3 декабря, в Испанском зале Пражского Града, состоялся вечерний концерт с участием камерного оркестра «Чешские виртуозы», в рамках которого известный пианист и дирижёр, лауреат Международных конкурсов Алексей Панов (г. Москва) исполнил Концерт №24 для фортепиано с оркестром Вольфганга Амадея Моцарта. За дирижёрским пультом стоял Ондрей Врабец (Чехия). Организатором ежегодного мероприятия выступило «Объединённое общество слепых и слабовидящих Чешской Республики». Для московского пианиста это был далеко не первый визит в столицу Чехии. В восемнадцать лет Алексей Панов получил диплом престижного Международного конкурса музыкантов-исполнителей в Праге, а через двенадцать лет он стал обладателем I премии и Гран-при на этом же конкурсе.
Выпускник Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (класс профессора Юрия Степановича Слесарева), Алексей Петрович Панов родился в Москве в 1969 году. Рано проявившиеся музыкальные способности ребёнка на протяжении нескольких лет держали к себе пристальное внимание прессы и телевидения СССР, психологов, специалистов из Японии и других стран. Не будучи знакомым с нотной грамотой, мальчик уже в 5 лет знал наизусть такие сложнейшие произведения, как оперы «Пиковая дама» и «Чародейка» П. И. Чайковского, «Борис Годунов» М. П. Мусоргского и мог абсолютно любой фрагмент из них воспроизвести по памяти на фортепиано. Его называли вундеркиндом, «вторым Моцартом», «слепым музыкантом»… Всё дело в том, что Алёша появился на свет практически незрячим. Первые восемь лет его жизни прошли в борьбе за зрение, которое удалось восстановить лишь частично. Но таков, видимо, был Божий Промысл о нём: частично лишённый зрения ребёнок оказался наделён уникальным гармоническим слухом и феноменальной памятью. В 1974 году состоялась знаковая встреча маленького вундеркинда с великим Шостаковичем. Способности мальчика произвели на композитора большое впечатление.
Музыкальное образование Алексей получал на общих основаниях. С отличием закончил Московскую консерваторию и аспирантуру при ней. Будучи студентом старших курсов, принимал участие во II Международном конкурсе пианистов им С. В. Рахманинова, а также выезжал в Эстонию (по приглашению Таллинской консерватории) с сольным концертом, составленным из рахманиновской программы для выступления в древней эстонской ратуше. После окончания консерватории Алексей Панов совмещает концертную деятельность с преподаванием в музыкальных учреждениях г. Москвы и Московской области. В 2002 году как специалист по творчеству С. В. Рахманинова, от имени Музея музыкальной культуры им. М. И. Глинки, Алексей Петрович получает приглашение сыграть мировую премьеру сюиты ре минор, которая ранее считалась утерянной. Чуть позже, в 2003 году, состоялся его дирижёрский дебют в городе Череповце. В концерте он с большим успехом выступил как дирижёр и солист. В истории нашей страны никогда ещё не было такого, чтобы оркестром управлял человек с небольшим остатком зрения. В 2004 году, по приглашению профессора Леонида Владимировича Николаева, Алексей Панов вновь поступает в Московскую консерваторию, на этот раз в класс оперно-симфонического дирижирования. Преданная любовь к музыке, врождённая феноменальная память и очень чуткий внутренний слух помогают воплотить в жизнь давнюю мечту – он хочет быть дирижёром! Партитуры Алексею Петровичу приходится учить наизусть, в то время как другие дирижёры держат на своём пульте ноты. Сразу проводится параллель с великим Артуро Тосканини, который весь свой репертуар держал в голове и всегда дирижировал по памяти. Но, к сожалению, Алексею Панову с 5-го курса дирижёрского факультета пришлось уйти сразу после смерти любимого педагога – профессора Николаева. Среди преподавателей кафедры заниматься с человеком, имеющим плохое зрение, желающих не нашлось, не смотря на то, что Алексей Петрович мог дать фору любому зрячему музыканту. Кроме того, с него стали требовать плату за дальнейшую учёбу, а он не мог себе этого позволить. После ухода из консерватории стал заниматься самообразованием: изучал партитуры, аудио- и видеозаписи мастеров дирижёрского искусства, анализировал многочисленные интерпретации одного и того же произведения, создавая свою трактовку прочтения партитуры. А в этом году, по прошествии семи лет, Алексей Петрович, благодаря доценту Станиславу Дмитриевичу Дяченко, возобновляет своё обучение в консерватории, теперь уже на факультете двухгодичной профессиональной переподготовки по дирижированию оперно-симфоническим оркестром.
