу рассказать тебе о нашей семье, настоящей музыкальной династии. Это очень интересно, особенно, что касается моего деда. В свое время о нем даже была большая статья в газете союзного значения «Труд».
Статья посвящалась творчеству М.С.Ганапольского, его успехам на культурном поприще и достижениям народного духового оркестра Чернобыля, которому дед уделял самое важное место в своей жизни.
Люди постарше, конечно же, помнят эту газету – «Труд». До начала девяностых годов она являлась печатным органом ВЦСПС. В 1990 году тираж газеты составил 21 с половиной миллиона экземпляров, что является рекордом! Попасть на страницы этой газеты в те годы было почти немыслимо: газета писала действительно исключительно о самых-самых заметных, выдающихся людях.
Газету эту, рассказывал с гордостью дед внукам, зачитывали всем музыкальным миром Чернобыля и как говорится, до дыр.
Вот так, слушая день за днем рассказы Владимира Ганапольского про его выдающегося деда, а мы работаем бок о бок четыре раза в неделю, я понял, что поневоле стал обладателем богатейшего материала, который в литературном изложении будет интересен очень многим. Итак, вот рассказ прямого наследника музыкальной династии, внука.

Про деда – внук, наследник династии

Мой дед, Михаил Самойлович Ганапольский, был одним из организаторов духового оркестра в Чернобыле, и эту эстафету он получил от своего наставника Ивана Григорьевича Кирилуша, интеллигентного и образованного человека, одарённого музыканта, обладающего еще и поэтическим даром.
Интересно, что Ганапольский начал играть у Кирилуша еще ребенком в оркестре Дворца пионеров, на баритоне. Именно Ивана Григорьевича Ганапольский считал своим учителем и наставником. Он для него был идеалом и еще тогда молодой Михаил во всем старался походить на своего учителя. Все, что связано с развитием духовой музыки в Чернобыле, относят к этим двум прекрасным энтузиастам своего дела, безмерно влюбленным в духовую музыку.
Это был великолепный оркестр, в котором принимали участие стар и млад: абсолютно всех брали туда, лишь бы человеку хотелось выразить себя на инструменте, а ведь музыке, как известно, все возрасты покорны.
Активно поддерживали оркестр и преподаватели местной музыкальной школы. Под чудесные мелодии городского духового кружились пары на вечерах отдыха на Замковой горе. «В городском саду играет духовой оркестр, на скамейке, где сидишь ты, нет свободных мест…», - помните? Как будто про этот самый городок сказано, с его танцплощадкой и его оркестром.
Оркестр Чернобыля непременный участник всех демонстраций в городе. В 1963 году духовому оркестру, который возглавлял М.Ганапольский, было присвоено почетное звание «Народный духовой оркестр». А в 1967 году коллектив подтверждает это свое высокое звание и становится лауреатом Всесоюзного фестиваля народного творчества.
Для жизни коллектива настает самый интересный период активной зрелости и подъёма его творческого потенциала.
Чернобыльский оркестр демонстрирует свое искусство не только в своем городе, но и выступает с концертными программами в Киеве, Чернигове, Житомире, Василькове, Белой Церкви и других городах Украины. Важным событием в жизни музыкантов были отчетные концерты коллективов, носивших высокое звание «народный» во Дворце культуры «Украина» (1976-й,1980-й и 1984-й годы).
О высоком исполнительском уровне оркестра говорит программа его последнего выступления: А.Бабаев, «Концертная рапсодия», М.Лысенко, «Тарас Бульба», Е.Воробьев, Музыкальная картинка «Зимушка» (инструментовка С.Райхштейна), В.Агапкин, «Прощание славянки» в концертном исполнении, «Галоп» из оперетты «Сын клоуна» И.Дунаевского, С.Чернецкий, «Концертная полька для двух корнетов», Г.Свиридов, музыкальная иллюстрация по повести А.С.Пушкина «Метель» и другие произведения.
М.С.Ганапольский со своим оркестром участвовал во всех конкурсах духовых оркестров в Киеве. Дважды был лауреатом конкурса украинского телевидения «Солнечные кларнеты». А на эту передачу приглашали лучших из лучших. Рейтинг у программы был очень высокий.
От себя скажу, что я сам в 1968 году, будучи студентом музыкального училища, участвовал в этой программе в составе вокально-инструментального ансамбля «Юность» житомирского городского дома культуры под управлением Михаила Некрича, и могу засвидетельствовать, что все коллективы из многих городов Украины, в разных жанрах принимавшие участие вместе с нами, были на очень высоком профессиональном уровне, хотя и назывались самодеятельными – (Б.Т.).
Многие музыкальные коллективы в бывшем Союзе (так было, кстати, и в спорте), совершенно неправильно назывались самодеятельными, так как в них принимали участие много профессиональных музыкантов, которые, естественно, получали за это деньги, в обход закона, а закон этого, конечно же, не предусматривал.

