ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Проект конкурса по музыкальной теории для выпускных классов ДМШ и ДШИ
А. Б. Давидчик
ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Проект конкурса по музыкальной теории для выпускных классов ДМШ и ДШИ
Есть ли на свете такой преподаватель теоретических дисциплин, которого ученик не спросил бы в один прекрасный момент: «а зачем мне это надо» – подразумевая занятия сольфеджио? Подозреваю, что нет. Смысл любой работы становится очевидным, если виден ее результат. В занятиях специальностью ученик каждое полугодие пожинает материальный результат в виде освоенного репертуара. Ради достижения этого результата ребенок в большей или меньшей степени готов совершать свои маленькие подвиги. Какие же результаты могут принести ученику занятия сольфеджио? Если подумать, то вполне ощутимые и значимые: например, он сможет записать любимую мелодию и подобрать к ней аккомпанемент, сделать аранжировку сочинения, написать песенку на мамин день рождения или на выпускной, наконец, помочь младшим товарищам с домашней работой. В этой статье предлагается проект конкурса по музыкальной теории для выпускных классов. Из множества видов заданий, которые обычно выполняются на уроках сольфеджио, для конкурса были отобраны именно те, которые наиболее связаны с практикой. Все задания разбиты на три блока, в каждом из которых акцентируется определенный вид деятельности: «Наставник», «Ученый», «Композитор». Таким образом, конкурс позволит ученику задуматься над своей профессиональной специализацией.
НАСТАВНИК 1. Перед вами диктант ученика 4-го класса. Найдите и исправьте ошибки в нотной графике и иные ошибки. Дана мелодия с ошибками, например: неправильные знаки альтерации при повышении VI и VII ступеней в мелодическом миноре, неправильное соотношение затакта и последней ноты, правописание штилей (вверх-вниз, слева-справа от головки ноты), неправильное соединение штилей восьмых после четверти с точкой в размере ¾ и 4/4, неточности в написании ключевых знаков). Можно указать количество ошибок, которые должен увидеть конкурсант. 2. Кроссворд «наоборот». Предложены семь-восемь понятий, следует дать им определение и зашифровать в кроссворд. Определения желательно давать своими словами, даже если ученик помнит правило наизусть. 3. Найти и исправить ошибки в хроматической гамме. 4. Группировка. Дана мелодия в размере 6/8, в которой нет разбивки на такты, с неправильными соединениями штилей или вовсе без соединения, с несоответствующей размеру записью крупных длительностей (например, половинная вместо четверти с точкой, залигованной с восьмой) и т. п. Ученику следует расставить такты и правильно сгруппировать длительности, исправив ошибки.
УЧЕНЫЙ 5. Восстановите аккорд по одному звуку. Указан аккорд (Д7 либо его обращения, ум.VII7 либо его обращения, ББ7, БМ7, Був.7, ММ7, Мум.7) и дается один из его тонов, обозначенный как прима, терция, квинта или септима. Требуется «вычислить» остальные звуки аккорда. В аккордах Д7 с обращениями, ум.VII7 с обращениями и Мум.7 следует определить тональность и разрешить их. 6. В ряду тональностей не хватает одной. Впишите ее. Даны пять тональностей I степени родства. Необходимо догадаться о принципе, связующем эти пять тональностей и указать шестую. 7. Определить лад мелодии. Даны две-три мелодии, написанные в ладах: пентатоника, параллельно-переменный, лидийский, миксолидийский, фригийский, дорийский. 8. Аккорд ум.VII7 при помощи энгармонической замены превратить в VII65, VII43, VII2 и разрешить. И/или ув.53 таким же образом. 9. Изменение гармонического расположения. Ученику предложен один аккорд. Требуется: а) определить сам аккорд; б) его тональность; в) разрешить; г) переписать (вместе с разрешением) в широком расположении во всех мелодических положениях. 10. Чтение партитур и гармонический анализ. Ученику предлагается фрагмент партитуры, расписанной для струнного квартета (8 тактов в хоральной фактуре), содержащий функциональную модуляцию, отклонения в тональности I степени родства. Необходимо переписать этот фрагмент для исполнения на фортепиано (свести в клавир на двух строчках в скрипичном и басовом ключах) и подписать цифровку.
КОМПОЗИТОР 11. Модуляция. В заданном мелодическом периоде изменить последние два такта таким образом, чтобы получить: а) модуляцию в тональность доминанты; б) модуляцию в параллельную тональность. 12. Реставрация. Досочинить пропущенные такты в мелодии (например, 2-й, 5-й и 7-й в восьмитакте). Для выполнения этого задания лучше предложить ученику авторскую мелодию, чтобы впоследствии была возможность сравнить вариант ученика с авторским вариантом. 13. Собрать из разрозненных тактов целостную мелодию, ориентируясь на закономерности мелодического и ритмического развития периода. Используется мелодия, представляющая собой период повторного строения (8 тактов) с типичным вопросо-ответным соотношением предложений (Д-Т), ритмическими остановками в кадансах, структурой суммирование, кульминацией в 3-й четверти периода и т. п. 14. Гармонизация. Дана мелодия целиком (период) и разрозненные такты аккомпанемента. Музыкальный фрагмент желательно подобрать из знакомой для ученика музыки. При выполнении возможны следующие варианты: а) дать прослушать в записи этот фрагмент; б) сказать какое это произведение, но не ставить аудиозапись; в) не называть сочинение и попросить ученика отгадать его, проинтонировав мелодию внутренним слухом. 15. Аранжировка. Дана мелодия с аккомпанементом хорального склада. Желательно, чтобы в мелодии хорошо чувствовалась ее жанровая природа. В аккомпанементе допущены одна-две гармонические ошибки. Ученику следует: а) найти и исправить ошибки в гармонии; б) определить жанр мелодии; в) выписать аккомпанемент в соответствующей этому жанру фактуре. 16. Каноническая имитация. Написать канон (10-12 тактов) на заданное начало. Дается два-три варианта начальной попевки (2 такта).
В завершение конкурса ученику предлагается отметить пять наиболее интересных ему заданий в порядке предпочтения. Победители конкурса определяются либо по общему количеству баллов, либо по каждой из трех номинаций отдельно – на усмотрение преподавателя.