Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google
поиск от Яndex

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [22]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [115]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [113]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Воскресенье, 11 Декабрь 16, 07:10
Начало » Статьи » прочее

Сравнительный анализ исполнений кантат Иоганна Себастьяна Баха, или Двухголосная фуга для оркестра.
Вступление.

Андрей Белый говорил, что «искусство не раз опережало медленный путь научно-философского мышления, и там, где наука и философия не давали ответа, этот ответ давался художником». Великий художник Иоганн Себастьян Бах выбрал для своего искусства крайне трудный материал - империю звуков. Задача его состояла в том, чтобы наделить звуки душой, постоянно отшлифовывая это "искусство чувства" (Georg Wilhelm Friedrich Hegel). Адресат его музыкальных обращений это наше "абстрактное самосозерцание" (Georg Wilhelm Friedrich Hegel). Это наше сердце. А "сердце открывает Бога" ( Blaise Pascal). В 1754 году, (четыре года спустя после смерти И. С. Баха), теолог из Лейпцига Иоганн Микаэль Шмидт написал : "Не так давно из Франции сообщили, что там сделана была статуя, способная исполнить несколько пьес на Fleuttraversiere; статуя эта подносит флейту к губам и затем ее опускает, двигает глазами и т. д. Однако никто еще не изобрел образа, который бы думал, желал, сочинял или делал бы что-либо отдаленно подобное. Пусть любой, кто желает в этом убедиться, обратится к последним фугам Баха, которому мы уже воздали почести ранее. Пусть увидит наблюдатель, какое искусство содержится в этой музыке. Я уверен, что наблюдателю вскоре понадобится ДУША, ежели он желает прочувствовать всю содержащуюся в этой музыке красоту или, более того, исполнить эту музыку и составить суждение об авторе. Все аргументы чемпионов Материализма должны рассыпаться в прах лишь от одного этого примера". Бог создал Баха по своему образу и подобию, а Бах неустанно создавал образ Бога в своей музыке. Он был Тенью Бога. Перефразируя Бориса Петровича Вышеславцева, я предполагаю, что свойствами творчества именно Баха являются ПРЕДВИДЕНИЕ и ПРОВИДЕНИЕ, а это БОЖЕСТВЕННЫЕ свойства. Я даже осмелюсь здесь переосмыслить Великое Сомнение Renatus Cartesius, сказав, что МИР СОМНИТЕЛЕН - БАХ НЕСОМНЕНЕН. Музыка Баха являет собой Демиурга Иррационального. Почему Иррационального? Потому что она есть "последнее "слово" разума, после которого разум уже не имеет более глубоких слов". Разуму больше нечего сказать. "Слово" берет МУЗЫКА...
Альберт Швейцер утверждал, что «в сравнении с кантатами все, что создал Бах, кажется не более, чем дополнением". Кантата (итал. cantata, от лат. саntare — петь) - жанр вокальной музыки, произведение для солистов, хора и оркестра, в состав которого входят хоры, речитативы и арии. Это синтез Слова и Музыки. Слова и Музыка имеют одну основную общую черту. Они ЗВУЧАТ. А религиозные тексты ЗВУЧАТ особенно. Без осознания Слова ("речь, дар речи, молва, весть, известие, проповедь, изречение, Писание, заповедь - значения буквы "С" из Церковнославянской азбуки) мы не прочувствуем в полном объеме Музыку («мыслете» - значения буквы "М" из Церковнославянской азбуки) Баха, поэтому здесь будут приведены переводы текстов, "костей" его кантат. Сам Бах свои кантаты "кантатами" не называл, он называл их "диалогами". И кантаты Баха ведут диалог не только с нашими чувствами, они взывают еще и к нашей душе.
– "А душу можно ль рассказать?" (Михаил Юрьевич Лермонтов)
- Да!
- "В каких "идеях", в каких символах и иероглифах лучше выражается Абсолют?" (Борис Петрович Вышеславцев)
- В кантатах Баха!
Наша работа (эта и последующие статьи) будет попыткой некоего "ричеркара" (от итальянского ricercare - изыскивать) вариантов исполнения ВСЕХ баховских кантат. ВСЕХ годовых циклов. Для чего это предпринимается? Мой ответ : Из любви. Из Священного Маниакального Эроса, который мы испытываем к музыке гениального кантора. Это будет двухголосная фуга для оркестра. Вождём (dux) в ней станет Nibelung, Antuan Flemondon возьмет на себя роль спутника (comes). Ну а комментарии уважаемых погруженцев будут тем оркестром, без которого звучание этой фуги невозможно...

Antuan Flemondon.
Категория: прочее | Добавил(а): nibelung (08 Май 13)
Просмотров: 3898
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 10
1. Сергей (nibelung)   (08 Май 13 08:52)
Это трудная тема. Читая сохранившиеся документальные свидетельства, принадлежащие перу САМОГО Баха, складывается впечатление, что он и сам не сознавал значения своих произведений. Возможно, он не был, как мы, краснобаем, и просто старался держаться в тени. Но ещё больше рисуется мистический образ художника, который является ПРОВОДНИКОМ. Его личность как бы всего лишь маска - и через него с нами говорит Создатель. Как и через Моцарта, Бетховена, Шуберта. Почему я о них говорю? Мне долгое время мир высшего откровения представлялся "моцартоцентричным". Когда Бах стал мне больше близок и узнаваем, я спросил УЧИТЕЛЯ - а именно через него мне стали доступны духовные кантаты -: "Неужели Бах выше Моцарта?" Это был вопрос изумлённого неофита. И УЧИТЕЛЬ ответил: Бах не выше. Бах рядом. И эта картина мироздания мне так понравилась, как символ двоицы, а позже...троицы...четверицы... - мир пророков-проводников расширялся. Учитель вёл меня пути нового политеизма... И через всех них говорит Бог. А Бог - это не что иное, как Гармония, Красота.

