Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [138]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 29 Марта 24, 00:17
Начало » Статьи » прочее

Нужны ли записи с концертов?
Многие любители классической музыки считают, что записи, сделанные в максимально контролируемых условиях студии, превосходят по качеству - как в техническом, так и в музыкальном смысле - записи с концертов (ЗСК). Часто так оно и есть, особенно если запись любительская (с очень узким диапазоном частот и с туннельной звуковой перспективой), если волшебные моменты пианиссимо сопровождаются душераздирающим туберкулёзным кашлем, если музыканты играют как с похмелья в понедельник (концертов много, а жизнь одна), и т.д., и т.п.
Однако есть достаточно ЗСК которые обладают преимуществами столь существенными, что знакомство с ними может сделать большинство студийных записей практически неприемлемыми.
Начнём, казалось бы, с мелочи: Тишина в концертном зале наполненном публикой имеет характерное звуковое "дыхание" которое присутствует в ЗСК и подсознательно заставляет меня воспринимать услышанное так как будто я являюсь непосредственным участником происходящего. Психологический этот эфект придаёт музыке что-то вроде слабо ощутимого "электрического заряда" который быстро может стать звуковым наркотиком.
Что касается технической стороны ЗСК, начиная с конца 50х годов многие ЗСК были сделаны (для радиотрансляции в Европе и Америке) очень высококачественно: в стерео, на плёнке в 3/4 дюйма, двигающейся со скоростью в 30 дюймов в секунду. Это дало лучшим ЗСК пол-вековой давности реализм воспроизведения звука который превосходит цифровые записи последних двух десятилетий. (Пару лет назад фирма Sony выпустила Гольдбергские Вариации записанные Гульдом в 1981-м году, только в этот раз использовала как источник первичную "аналог" плёнку, а не цифровую запись сделанную в то же время. Разница хоть и невелика, но сразу же ощутима, и полностью не в пользу цифровой записи.)
Но даже при технических дефектах многих ЗСК есть ещё художественные соображения по которым ЗСК могут превосходить студийные записи. Большинство великих музыкантов и дирижёров 20-го века относились к студийным записям как к "документам для будущих поколений", и главной их заботой в студии была безошибочность исполнения. Это часто
накладывало на их игру отпечаток сдержанности и осторожности, полностью отсутствующей в их концертных исполнениях, где публика запоминала вдохновение, риск и порыв (а не пропущенную или неверную ноту). Стоит, например, один только раз услышать некоторые ЗСК Артура Рубинштейна, чтобы сразу понять насколько неверное представление о нём как о музыканте дают его многочисленные осторожно сыгранные студийные записи. То же самое можно, в большей или меньшей степени, сказать о Фуртвенглере, Горовце, Ойстрахе, Мравинском, Рихтере, Бруно Вальтере, Гилельсе и многих других "гигантах" классической музыки 20-го века. Дополнительно, эти великие музыканты были мастерами акустики, и знали как донести даже самые малые нюансы звука до верхних ярусов концертного зала. Когда в ЗСК таких мастеров слышишь оркестровое, фортепьянное или скрипичное пианиссимо, волшебно распространяющееся по концертному залу, сразу понимаешь, что этот аспект их мастерства часто отсутствует в студийных записях.
Конечно есть (как во всём, кроме теорем математики) исключения. Гленн Гульд, например, играл на концертах так же как и в студии, но только в студии он мог по настоящему реализовать свой сверх-аналитический подход музыке. Великий дирижёр Кливлендского Оркестра - Джордж Cелл (George Szell) - тоже подходил к музыке как к анализу логически организованных структур, и его студийные записи (по своему невероятно красивые) всегда звучат для меня интересней его немногих ЗСК. А гениальный пианист Альфред Корто, в отличии от большинства своих коллег, в студии играл с такой же страстью как и на концертах (и с таким же презрением к неверным и пропущенным нотам - которых у него было много).
Учитывая такие исключения, наверное лучше всего подходить к выбору между студийными и концертными записями на основе их стравнений (если на это имеется время) и последующих личных выводов о том какого вида записи более удачно передают вам музыкальные замыслы и цели исполнителей.
Категория: прочее | Добавил(а): Boom (12 Июля 07) | Автор: Boom
Просмотров: 2618 | Комментарии: 2
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 2
1. Женя (classical)   (12 Июля 07 12:06) [Материал]
Спасибо!
Не могу не скопировать сюда комментарий Льва.
Quote (SeeYouT)
Вадим, после такого реферата и не захочешь, а согласишься! Действительно, студийные записи, выполняемые в несколько приемов, с зачисткой неудавшихся фрагментов, лишены аромата непосредственного общения артиста с публикой.

2. Женя (classical)   (13 Июля 07 14:28) [Материал]
Вадим! Добавил краткое описание. Можете его изменить, но оно нужно.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.