Знаменитые статьи: Сумбур вместо музыки и Балетная фальшь
СУМБУР ВМЕСТО МУЗЫКИ
Об опере «Леди Макбет Мценского уезда» Вместе с общим культурным ростом в нашей стране выросла и потребность в хорошей музыке. Никогда и нигде композиторы не имели перед собой такой благодарной аудитории. Народные массы ждут хороших песен, но также и хороших инструментальных произведений, хороших опер. Некоторые театры как новинку, как достижение преподносят новой, выросшей культурно советской публике оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда». Услужливая музыкальная критика превозносит до небес оперу, создает ей громкую славу. Молодой композитор вместо деловой и серьезной критики, которая могла бы помочь ему в дальнейшей работе, выслушивает только восторженные комплименты. Слушателя с первой же минуты ошарашивает в опере нарочито нестройный, сумбурный поток звуков. Обрывки мелодии, зачатки музыкальной фразы тонут, вырываются, снова исчезают в грохоте, скрежете и визге. Следить за этой «музыкой» трудно, запомнить ее невозможно. Так в течение почти всей оперы. На сцене пение заменено криком. Если композитору случается попасть на дорожку простой и понятной мелодии, то он немедленно, словно испугавшись такой беды, бросается в дебри музыкального сумбура, местами превращающегося в какофонию. Выразительность, которой требует слушатель, заменена бешеным ритмом. Музыкальный шум должен выразить страсть. Это все не от бездарности композитора, не от его неумения в музыке выразить простые и сильные чувства. Это музыка, умышленно сделанная «шиворот-навыворот», — так, чтобы ничего не напоминало классическую оперную музыку, ничего не было общего с симфоническими звучаниями, с простой, общедоступной музыкальной речью. Это музыка, которая построена по тому же принципу отрицания оперы, по какому левацкое искусство вообще отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова. Это — перенесение в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт «мейерхольдовщины» в умноженном виде. Это левацкий сумбур вместо естественной, человеческой музыки. Способность хорошей музыки захватывать массы приносится в жертву мелкобуржуазным формалистическим потугам, претензиям создать оригинальность приемами дешевых оригинальничаний. Это игра в заумные вещи, которая может кончиться очень плохо. Опасность такого направления в советской музыке ясна. Левацкое уродство в опере растет из того же источника, что и левацкое уродство в живописи, в поэзии, в педагогике, в науке. Мелкобуржуазное «новаторство» ведет к отрыву от подлинного искусства, от подлинной науки, от подлинной литературы. Автору «Леди Макбет Мценского уезда» пришлось заимствовать у джаза его нервозную, судорожную, припадочную музыку, чтобы придать «страсть» своим героям. В то время, как наша критика — в том числе и музыкальная — клянется именем социалистического реализма, сцена преподносит нам в творении Шостаковича грубейший натурализм. Однотонно, в зверином обличии представлены все — и купцы и народ. Хищница-купчиха, дорвавшаяся путем убийств к богатству и власти, представлена в виде какой-то «жертвы» буржуазного общества. Бытовой повести Лескова навязан смысл, какого в ней нет. И все это грубо, примитивно, вульгарно. Музыка крякает, ухает, пыхтит, задыхается, чтобы как можно натуральнее изобразить любовные сцены. И «любовь» размазана во всей опере в самой вульгарной форме. Купеческая двуспальная кровать занимает центральное место в оформлении. На ней разрешаются все «проблемы». В таком же грубо-натуралистическом стиле показана смерть от отравления, сечение почти на самой сцене. Композитор, видимо, не поставил перед собой задачи прислушаться к тому, чего ждет, чего ищет в музыке советская аудитория. Он словно нарочно зашифровал свою музыку, перепутал все звучания в ней так, чтобы дошла его музыка только до потерявших здоровый вкус эстетов-формалистов. Он прошел мимо требований советской культуры изгнать грубость и дикость из всех углов советского быта. Это воспевание купеческой похотливости некоторые критики называют сатирой. Ни о какой сатире здесь и речи не может быть. Всеми средствами и музыкальной и драматической выразительности автор старается привлечь симпатии публики к грубым и вульгарным стремлениям и поступкам купчихи Катерины Измайловой. «Леди Макбет» имеет успех у буржуазной публики за границей. Не потому ли похваливает ее буржуазная публика, что опера эта сумбурна и абсолютно аполитична? Не потому ли, что она щекочет извращенные вкусы буржуазной аудитории своей дергающейся, крикливой, неврастенической музыкой? Наши театры приложили немало труда, чтобы тщательно поставить оперу Шостаковича. Актеры обнаружили значительный талант в преодолении шума, крика и скрежета оркестра. Драматической игрой они старались возместить мелодийное убожество оперы. К сожалению, от этого еще ярче выступили ее грубо-натуралистические черты. Талантливая игра заслуживает признательности, затраченные усилия — сожаления. Правда. 1936. 28 января