Помнят оркестр по-доброму

А вот что вспоминает бывшая жительница Чернобыля, работавшая в те годы в местной районной газете, Неонила Цыбульская, которая теперь живет в Днепропетровске.
«Я часто бывала на концертах в чернобыльском доме культуры, где свое искусство по разным знаменательным датам, как было принято то время, показывали художественные коллективы города. Конечно же, наш духовой оркестр было всегда интересно слушать. И не ошибусь, если скажу, что жители нашего небольшого города с нетерпением ждали этих выступлений. В нашем городе почти все знали друг друга. Смотришь, а твой сосед или сослуживец играет в оркестре. Правда, интересно?! Это был слаженный коллектив под руководством опытного маэстро. Не знаю почему, но в моей памяти всплыло, как они прекрасно играли сюиту Г.Свиридова по повести А.С.Пушкина «Метель», (я так люблю Пушкина и музыку Свиридова, что прослезилась, значит, и исполнение было превосходным), а затем без перерыва перешли на «Лезгинку» из балета «Гаянэ» Хачатуряна. И еще одно выступление помню, только год
запамятовала, где, кроме всего, с оркестром пели мои знакомые, можно даже сказать, подруги. Это дуэт в составе В.Дяченко и М.Ярошенко, а еще наша землячка Надежда Савельева, которая много лет работала в Национальном заслуженном академическом народный хоре имени Веревки. Ну, просто было здорово!».

Тот черный апрель…

Счастливая жизнь в Чернобыле закончилась внезапно… Черный апрель 1986 года. Случилась трагедия мирового масштаба. Дальше вы знаете, что было... Увы, после этого нет ни школы, ни оркестра, ни самого города. Ужасная трагедия подкосила Михаила Самуиловича во всех отношениях: не стало вдохновения, пошатнулось и здоровье. Он лишился любимого детища, которому посвятил значительную часть своей жизни. Все обрушилось в одночасье! Ему едва за шестьдесят, самые продуктивные годы умудренного опытом человека, ему бы творить и творить, а творить негде, будто сама земля ушла из-под ног!..
Были потом работа в музыкальных школах Киева и Белой Церкви, без дела дед не сидел, но это всё уже не то. Тот творческий стимул и неиссякаемая энергия, связанная с организацией репетиций, планированием репертуара, заботой об участниках коллектива, с концертами и многое, что ему было интересно и дорого – все ушло в небытие.
Осталась до конца его дней горечь непредсказуемости судьбы.

Михаил Ганапольский: путь в музыке и в жизни

-Владимир, расскажи нам биографию Михаила Самуиловича, твоего деда.

-Он родился в 1924 году, а умер в 2005-м. В 1942 году был призван в действующую армию. Дошёл до Берлина музыкантом оркестра.

-Что он тебе рассказывал об этих годах?

