Надежда ВАСИЛЬЕВА. Русский скрипач Хандошкин и культура XVIII века
Иван Евстафьевич Хандошкин – основоположник русского скрипичного исполнительства. Талантливый музыкант – самоучка. Он был неутомимым. Настойчивым и упорным борцом за развитие самобытной русской музыкальной культуры. С именами М. Березовского, И. Хандошкина, В. Пашкевича, М. Матинского, М. Соколовского, Е. Фомина связан период становления и развития русской музыкальной культуры конца 18 столетия, который привел к возникновению русского музыкального профессионализма. В этот период были заложены основы для последующего расцвета национальной музыки 19 – 20 столетий. В первой половине 18 столетия, с быстрым ростом промышленности и сельского хозяйства, усилились классовые противоречия. Своего кульминационного развития они достигли во второй половине 18 столетия, когда страну охватили многочисленные крестьянские волнения и вооруженные восстания. Неизгладимый след в истории России оставила Крестьянская война 1773 – 1775 годов, возглавленная Пугачевым. В числе других последствий, восстание Пугачева усилило просветительское направление в русском общественном движении 18 столетия, укрепило позиции просветителей. Расширило круг их приверженцев. В большинстве своем русские просветители сочувствовали бесправному крестьянству, стояли на его стороне и старались помочь ему в борьбе с угнетателями. Русские писатели – просветители, такие как Д.И. Фонвизин, Н.И. Новиков, И.П. Пнин, И.А. Крылов и другие, несмотря на строгие запреты цензуры, в той или иной форме отражали в своем творчестве борьбу народных масс с гнетом крепостничества. Русское освободительное движение выдвинуло целый ряд литераторов и критиков, и среди них выдающегося просветителя – революционера А.Н. Радищева. Он возглавил и развернул беспощадную критику крепостнического общественного строя. С необычайной смелостью и прямотой писатель характеризует помещичий гнет и нарастающую народную борьбу за лучшую долю. Деятельность русских просветителей была той путеводной звездой, что указывала направление, по которому должна была развернуться борьба народа за свое раскрепощение. Хандошкин близко знал этих просветителей (был лично знаком со многими), слышал их высказывания, читал литературные труды и вполне разделял их взгляды. Русская музыкальная культура 18 столетия, несмотря на сильное влияние форм и жанров, господствовавших в западноевропейской музыке, отличалась богатством национального своеобразия и традиций как в области хорового пения, так и в области инструментальной народной музыки - наследии искусства скоморохов. Даже придворная Певческая капелла, деятельность которой была связана с творчеством приглашенных в Россию иностранных композиторов и исполнителей, сохранила свою самобытность. Развитие музыкальной культуры 18 столетия в России характеризуется напряженной борьбой за создание прогрессивного демократического искусства. Показательно, что большинство передовых деятелей культуры того времени – выходцы их низших сословий, и лишь незначительная часть принадлежала сословию дворян. Великий русский мыслитель, ученый, художник, поэт, основоположник русской классической литературы М.В. Ломоносов был сыном крестьянина – помора, ученый и поэт В.К. Тредьяковский – сыном астраханского священника. Многие талантливые скульпторы, живописцы , музыканты 18 столетия вышли из низших социальных слоев, не говоря уже о тех, кто вышел из числа крепостных крестьян. В Художественную академию принимали детей солдат, матросов, дворцовых служащих – конюхов, каретников, истопников и др. В придворную певческую капеллу набирали мальчиков из украинских сел, большей частью детей крестьян и деревенских священнослужителей. В придворный оркестр, начиная с 1740 года, принимали учеников – музыкантов из той же Певческой капеллы. Таким образом, русские музыканты, художники, архитекторы. Скульпторы были связаны крепкими узами со своим народом, с его традициями, устремлениями. Это, конечно, отражалось на всей их деятельности и творческой работе. Формирующаяся молодая русская композиторская школа находилась в тот период под непосредственным влиянием передовых идей, господствовавших в прогрессивной части русского общества. Тяга к народности. Широкому демократизму была характерна для русской музыки второй половины 18 столетия. Такие композиторы как М. Березовский, П. Скоков. М. Соколовский, В. Пашкевич, Е. Фомин, И. Хандошкин, М. Матинский, Д. Бортнянский