Выдающиеся исполнители на виоле да гамба на сцене Малого зала филармониии Санкт-Петербурга.
Незабываемое впечатление оставили выступившие в рамках фестивалей "Earlymusic" и "Музыкальная коллекция" Паоло Пандольфо, Хилле Перл и Витторио Гиельми. Паоло Пандольфо. Выпускник Римской консерватории и основатель ансамбля старинной музыки La Stravaganza Паоло Пандольфо известен возрождением интереса к музыке Господина Демаши, своими мастер-классами. Музыкант наряду с исполнением произведений эпохи барокко еще и сочиняет музыку для виолы да гамба. При этом он пытается использовать в своем творчестве изрядно забытое в настоящее время искусство классической импровизации. Вот, что он пишет о нем: "Всякий, кто играет старинную музыку, знает, что музыканты XV-XVIII веков импровизировали множеством способов и в различных контекстах. Например, штудию чаконы можно сравнить с тем, как джазовые музыканты XX века практиковали блюз: они создавали некую основу для развития навыков исполнительства и воображения. Многие записанные сочинения до сих пор хранят следы импровизации, и, вероятно, это было записано для того, чтобы воспитывать в музыкантах важнейший навык - экспромт. Удивительно сравнивать записи сочиненных произведений с записями импровизированной музыки, созданной «здесь и сейчас. Еще одна особенность импровизации состоит в том, что таким образом тело привыкает к инструменту значительно лучше, чем если бы оно постоянно придерживалось строгого рациона фиксированности в музыке. Импровизация открывает новые музыкальные перспективы. Большинство старинных музыкантов были способны не только импровизировать, но и сочинять. Возможно, не все они были так хороши, как И.С.Бах, но так ли это важно? В наших творческих порывах мы, современные музыканты, совершенно парализованы величием композиторов прошлого. Стремясь быть аутентичными во всем, мы должны сочинять и импровизировать, подобно им, не надеясь, что кто-то сделает это за нас". Паоло Пандольфо исполняет свои импровизации на классические и джазовые темы. 1. Импровизация в форме Чаконы. 2. Импровизация "Продолжая движение". 3. "Metamorphosis". 4. "Poisoned song" ("Poison Song").
Известная немецкая гамбистка Хилле Перл - выпускница Akademie für Alte Musik в Бремене, где проходила обучение у Яапа тер Линдена. Любовь к старинной музыке - ее семейная традиция: отец - музыковед (специалист по творчеству Моцарта), клавесинист и органист, муж - лютнист, дочь - исполнительница на виоле да гамба. Семья известна симпатиями к социализму. На концерте в Михайловском замке, когда обладатели дешевых билетов ринулись в проходы и стали тесниться у стен, ее муж Ли Сантана со словами "И стали последние первыми" лично поставил скамью перед первым рядом, где сидели обладатели дорогих билетов, пригласив туда теснившихся у стен. Хилле Перл и Ли Сантана исполняют "Les Folies d'Espagne" Марена Маре (звучит полная редкая версия этого сочинения).
Итальянский гамбист Витторио Гиельми учился игре на виоле в Accademia Internazionale della Musica (Милан) у Роберто Джини, у Виланда Кейкена в Conservatoire Royale (Брюссель) и у Кристофа Коэна в Париже. Музыкант известен своим интересом к современной классической музыке. Специально для Гиельми создают свои сочинения композиторы Ури Кейн (Концерт для виолы да гамба), Кевин Воланс ("Сон белого человека"), Надир Вассена ("Трансцендентная багатель для виолы да гамба и лютни с оркестром"). В старинной музыке его внимание привлекает итальянская и немецкая музыка позднего барокко. В частности он стал первым издателем и исполнителем полного собрания концертов для виолы да гамба Иохана Готлиба Грауна. Витторио Гиельми исполняет совместно с российским музыкантом Рустиком ПозюмскимДуэт для двух виол еще одного подзабытого композитора этой эпохи Кристофа Шаффрата: