Г.Тудоровская. Будьте как дети (об игре Ришарда Сварцевича)
БУДЬТЕ КАК ДЕТИ “Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное” (Матф.18:3). ---------------------- РИШАРДУ СВАРЦЕВИЧУ, ПИАНИСТУ И ОРГАНИСТУ Я люблю Вашу музыку, Вашу игру! Вы играете просто и очень естественно. Вы играете сердцем, и эти звуки, из сердца идущие, В сердце заходят, как взгляд ребёнка правдивый Прямо в глаза - не уйти, не закрыться , не спрятаться - Да и не нужно, не хочется прятаться. В звуках Вы сами, и отвечая, становишься тоже собой, Правдивым, без фальши, открытым, смотрящим Прямо в глаза ребёнком.
Внимание, сердце открытое, Большие глаза И немного растерянности… ---------------------- Нехорошо цитировать себя, но так точно, как написалось в этом стихотворении, мне уже не сказать повторно. ..
Недавно меня просили написать о Владимире Владимировиче Нильсене, и я сначала согласилась. Но что я могу написать о нём от себя при том, что я знаю его по рассказам учеников в книге воспоминаний и по очень небольшому количеству записей? Кажется, ничего. С другой стороны, мне посчастливилось причаститься его слышания и его педагогики через то, что я узнала от учеников, посчастливилось познакомиться с ним таким вот образом и полюбить его всем сердцем. Со мной это бывало не раз, когда я узнавала человека уже после его смерти по рассказам и влюблялась… Но что про это можно написать конкретно? Да ничего… И я решила написать о его верном ученике, от которого я больше, чем от кого бы то ни было, узнала о Владимире Владимировиче и о том, как он жил, слышал и учил, об ученике, благодаря которому случилась эта влюблённость, - о пианисте и органисте Ришарде Сварцевиче.
Когда я впервые услышала игру Ришарда, меня поразила её необычайная естественность. Естественность эта незаметна и совершенно неуловима! И только потому, что она непривычна слуху, воспитанному на игре, которая во многом основана на замысле, на концепции, часто на выдумке – в самом хорошем понимании этого слова, но всё-таки на выдумке! – только потому эта естественность обратила на себя моё внимание. И я почувствовала, что просто умру, если не пойму, как эта естественность достигается.
Мне повезло. Ришард Сварцевич – не только замечательный исполнитель (кстати сказать, мало кто умеет одинаково мастерски играть и на органе, и на фортепиано – Ришард умеет!), он ещё и замечательный учитель. В своей педагогике он умеет объяснить и передать то, чему его научил В.В.Нильсен, и то, что он делает сам. И естественность его игры, конечно же, тайна по своей сути, но он эту тайну умеет приоткрыть. Два точных слова – как ключ, - и моя игра уже меняется, и в моей игре делаются открытия и возникают свои тайны… Мне повезло и в том, что, хотя и при разном умении, изначально мы слышим одними ушами… И я в своей педагогике стараюсь передать то, чему научилась, своим ученикам – и растёт маленькая веточка «школы» В.В.Нильсена. Школы – нельзя сказать, нет никакой школы как чего-то, отличающегося от других школ, и сам Владимир Владимирович не любил говорить о школе. Это скорее точность слышания того, что заложено в музыке, и способ передачи услышанного.
В этом способе нет муштры. Сейчас много защищают профессиональное музыкальное образование с дошкольного возраста, говорят о важности поставить руку (возродили давно устаревшее выражение!) прямо в 5 лет… Всегда очень ценятся занятия по 8 часов в день… В.В.Нильсен начал учиться игре на фортепиано в 11 лет. С.Т.Рихтер не учился на гаммах и этюдах, первой сыгранной им пьесой была Прелюдия Шопена… Но также можно 8 часов в день учить Прелюдию Шопена и делать музыкальные открытия в гаммах! Сварцевич показывает в гаммах столько гармонического разнообразия, внутренней модуляционности, смены регистров… А «поставить руку» - если руку поставить, то и музыка станет! Великий польский пианист и педагог Теодор Лешетицкий называл учеников, которые занимаются больше трёх часов в день, лентяями, считая, что за 3 часа можно успеть всё, а в течение большего времени внимание расслабляется. Но кто-то может и в течение 8 часов заниматься музыкой со всеми её открытиями и находками. Что же такое тогда профессионализм? Умение заучивать и повторять? И нужно ли ставить такой спортивный профессионализм целью? Как быть тогда с теми, порой гениальными, исполнителями, кто не получил этого «профессионального» образования с малых лет?