и другие, стремились отражать в своем творчестве реальную русскую действительность. Уже первые комические оперы Фомина, Пашкевича, Соколовского отличались и по форме , и по содержанию от западноевропейских. В основу этих опер была положена русская народная песня. На основе народной песни вырастало все демократическое музыкальное искусство 18 века. Хандошкин одним из первых использовал и блестяще обработал русские крестьянские и городские народные песни в своих произведениях для скрипки и других инструментов. О н приобрел известность и как неутомимый собиратель народных песен. Имя Хандошкина было популярно в России. Талантливый композитор, с ярко выраженным национальным складом дарования, создатель русской скрипичной литературы и один из основоположников русского скрипичного стиля, ,блестящий скрипач, виртуозно владевший игрой на гитаре и балалайке, дирижер и педагог - таков разносторонний круг деятельности этого замечательного художника. Его имя – среди немногих имен русских музыкантов 18 века, ставших известными в ту пору и за пределами России. Жизнь и творчество Хандошкина приоткрывают завесу над плодотворной эпохой в развитии русской музыки, заложившей основы национальной музыкальной культуры, над ее богатейшим художественным наследием. Иван Евстафьевич Хандошкин родился в 1747 году. Место его рождения неизвестно. Хандошкин был сыном придворного музыканта – литаврщика при Петре 111 и воспитывался при оркестре. Куда пошел по принуждению. Хандошкин находился в числе учеников оркестра и его учителем был придворный камер – музыкант Тито Порто. То, что Хандошкин был сыном придворного музыканта, не исключает его происхождения из крепостного звания. Большинство русских придворных музыкантов тогда были по происхождению крепостными. С 15 марта 1764 года (в 17 лет) Хандошкин работал в качестве придворного музыканта учителем игры на скрипке в инструментальных классах Академии художеств. В конце 50-х начале 60-х годов поступил на придворную службу. В начале 80-х годов Хандошкин находился на придворной службе в качестве камер-музыканта и капельмейстера, давал концерты на «немецком театре», его сочинения печатались в центре тогдашнего ротопечатания – Амстердаме. В 1783 году Хандошкин вместе с первым придворным актером И.А. Дмитревским принимал в казну «Вольный ветер» Книппера. Все это свидетельствовало о признании в лице Хандошкина крупного музыканта. Об этом говорит и жалование, получаемое им: 1100 рублей, кроме квартиры и дровяных, - оклад, значительный по тому времени, особенно для русского музыканта. Об артистической известности Хандошкина в эти годы свидетельствует избрание его членом одного из петербургских музыкальных клубов, игравших большую роль в иузыкально-общественной жизни столицы. Почетными членами этих клубов (их было всего два) избирались знаменитые артисты и актеры. В 1784 году Хандошкин вместе с балетмейстером Анджамини и композитором балетной музыки Каноббио принимал непосредственное участие в работе с придворной балетной труппой, занимая должность ее репетитора и,как первый скрипач обоих придворных оркестров, дирижера балетных спектаклей. Существуют сведения и о том, что Хандошкин был сочинителем балетов при дворе. С 1785 года имя Хандошкина связывается с именем князя Г.А. Потемкина и организованной им Музыкальной академией в Екатеринославе. Потемкин был любителем музыки и народной песни. Сохранились документы о капелле Потемкина, свидетельствовавшие о его некоторых музыкальных мероприятиях. Эти мероприятия были связаны с придворной жизнью: устройством маскарадов. Спектаклей, приемов, а также с домашним бытом Потемкина. В котором музыка занимала большое место. Большой любитель всяческих фантастических проектов, Потемкин неоднократно замышлял об учреждении различных музыкальных учебных заведений. 5октября 1784 года он возбудил ходотайство перед Екатериной11 об основании в Екатеринославе Академии Наук и Художеств, определяя на содержание капитальную сумму. На это последовал высочайший указ об основании университета, в котором должны быть преподаваемы не только науки. Но и художества. С этого началось осуществление идеи Потемкина. Получив одобрение Екатерины11 , Потемкин привлек в качестве начальника университета Хандошкина. Потемкин увлекся игрой Хандошкина, услышав его блестящую импровизацию при исполнении партии облигатной скрипки в одной из ораторий Сарти, написанной последним по приказу «светлейшего». Добившись от Екатерины11 увольнения Хандошкина с придворной службы, Потемкин 20 февраля 1785 года писал генерал-прокурору А.