БАЛЕТНАЯ ФАЛЬШЬ «Светлый ручей» — это название колхоза. Либретто услужливо указывает точный адрес этого колхоза: Кубань. Перед нами новый балет, все действие которого авторы и постановщики пытались взять из нынешней колхозной жизни. Изображаются в музыке и танцах завершение уборочных работ и праздник урожая. По замыслу авторов балета, все трудности позади. На сцене все счастливы, веселы, радостны. Балет должен быть пронизан светом, праздничным восторгом, молодостью. Нельзя возражать против попытки балета приобщиться к колхозной жизни. Балет — это один из наиболее у нас консервативных видов искусства. Ему всего труднее переломить традиции условности, привитые вкусами дореволюционной публики. Самая старая из этих традиций — кукольное, фальшивое отношение к жизни. В балете, построенном на этих традициях, действуют не люди, а куклы. Их страсти — кукольные страсти. Основная трудность в советском балете заключается в том, что тут куклы невозможны. Они выглядели бы нестерпимо, резали бы глаза фальшью. Это налагало на авторов балета, на постановщиков, на театр серьезные обстоятельства. Если они хотели представить колхоз на сцене, надо изучить колхоз, его людей, его быт. Если они задались целью представить именно кубанский колхоз, надо было познакомиться с тем, что именно характерного в колхозах Кубани. Серьезная тема требует серьезного отношения, большого и добросовестного труда. Перед авторами балета, перед композитором открылись бы богатейшие источники творчества в народных песнях, в народных плясках, играх. Жизнь колхоза, его новый, еще только складывающийся быт, его праздники — это ведь очень значительная, важная, большая тема. Нельзя подходить к этому с налета, с кондачка — все равно, в драме ли, в опере, в балете. Тот, кому действительно дороги и близки новые отношения, новые люди в колхозе, не позволит себе превратить это в игру с куклами. Никто не подгоняет наше балетное и музыкальное искусство. Если вы не знаете колхоза, если не знаете, в частности, колхоза на Кубани, не спешите, поработайте, но не превращайте ваше искусство в издевательство над зрителями и слушателями, не опошляйте жизни, полной радости творческого труда. По либретто Лопухова и Пиотровского на сцене изображен колхоз на Кубани. Но в действительности здесь нет ни Кубани, ни колхоза. Есть соскочившие с дореволюционной кондитерской коробки сусальные «пейзане», которые изображают «радость» в танцах, ничего общего не имеющих с народными плясками ни на Кубани, ни где бы то ни было. На этой же сцене Большого театра, где ломаются куклы, раскрашенные «под колхозника», подлинные колхозники с Северного Кавказа еще недавно показывали изумительное искусство народного танца. В нем была характерная именно для народов Северного Кавказа индивидуальность. Нет нужды непосредственно воспроизводить эти пляски и игры в искусстве балета, но только взяв их в основу и можно построить народный, колхозный балет. Либреттисты, впрочем, всего меньше думали о правдоподобии. В первом акте фигурируют кукольные «колхозники». В прочих актах исчезают всякие следы и такого, с позволения сказать, колхоза. Нет никакого осмысленного содержания. Балетные танцовщицы исполняют ничем между собой не связанные номера. Какие-то люди в одежде, не имеющей ничего общего с одеждой кубанских казаков, прыгают по сцене, неистовствуют. Балетная бессмыслица в самом скверном смысле этого слова господствует на сцене. Под видом колхозного балета преподносится противоестественная смесь ложно-народных плясок с номерами танцовщиц в «пачках». Пейзан не раз показывал балет в разные времена. Выходили принаряженные кукольные «крестьяне» и «крестьянки», пастухи и пастушки и исполняли танцы, которые назывались «народными». Это не был обман в прямом смысле. Это было кукольное искусство своего времени. Иногда эти балетные крестьяне старались сохранить этнографическую верность в своих костюмах. Некрасов писал иронически в 1866 году:
«Но явилась в рубахе крестьянской Петипа — и театр застонал!.. Все — до ластовиц белых в рубахе - Было верно: на шляпе цветы,
Удаль русская в каждом размахе…»
Именно в этом и была невыносимая фальшь балета, и Некрасов обращался с просьбой к балерине:
«…Гурия рая! Ты мила, ты воздушно легка, Так танцуй же ты „Деву Дуная“, И в покое оставь мужика!»