-Сороковые-роковые военные годы! Сначала он был снайпером, военная профессия эта очень опасная, дед чудом выжил, так как охотишься за врагом и стреляешь не только ты, но и тебя выслеживают. А в 1943 году он попал в оркестр, с которым в 1945 году принимал участие в боях за Берлин. Имеет многие правительственные награды, их 19, и, как он сам рассказывал, самая дорогая для него, была медаль именно «За взятие Берлина», хотя, кроме нее, были у деда и медаль «За освобождение Варшавы», и орден «Отечественной войны» второй степени, и орден «За мужество», и медаль «Георгия Жукова».
«Когда мы брали Берлин, - рассказывал дед, - немцы вовсе не были сломлены! Немцы стояли насмерть, наверное, как и советские солдаты под Сталинградом. Сколько же наших солдат погибло при взятии этого злополучного Берлина! На войне музыкальный взвод – это была часто похоронная команда, или же мы помогали бойцам, подносили снаряды. На это тоже надо было иметь выдержку и крепкие нервы. Даже в этих условиях, мы умудрялись в редкие минуты затишья поиграть для солдат и в основном лирическую музыку, так что, это неправда, что, когда пушки грохочут, музы молчат. Конечно, состав оркестра был неполным. Так что на большие музыкальные «полотна» не замахивались, да и у нас были потери тоже, и без того неполный состав оркестра редел. Играли вальсы и марши. Хотели что-то с певцами исполнить, какие то популярные на то время песни, но певцов не нашли. Там такое творилось, в Берлине, трудно передать словами! Не до пения было. Помню свои ощущения после объявления о полной капитуляции Германии и о нашей победе над фашистами: «Кончилась война, и я остался жив!», - радостно звучала в мозгу одна лишь эта мысль».
Дед очень любил марш «Прощание славянки» и часто его напевал. Всегда и во всех оркестрах, где он был руководителем он обязательно включал этот марш в свой репертуар.

Справка.
Автором бессмертного произведения, марша «Прощание славянки», был военный дирижер, тогда эта должность называлась военный капельмейстер, Василий Иванович Агапкин. История написания такова. Это произошло в Тамбове, осенью 1912 года, когда началась Первая Балканская война. Капельмейстер Агапкин видел проводы новобранцев и добровольцев, идущих на помощь братским славянским народам, переживание матерей, жён, слёзы молодых девушек, прощавшихся с любимыми. Наплыв чувств, охвативших 28-летнего композитора, в одно утро был положен на нотную бумагу, а партии разыграны с музыкантами полка.
Было несколько авторов слов, а вот они, слова марша последние:

Вполне понятно, что знаменитый марш напоминал Михаилу Самуиловичу годы войны, день Победы 1945 года в Берлине, бередил ему душу.
Маршу исполнилось более 100 лет! Кстати, полковник Василий Агапкин был главным дирижёром сводного военного духового оркестра на историческом параде 7 ноября 1941 года, когда участники парада после прохождения по Красной площади отправлялись прямо на фронт. Этот момент запечатлен во многих кинохрониках.

-Дед меня много просвещал в том, что касается духовой музыки, что касается дирижёров и музыкантов различных оркестров, композиторов, пишущих для коллективов этого жанра. И мне это было интересно. Я всегда думал с гордостью про себя и про деда: мы оба музыканты, мы коллеги! Его знали и ценили музыканты и дирижеры военных оркестров Киева. А больших оркестров в то время насчитывалось в столице республики более десяти и все с высоким уровнем исполнительской игры. Так что, я видел профессионализм деда в сравнении, на примерах понимал, чем так высок его уровень.

-Расскажи о последователях Михаила Самойловича, то есть, о вашей музыкальной династии. Начало, как уже сказано, положил дед, которого ты боготворишь, это видно по тому, с каким почтением ты к нему относишься, ведь именно он тебя приобщил к миру музыки.

-И не только меня. Мой отец профессиональный саксофонист, двоюродный брат Александр – замечательный кларнетист, тоже закончил Национальную музыкальную академию в Киеве и сейчас солист оркестра Национального театра оперы и балета Украины, а в этом году начал преподавать и в Национальной музыкальной академии. Я горжусь его успехами!