2. Сергей (nibelung)   (08 Май 13 09:25)
Сравнительный анализ исполнений кантат Баха мне представляется очень своевременной темой. Во-первых, наконец переведены все кантаты на русский язык. Во-вторых, накоплен большой тезаурус исполнений. Конечно, многое не разыскано, не оцифровано и даже УТЕРЯНО - как цикл кантат с великим кантором Карлом Штраубе, который начал записывать их на тонфильмы ещё в конце 20-х годов - и от этого остались только перечень исполнителей (а всего к 1939-му году было записано 89 кантат!). Но хочется сделать подведение итогов - времени уйдёт всё равно несколько лет - и за это время подтянутся ещё записи. Возможно, я наконец оцифрую свои виниловые пластинки...
Ну и хочется дополнить грандиозный труд Ариэля Орона - создателя сайта bach-cantatas.com.

3. Сергей (nibelung)   (08 Май 13 10:33)
Баховские кантаты в эпоху информатики представляются неофитам труднопознаваемым колоссом. Если мне удалось ознакомиться примерно с 1/3 кантат путём долгого целенаправленного поиска - и всегда с разными исполнителями, то сейчас всё решается нажатием кнопки на скачку очередного интеграла. А когда у Вас интеграл, Вы будете скорее всего вечно откладывать его изучение - добро лежит и лежит, и ценность его кажется небезупречной... Я встречал в сети мнение, что кантаты Баха - это гора скучной однообразной музыки. Встречал обзоры дискографии Баха, где кантаты даже не упоминались, например:
http://intoclassics.net/forum/7-3561-1
Хотя на самом деле, кантаты и другая вокальная музыка - у Баха основное и важнейшее, а инструментальная музыка - скорее хобби. Способ заработка. Напечататься и стать известным коллегам. Тому же Генделю, который, по-видимому, понятия не имел об истинном значении фигуры Баха, т.к. не знал 95% процентов его музыки.
Создатели интегралов сделали выдающийся вклад в изучение баховских кантат. Многие кантаты стали известны только благодаря интегралам, первым из которых стала уникальная по новизне работа Николауса Арнонкура и Густава Леонхардта. Я знал - не близко, правда - выдающегося знатока и собирателя кантат Евгения Добрушкина, который долгое время давал концерты звукозаписи для всех желающих и представил за много лет весь цикл Арнонкура-Леонхардта. Как у всякого великого коллекционера, у него было собрано много записей кантат других дирижёров, относящиеся к 1950-70м годам. Так вот он стал от них избавляться, говоря, "что это уже всё устарело". Он стал самым знаменитым в России адептом аутентичного исполнительства, и как человек большого обаяния, умевший говорить и убеждать, имел много последователей. Старые пластинки он распродавал - и благодаря этому часть из них попала в руки других коллекционеров, а позже и мне. И я ему за это очень благодарен, поскольку именно эти старые записи, тёплые и наивно-открытые по посылу, стали источником моего вдохновенного интереса. Наверное, если бы я сразу изучал интеграл, даже такой долговременно и тщательно сделанный, как первый, я бы не пришёл к кантатам Баха. И я дожил до времён, когда некоторые мои друзья, наслушавшись записи из моего собрания, продавали уже Арнонкуровское собрание, что на мой взгляд неверно. Ибо всякий творец, делающий такую грандиозную работу, достоин быть услышанным. И вообще любой музыкант, хоть раз в жизни исполнивший что-то из Баха, достоин фонотеки, потому что он прикоснулся к Богу и уже этим интересен!

4. alex sidmak (sidmak)   (08 Май 13 15:31)
"а комментарии уважаемых погруженцев будут тем оркестром, без которого..."

Оркестр не набран. Вас пока лишь двое.
А в хор сгодится голос мой простой?
Общение не книжное? Живое?
Кантатный Бах скрыт пеленой густой.
Он - айсберг, а я - щепка.. не "Титаник".
И столкновение ничем мне не грозит.
Кантаты говорите? Любопытно!
Ваш банк даёт зевакам депозит? shy

6. Сергей (nibelung)   (08 Май 13 15:59)
Вот что бывает, когда стараются ради красного словца. Сели в лужу... Говорят, фуг больше чем шестиголосных не бывает. Хотя я слышал от одного музыканта, что всё зависит от мастерства...Наша Фуга должна быть особенной, не баховской. Вроде полифонии Окегема. Или нет, лучше назвать - вече!

9. alex sidmak (sidmak)   (08 Май 13 19:52)
Пока что в луже всё спокойно.
Как говорила... вроде, Тэтчер,
Что "невозможно всех понять".
Так поглядим. Ещё не вече...! :)

5. lerit (lerit)   (08 Май 13 15:56)
Пока что общие слова... Да еще ссылка на Носину, убивающая всяческий интерес к возможному развитию темы.

7. Сергей (nibelung)   (08 Май 13 16:14)
Это ещё не тема. Это заголовок. Вроде посвящения. Господа, про Носину ни слова!

8. Сильвио (komponist)   (08 Май 13 19:24)
С большмм почином вас, дорогие Сергей и Антуан! Тема безмерно обширная и монументальная, но крайне важная для углубленного постижения искусства Баха и высокой музыки в целом. Анализ наиболее выдающихся исполнений кантат для меня - наиболее ожидаемая часть!

10. юрий белов (прохорыч)   (09 Май 13 14:42)
Продолжение обсуждения здесь - http://intoclassics.net/forum/7-4237-1#85217

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.