Наши художники, мастера танца, мастера музыки безусловно могут в реалистических художественных образах показать современную жизнь советского народа, используя его творчество, песни, пляски, игры. Но для этого надо упорно работать, добросовестно изучать новый быт людей нашей страны, избегая в своих произведениях, постановках и грубого натурализма и эстетствующего формализма.
Музыка Д. Шостаковича подстать всему балету. В «Светлом ручье», правда, меньше фокусничанья, меньше странных и диких созвучий, чем в опере «Леди Макбет Мценского уезда». В балете музыка проще, но и она решительно ничего общего не имеет ни с колхозами, ни с Кубанью. Композитор так же наплевательски отнесся к народным песням Кубани, как авторы либретто и постановщики к народным танцам. Музыка поэтому бесхарактерна. Она бренчит и ничего не выражает. Из либретто мы узнаем, что она частично перенесена в колхозный балет из неудавшегося композитору «индустриального» балета «Болт». Ясно, что получается, когда одна и та же музыка должна выразить разные явления. В действительности она выражает только равнодушное отношение композитора к теме. Авторы балета — и постановщики и композитор — по-видимому, рассчитывают, что публика наша так нетребовательна, что она примет все, что ей состряпают проворные и бесцеремонные люди. В действительности нетребовательна лишь наша музыкальная и художественная критика. Она нередко захваливает произведения, которые этого не заслуживают.
Правда. 1936. 6 февраля.
Категория: прочее | Добавил(а): sav2403 (12 Ноября 10)
))) ((( Кстати,автор: И.В.Сталин В балето- и опероведении считал себя профи (без шуток) А комменты лучше сразу закрыть,а то флуду-то будет А вообще - огромное спасибо,товарищ Соболев!Это должен знать каждый.А то уж много стало вздыхателей о прекрасной старине. Если бы не эти статьи,ДДШ был бы Моцартом 20 века.Как жаль,что.
A есть подтверждение, что автор Сталин? Что-то сомнительно! Рахманинова с первой симфонией ещё сильней критиканули старшие товарищи, коллеги по цеху. Вообще критика должна быть острой. Никогда Шостакович не стал бы вторым Моцартом, а в "формализьм" его могло утянуть течением. В тридцатые годы разброд мыслей, борьба группировок и дискуссии об искусстве были жестокие. Но в отношении оргвыводов гораздо хуже постановление 1948 года - тогда уже была прямая угроза благополучию и жизни.
Но в то время репрессии были реальностью, и перетряслись все, конечно, изрядно. Заслуги Хренникова в защите композиторов признают все. А ДДШ его "отравил" в своих воспоминаниях...
в общем-то = это один из мифов. да - никого из союза не выгнали. но постановление 1948 года явно ускорило смерть и Мясковского (называвшего это постановление хулиганством), и Прокофьева; сделало инвалидом Шебалина (инсульт) Так что Хренников вполне тянул на суд, аналогичный нюрнбергскому трибуналу (естественно, без тюремных сроков, но не без люстраций) Асафьев, впрочем, оказался еще хуже (впрочем, мб это было лишь возрастное)
Александр Павлович,судя по некоторым произведениям 2 половины века,мы потеряли совсем другого Шостаковича..Мое почти (после 8 и 15) любимое его произведение - Москва,Черемушки.Примыкает к Болту и Ручью.Но пауза-то какая!Сколько пытки жесточайшей депрессией пережил художник,который был совсем не смельчак по натуре!Уверен,потеряли мы не в пример больше,чем "приобрели".
Игорь! Я сам люблю балетные и джазовые сюиты Д.Ш! А оперетту слушать как то руки не дошли. Зато помню это хрущёвское время. Шостакович вступил в партию, написал оперетту на современную тему - этими новостями захлёбывалось радио. Помню, что тогда меня удивило использование популярной довоенной "Песни о встречном" в новой оперетте.
Ал.Палыч,оперетта гениальная именно по музыке!(и так достаточно злободневная по теме).Я ее перевыкладывал после засвера,числюсь автором поста.Послушайте!Вещь!А что касается партии - ну что вы хотите...время...мб,его и не спросили.. Мой отец тоже по должности был членом КПСС.Но он не был в жизни ни на одном партсобрании(ей богу,правда)(такую преференцию он приобрел,прооперировав местного партайгеноссе) и был антисоветчиком (и мне привил еше в 80)
видимо бубликом.. Сталинская премия первой степени (1941) — за фортепианный квинтет Сталинская премия первой степени (1942) — за Седьмую («Ленинградскую») симфонию Сталинская премия второй степени (1946) — за трио Сталинская премия первой степени (1950) — за музыку к фильму "«Встреча на Эльбе» (1949) Сталинская премия второй степени (1952) — за 10 поэм для хора
Если бы не некоторые фразы, затрагивающие отдельные моменты сюжета "Леди Макбет", то совершенно непонятно, где здесь хоть одна фраза критики. Такую статью можно было бы смело дословно отнести к любому произведению "музыкального формализма": авангарда, экспрессионизма и пр. - просто копируя слово в слово. Просто гнусная поносная статья в авторитетном издании и ничего более - странно как она попала в историю.