-Володя, в 1991-году после окончания восьми классов ты поступил в Киевское музыкальное училище имени Глиэра, в класс замечательного трубача-методиста И.Кобеца, автора многих переложений для трубы, очень хорошей и полезной начальной школы для трубы. Дальше – академия музыки, ты в классе уже известного исполнителя А.Чуприна, солиста оркестра Национального театра оперы и балета. Кто и что еще, кроме твоего деда, повлияло на твое становление как музыканта?

-Безусловно, в первую очередь, – мой дед, далее, Исаак Маркович Кобец, а также Александр Алексеевич Чуприна. Два талантливых педагога и методиста.

«Сегодня ты играешь джаз…»

-А теперь немного о твоем отце. Алекасндр Ганапольский—сын Михаила Самойловича Ганапольского. Профессиональный саксофонист.

-Он закончил Киевское музыкальное училище имени Глиэра по классу кларнета у известного на Украине преподавателя Ф.Я.Чабана, который за годы своей педагогической деятельности воспитал целую плеяду высококвалифицированных музыкантов. Но мечтой самого Александра был не кларнет, а саксофон.
Дело в том, что в те годы не было классов этого инструмента ни в училищах, ни в высших учебных музыкальных заведениях. Одной из причин, было, если мягко сказать, плохое отношение к этому инструменту в верхних эшелонах власти. Странно, да? Вроде бы, что за дело занятым и важным правительственным чинушам до одного из видов духовых музыкальных инструментов?
Был такой в Кремле политический деятель – А.А.Жданов, который, можно сказать, командовал всем идеологическим фронтом СССР, а значит и культурой. Говорят, сам не чужд был исполнительству, даже мог на рояле исполнить «Собачий вальс». Тем самым приводил в умиление политбюро. Не знаю, по каким причинам, но невзлюбил Жданов саксофон. Известно его резкое высказывание насчет саксофона «От ножа до саксофона – один шаг».
Эта страшилка была услышана всеми, кто по долгу службы был наделен правом решать, кто играет и что играть. Меня все это до сих пор и удивляет, и возмущает. И, несмотря на то, что Жданов умер в 1948 году, последствия этого глупого высказывания насчет ножа и саксофона ощущались до середины 70-х.
Звучание саксофона ассоциировалось с буржуазным образом жизни, никак не иначе. А если учесть что саксофон еще и один из основных инструментов джаз-оркестров, то картина получалась совсем печальная. В воздухе носилась фраза «Сегодня ты играешь джаз, а завтра родину продашь». Лишь Леонид Утесов смог отстоять перед министерством культуры СССР наличие саксофонов в своем оркестре. Правда, на игру в ресторанах чиновники закрывали глаза, это была некая отдушина для саксофона. Увеселительные и питейные заведения не считались местами воплощения коммунистических идеалов. В музыкальных учебных заведениях же обучение на саксофоне началось только в конце70-годов.
Мой отец работал в известном эстрадном оркестре киевского варьете. Руководителем этого коллектива был Виктор Поляков, прекрасный аранжировщик. Трубач "тутист”, равному которого не было в городе, а виртуозность играть самые немыслимые верхние звуки на трубе он приобрел, работая в оркестрах киевского цирка и ансамбле песни и пляски киевского военного округа. Уже много лет Поляков преподает на музыкальном факультете киевского педагогического института им М.Горького.

Начало – в продолжении

Теперь, когда мы узнали так много об этом замечательном легендарном человеке – Михаиле Самойловиче Ганапольском из рассказа его внука Владимира, мне хочется вернуться к тому, с чего я начал – к личности самого Владимира, внука, ведь во внуке – продолжение дедово.

-Володя, расскажи немного о себе. Ты выпускник Киевского музыкального училища имени Глиэра, кафедры духовых инструментов Киевской академии музыки имени П.И.Чайковского. Сегодня ты преподаешь, в пожалуй одном из наилучших учебных заведении Израиля, консерватории Петах-Тиквы. Расскажи нам о своем творческом пути до репатриации в Израиль. Где ты работал прежде? Что это за коллективы были?