А. Вяземскому: «Ее императорское величество соизволила двора ея императорского величества камер-музыканта Ивана Хандошкина уволить к определению в Екатеринославский университет с награждением чина придворного мудшенка, о чем и дано от меня знать учрежденному над зрелищами и музыкой комитету. А Ваше сиятельство покорно прошу с доставлением ему на пожалованный чин патент.» В этот же день комитет по управлению зрелищами и музыкой выполнил желание Потемкина. 23 февраля последовал высочайший указ кабинету об увольнении Хандошкина с «чином и пенсею», а 2 апреля на его местот был назначен скрипач А.М. Сыромятников. 26 апреля Потемкин уведомлял екатеринославского правителя Синельникова о назначении Хандошкина «с награждением чина придворного мундшенка». 30 апреля на заседании комитета по управлению зрелищами и музыкой рассматривалась просьба начальника екатеринославского университета Ивана Хандошкина, просившего о выдаче ему положенного ему в бытность при сей дерекции жалованья. Начальник екатеринославского университета Иван Хандошкин жил в Москве сначала «в приходе девяти мучеников» в доме г-на Некрасова, а позднее у Тверских ворот «против Страстного монастыря» в доме капитанши Натальи Григорьевой, в Екатеринослав не выезжал и к делам «Музыкальной академии» никакого отношения не имел. Положение Хандошкина, для которого отстранение от дел «Музыкальной академии», вероятно, явилось неожиданным, было тяжелым, иначе вряд ли он занялся бы продажей скрипок по сходной цене. Упоминание, всвязи с организацией «Музыкальной академии» имени Сарти. Проливает свет на столь неожиданные превратности в судьбе начальника университета Ивана Хандошкина. Сарти, бывший не только придворным композитором, но и хитрым и ловким царедворцем, умудрившимся с одинаковым рвением служить Потемкину и его врагу Зубову, сумел, вероятно, оттеснить Хандошкина с занимаемой должности и в 1791 году, уже после смерти Потемкина был официально назначен директором Академии. После 1787 года Хандошкин переехал из Москвы в Петербург, где в 1790 году жил в «третьей части екатеринского канала», в угольном деревянном доме полковника Андреевского. Живя на пенсии, Хандошкин принимал участие в музыкально-общественной жизни Петербурга. Его талант высоко ценили современники, называвшие гениального скрипача «наш Орфей». В эти годы имя его приводится в числе немногих имен выдающихся русских музыкантов и художников, проживавших в Петербурге. Хандошкин выступает в качестве исполнителя при дворе Павла1, принимает участие в музыкальных вечерах Сергея Саввича Яковлева, сына известного богача и промышленника Саввы Яковлева. О творческой активности Хандошкина в эти годы свидетельствуют обнаруженные рукописные его сочинения: «Чувствительная ария» для скрипки соло и концерт для альта, датированные 1801 годом, в которых ярко выставляются новые черты его композиторского стиля. Умер Хандошкин 18 марта 1804 года внезапно от паралича сердца, придя в Кабинет за пансионом,57 лет отроду. Похороны Хандошкина состоялись на другой день в субботу 19 марта. Поспешность захоронения можно объяснить лишь тем обстоятельством, что последующие дни совпадали с церковным «Великим постом». Многие друзья и знакомые не знали о смерти Хандошкина, о его захоронении на следующий день и на похоронах не присутствовали. Отпевали его в Казанском соборе. При выносе тела из собора присутствовал протоирей Федор. День был пасмурный, тихий, шел снег. Похоронили Хандошкина на Волковском кладбище. Жизнь вдовы Хандошкина – Елизаветы, оставшейся с маленьким сыном, проходила в крайней бедности. В поданном на имя императора Александра1 прошении жена Хандошкина просит о назначении ей пенсии. Ей назначили пенсию в половинном размере от пенсиона мужа, которую она получала до 1817 года. Хандошкин был редким явлением в истории русской музыки. Благодаря природному таланту, огромной работоспособности он завоевал не только широкую популярность, но и стал основоположником русской скрипичной школы.
Неужели так трудно было поправить огрехи: пропущенные пробелы и т.п.? Часть текста, касающегося отставки с должности начальника екатеринославского университета, видимо пропущена; если сведений нет, следовало бы указать.