Кюи вообще был большой оригинал - даже своих более удачливых друзей по кучке кртиковал. А когда Пётр Ильич почил, Кюи сначала было заскучал - ругать некого, но вскоре переключился на набиравшего известность молодого Рахманинова. Скорее всего таким способом он устранял конкурентов. Критик-киллер. Так же делали и советские композиторы-чиновники - отличный способ
Да не Сталин лично это писал! Возможно, что Жданов, да и то скорее только визировал материал в печать. Т.е. "группа товарищей" подготавливала мнение вождя. Печально, конечно, что газетная статья в то время имела силу выстрела из пушки.
По мнению Е. Ефимова, "Сталин своей руки, судя по всему, к этому тексту ("Сумбур ...") не прикладывал. Не было нужды. Для таких дел у него были трудолюбивые “дворовые собаки”. Такой “дворовой собакой” был Давид Заславский. (см. книжку Евгения Ефимова «Сумбур вокруг «Сумбура» и одного «маленького журналиста»). "Балетную фальшь" написал он же. См. http://www.izvestia.ru/retro/article3115749/
А если б сейчас подобную статью написать по поводу некоторых телеканалов?! Ведь развращают народ - излучают пошлость и слабоумие! На Соловки бы этих деятелей искусств!..
Вот и вздохнёшь иной раз: "Сталина на вас нет!"...
Я частенько думаю обо всей этой ситуации. Здесь слишком много тонкостей для скороспелых суждений. Во-первых, мы до сих пор не знаем, кто такой Сталин - крутимся вокруг пары-тройки мифов. То же и с Шостаковичем, надо отметить. Кроме его музыки мы не знаем наверняка, в общем-то, ничего. Обычно эта ситуация рассматривается с такой позиции. Ужасный Сталин решил загнобить Шостаковича, написал статью или дал задание написать, и все это как бы "первое предупреждение перед казнью". Но представьте на минутку, что Сталин - не такой ужасный. А чуть менее. "Леди Макбет" стала очень популярной тогда оперой. Естественно, ему захотелось увидеть постановку. Он приходит и ... ничего не понимает. Довольно легко представить, что такой музыки Сталин не понимал, она ему искренне могла не нравиться. Он не выдерживает и уходит, не дождавшись окончания. И все. На этом его "главная партия" заканчивается. А дальше начинается "побочная партия" - начинает работать система. Как думают всякие борзые псы, увидев, что Хозяин ушел? Надо нападать! Надо гнобить. Вот они быстренько и стряпают статью. Заметьте, что когда Шостакович написал Четвертую симфонию, ее отказался играть не Сталин, а музыканты-оркестранты, т.е. обычные люди, которые мыслили совершенно в духе системы ("не дай бог сделать что-нибудь не так"). А кто знает - Четвертая симфония могла Сталину и понравиться. Во всяком случае, нам это неизвестно. Известно другое - что репрессий композиторов не было. А Шостакович не был расстрелян. И я не уверен, что Хренников тут сыграл какую-то особую роль. Кроме этого есть любопытная история, не знаю, насколько она правдива: когда Е.Голубева номинировали на сталинскую премию за новую симфонию, все были за, кроме Шостаковича. Когда Сталин узнал, что только Шостакович против, он все равно не утвердил премию, якобы сказав: "товарищ Шостакович разбирается в музыке лучше нас". Я совершенно соглашусь, если кто-то скажет, что то, что я описал, это чушь, и было не так. Конечно. Это лишь версия, которая показывает: все могло быть немножко иначе или совершенно иначе, чем мы привыкли думать, основываясь на совершенно порой мифических вещах и своих идеологических пристрастиях.
Шостакович был близок какое-то время с Мейерхольдом, о судьбе которого вы знаете. Так что пули свистели у виска.
Я на днях выложу книгу воспоминаний К. Кондрашина, там он немного пишет о музыкальных вкусах Сталина. Сталин любил русскую оперу. В симфонической музыке он не разбирался, но и скоропостижных выводов не делал. Сталинские премии трех степеней выдавались регулярно каждый год. Помимо лауреатов, вокруг этого дела кормилось множество консультантов. А вообще-то, вспомним историю с М. Юдиной. Ведь запись 23-го концерта Моцарта стояла на проигрывателе вождя в последние его дни. Так что не "Калинка-малинка", как язвил Шостакович!