-После окончания академии музыки я прошел по конкурсу в оркестр Национальной филармонии Украины, которым руководил народный артист Украины Н.В.Дядюра. Это был вновь созданный коллектив, ещё не «обкатанный», перспективный в творческом плане, но не в материальном, для его участника. И когда мне предложили другую работу, я согласился. Это был духовой оркестр под управлением народного артиста Украины В.Охрименко, Киевский академический муниципальный духовой оркестр. Я стал концертмейстером группы труб. Это была очень интересная и творческая работа. Много концертных выступлений, гастролей по Украине. Гастролировали и в Москве.
С оркестром выступали ведущие солисты-вокалисты Украины Д.Гнатюк, А.Чубарев, В.Пивоваров, Национальная заслуженная академическая капелла Украины «Думка» и многие другие. Пожалуй, именно этот коллектив и работа в нем оставили у меня самые хорошие воспоминания. В коллективе царил дух истинного творчества. Мне было интересно работать с дирижером В.Охрименко. Он был прекрасный специалист, и как дирижер, и как администратор.
В 1970 году, будучи военным дирижером киевского суворовского училища, он со своим коллективом в Москве на всеармейском конкурсе военных духовых оркестров занял первое место среди составов, каждый из которых состоял из тридцати музыкантов!
Это грандиозный успех, если учесть то громадное множество духовых оркестров, которое было в Союзе, и что конкурсы проводились лишь раз в 10 лет. В области духовой музыки Охрименко был непревзойдённый авторитет.

-Владимир, расскажи, как у тебя сложилась творческая судьба здесь, в Израиле.

-В Израиле, кроме преподавания (класс трубы в консерватории Петах-Тиквы), я работал в симфонических оркестрах Иерусалима, Хайфы, Раананы и Беэр-Шевы, с израильскими дирижерами, такими известными, как Г.Шохат, Н.Шериф, Л.Подштейн, Ф.Шезлин. Особенно хотел бы остановиться на симфоническом оркестре телерадиовещания Иерусалима. Сегодня музыкальный директор и дирижер оркестра Фредерик Шезлин.

О Ганапольском – Ганапольские

Как получилось неожиданно, необычно и интересно: началось всё с того, что внук – Владимир Ганапольский, стал рассказывать мне про своего выдающегося в музыке деда. К разговору подключился правнук, да и сам разговор, весь рассказ повернулся так, что мы узнали не только о заслугах деда, но и о музыкальном пути сына, внука, правнука! То есть, получилось, что Ганапольские рассказали нам с вами о Ганапольском, а их дед Ганапольский как бы исподволь «повернул» разговор на тему своего продолжения, своих музыкальных последователей.
Я благодарен всем Ганапольским за добрую встречу с их талантливой семьей, я говорю спасибо этим людям, еще раз подтвердившим единство прошлого и настоящего, называемого одним словом – жизнь.
Жизнь Михаила Самойловича Ганапольского продолжается в его детях и внуках, и это прекрасно!
Категория: прочее | Добавил(а): boris04 (06 Октябрь 13)
Просмотров: 989 | Комментарии: 8
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 8
1. Борис Табачник (деспот)   (10 Октябрь 13 11:45)
Справка на справку.
ЯКОВ ИОСИФОВИЧ БОГОРАД
военный капельмейстейр 51-го Литовского пехотного полка – настоящий автор, издатель и первый исполнитель марша “ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ”, созданного им в 1904 году в Симферополе. Позднее марш был издан Богорадом в 1912 году под подложным именем Агапкин, с ура патриотическими лозунгами на обложке издания, вызванными и определенными цензурными обстоятельствами, а именно – поднявшейся в то время волной панславянского шовинизма (сопровождавшейся в том числе резким ростом антисемитских настроений – следующий год – “Дело Бейлиса”).
Марш представляет собой аранжировку и обработку старинных хасидских синагогальных мелодий. Мелодии входят в пасхальную агаду. В этом виде эта мелодия была популярна в Крыму среди как еврейского, так и нееврейского населения. В рассказе “Гусеница” Куприн описывает эту мелодию в 1905 году, т.е. за семь лет до официального издания марша, как песню подвыпивших балаклавских рыбаков.
Название марша ” Прощание Славянки” происходит от названия симферопольской речки Славянка, а в Симферополе находились казармы Литовского полка.
Яков Богорад был расстрелян фашистами в числе тысяч евреев Симферополя 12-13 декабря 1941 года в танковом рву на 11-м километре Феодосийского шоссе, то есть – примерно на той речке.
Вот такое прощание Славянки…