Всё это время, начиная с победы на Международном конкурсе в Праге, за успехами Алексея Панова продолжали следить за рубежом. Его приглашали выступать в Германии, а в 2003 году он ездил в Данию в качестве представителя нашей страны на престижный музыкальный фестиваль людей с ограниченными возможностями по личному приглашению президента общества слепых. Летом этого года пианист получает приглашение от «Объединённого общества слепых и слабовидящих Чешской Республики» выступить со знаменитым камерным оркестром «Чешские виртуозы». Алексей Петрович выбирает до-минорный концерт Вольфганга Амадея Моцарта K.491, каденции к которому пишет сам. В программе вечера наряду с фортепианным концертом Моцарта – мировая премьера концерта для тубы с оркестром современного чешского композитора Отомара Квеха (солист – Ян Адамец) и увертюра Людвига ван Бетховена «Кориолан».
Кульминацией вечера, без сомнения, стало исполнение Алексеем Пановым концерта Моцарта. Дирижёру с пианистом удалось создать прекраснейший ансамбль. Ондрей Врабец мастерски вёл оркестр, следуя за ходом мыслей солиста. Очень трагично прозвучал 24-й концерт. Таковым по сути и является до минор у Моцарта – ощущение тоски и беспросветного горя – тональность выражения самых глубоких трагических переживаний (вспомним хотя бы его Большую мессу, фортепианную фантазию и сонату). Кстати, недаром в начале концерта была поставлена трагическая увертюра Бетховена, написанная в той же тональности. Да и в концерте Моцарта есть что-то «бетховенское»: драматическая выразительность, симфоничность. До минор как бы обрамлял весь этот вечер.
Первая часть прозвучала довольно сдержанно. Видимо, солист заранее решил всю страстность перенести в финал, который по своей сути есть не что иное, как революционный марш в виде вариаций, несущий в себе оттенки чего-то зловещего. Вероятно, даже и некую долю трагизма и мистицизма «Дон Жуана» (достаточно вспомнить финал 2-го действия и сцену на кладбище со статуей Командора). Largetto, его «трогательная чистота и предельная простота выражения» (по мнению Альфреда Эйнштейна, автора монографии о Моцарте), в исполнении Алексея Панова заставило слушателей окунуться в воспоминания о детстве, где царит беззаботность, ощущение непреходящей радости и вечное блаженство.
После заключительного аккорда раздались бурные овации и публика искренне кричала «Браво!». Зал не хотел отпускать пианиста, настойчиво требуя сыграть «на бис». Алексей Петрович в заключение вечера исполнил «Декабрь» из «Времён года» П. И. Чайковского и знаменитое «Rondo Alla Turca» из ля-мажорной сонаты В.-А. Моцарта. В Чайковском был взят непривычно подвижный темп, благодаря которому сложилось ощущение скоротечности времени и земного существования в частности. «Декабрь», как итог уходящего года, а, быть может, это финал прожитой жизни?!. Третья часть моцартовской сонаты прозвучала как-то зловеще. Трудно было представить, что её можно так сыграть. Пианисту удалось ввести публику в рамки собственного восприятия этой музыки на данном этапе и Алексей Панов ещё раз доказал всем, что он настоящий музыкант.