:)

2. Борис Турчинский (boris04)   (11 Октябрь 13 17:25)
Я слышал и другие интерпретации о написания этого марша.
Но ведь Агапкин существовал и был дирижером в Москве
Как же это вяжется с подложным именем,
с ура патриотическими лозунгами и т. д.
с ув.Борис

3. Борис Турчинский (boris04)   (11 Октябрь 13 17:33)
Родился в семье учителя начальных классов. В детстве овладел игрой на флейте[1].
Окончил Варшавскую консерваторию в 1900 году, флейтист по специальности, получив два диплома (диплом военного капельмейстера и диплом учителя музыки)[1][2].
В 1900—1903 годах служил в 160-м Абхазском пехотном полку в Гомеле[1].
В 1903 году переехал в Симферополь, где создал издательство (Бюро военной инструментовки «Богорад и К°»), где печатались новые произведения для духовых оркестров[2]. До революции это было одно из самых популярных музыкально-издательских предприятий[1]. В 1920-е годы называлось «Бюро инструментовки пьес Я. И. Богорада»
В 1912 году к Богораду приезжает В. И. Агапкин с набросками марша «Прощание славянки», по мотивам песни времен русско-японской войны[3]. Богорад дописывает[4][5][6][7][8] и издает марш в Симферополе[9].
Яков Богорад расстрелян в числе прочих евреев Симферополя 12 или 13 декабря 1941 года, в противотанковом рву на 11-м километре Феодосийского шоссе.

4. Борис Табачник (деспот)   (11 Октябрь 13 20:26)
Крымский музыковед Лидия Смешицкая считает, что в своей основе «Прощание славянки» очень похоже на хасидские песни. При написании этого марша Богорад (который вырос в традиционной еврейской семье, отец его был меламедом в хедере), не долго думая, использовал две старинные синагогальные мелодии, из пасхальной агады, использованные, по отдельности, и до него, и после него, – множеством композиторов, в частности – Бетховеном, одна в в “Эгмонте”, другая – в 4-м квартете, произведения которого Богорад аранжировал и над которым очень пристально работал. В сущности, Богорад лишь сопоставил вместе и сплел в некое единство или целостность две старинные ашкеназийские музыкальные темы, оркестровал их, сменил традиционную синагогальную тональность (ми бемоль минор), на более устойчивую фа минор, и сменил характерный еврейский литургический размер, три восьмых, на парадный маршевый, две четверти. Так и получился марш “Прощание Славянки”.

:)

5. Борис Турчинский (boris04)   (12 Октябрь 13 11:44)
Спасибо за информацию.Мне это очень интересно.
Но это уже работа серьезного ученого в области истории музыки.
Я же скромный летописец,который старается донести читателям портреты знакомых ему музыкантов,облекая статьи,очерки и интервью в более менее литературную форму
Еще раз спасибо за внимание к моему очерку
Борис Турчинский

6. Alan Stephenson (sevastopol)   (13 Октябрь 13 11:21)
В результате недавних изысканий видного тернопольского музыковеда Л.Б.Розенфельда установлено,что все симфонии П.И.Чайковского и оперы Н.А.Римского -Корсакова написаны Н.Г. и А.Г.Рубинштейнами.Как выяснилось,все они основаны на мелодике старинных еврейских свадебных песен.

7. alexey semlyanoy (terrestro)   (13 Октябрь 13 11:55)
:D :D :D appl appl appl
balalay aiwan-hi

8. alexey semlyanoy (terrestro)   (13 Октябрь 13 12:01)
простите за оф-топ: а Матвей Ганопольский, что на "Эхе Москвы" подвизался, не из этой семьи?
Спасибо.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.