Я не могу сказать о «профессиональных» качествах игры Нильсена, т.к. знаю её только по немногим сохранившимся записям. Но могу сказать об этих качествах в игре Ришарда Сварцевича и других учеников Нильсена, которых я слышала на концертах памяти Владимира Владимировича. Там нет заученности, нет вымуштрованности. Варианты исполнения не повторяются, каждый вариант отличается от других. И при этом, когда слышишь игру разных нильсеновских учеников – разных во всех смыслах, и по-человечески, и профессионально (кто-то больше концертирует, кто-то больше преподаёт, у кого-то поровну того и другого), - ощущаешь дух Учителя, дух Владимира Владимировича. Но каждый играет по-своему, не копируя. Разная техника, разное произношение, различная степень свободы, но это именно произношение, речь, умение сказать сердцем.
Вспомнилось к слову, что Михаил Иванович Глинка называл себя дилетантом - от итальянского «diletto» - «наслаждение», «удовольствие». Сейчас понятие «дилетант» противопоставляется понятию «профессионал». Красноречиво, ничего не скажешь!
Слушая игру Ришарда, я заметила, что та естественность, которая меня поразила с самого начала, обеспечивается высочайшей точностью. Точностью выбранного темпа, точностью агогики, точностью тембров и регистровки. Такая точность – ни в коем случае не расчёт, она интуитивна по природе и находится каждый раз заново и по-своему в каждом варианте исполнения одного и того же произведения. К примеру, один и тот же Ноктюрн до минор Шопена когда-то играется быстрее, когда-то медленнее, в одном случае в нём явственнее прослушивается шаг, в другом – песня, в третьем – речь… И снова самоцитата: ------------------------------ НОКТЮРН ШОПЕНА (ОБ ИСПОЛНЕНИИ В АПРЕЛЕ 2010 ГОДА, УСЛЫШАННОМ МНОЮ НЕДАВНО)
Вы играете до минорный ноктюрн Шопена … Один и тот же ноктюрн звучал много раз, И каждый раз он другой, не такой, как прежде. Он меняется вместе с течением времени, Вместе с воздухом, которым мы дышим, Вместе с жизнью – пусть и коротким будет её отрезок От одного исполнения до другого. Иногда он бывает песней - самой печальной на свете песней. Иногда становится шагом - самым печальным на свете шагом. А то, что вчера прозвучало, было проникновеннейшей речью, Тоже самой печальной на свете, правдивой, Достигающей с болью и скорбью той глубины сердечной, Где мы встречаемся и вместе оплакиваем Всё, что нужно оплакать, и всех… Тот же ноктюрн, но ничто не повторяется в Вашей игре, Как не повторяется жизнь…
Свобода боли сердечной, Свобода печали… ---------------------------- По-другому мне не сказать повторно… Это исполнение состоялось в Польском консульстве в Санкт-Петербурге и было посвящено памяти Леха Качиньского, польского президента, погибшего в апреле 2010 года под Смоленском.
Нет фиксированного замысла, концепции, есть сыгранное так сегодня и иначе в другое сегодня. То же самое происходит в исполнении Ришардом Лунной сонаты Бетховена, Скерцо Шопена, других шопеновских ноктюрнов – во всём. И каждое произведение раскрывается максимально, потому что в нём есть и то, и другое, и третье. И что интересно: даже на ученическом уровне, на котором я вижу себя – пусть взрослого и, наверное, хорошего музыканта, но этому языку я ещё только учусь – происходит то же самое! Делая что-то удачно, найдя что-то, ты не стремишься это запомнить и сохранить и не боишься потерять. Найденное неповторимо, и в следующий раз ты найдёшь новое, и этих находок столько, что сохранять их бессмысленно и невозможно, как невозможно удержать руками жизнь. Многие мои находки ещё впереди, но я уже слышу, насколько неисчерпаемо каждое произведение, которое я играю. Способ Нильсена, который передаёт Ришард, как ключи, вложенные в руки, открывает запертые ранее окна, через которые льётся природный свет музыки.
«Будьте как дети» - дети неимущие, материальное им не принадлежит, у них нет собственности, это приходит со взрослостью. Собственность в музыке – это всё выученное и запомненное в неизменном виде, все красивые выдумки, концепции, авторские трактовки. Всё, что можно удержать при себе и повторить как своё. В том, что предлагает В.В.Нильсен и – от него и через себя – Ришард Сварцевич, не чувствуется авторства, авторского права, они не присваивают найденное, а отдают, отдают себя. И, слушая, ты тоже отдаёшь себя в ответ, и возникает чувство беззащитности и растерянности, как всегда, когда ты по-детски открываешь сердце.
Г.Тудоровская. 30 декабря 2014 г. ----------------------------------------------------------------------
Посты с обновлёнными ссылками:
Играет Ришард Сварцевич: http://intoclassics.net/news/2014-10-21-27498 Органист Ришард Сварцевич: http://intoclassics.net/news/2014-10-31-27635 Ришард Сварцевич. Орган. И.С.Бах, Ф.Куперен и др.: http://intoclassics.net/news/2013-01-17-31093
Уважаемая Галина Александровна! Прежде всего, появление вашего послания радует само по себе, ведь мы долго от Вас ничего не слышали. Перечитал это послание дважды. Хотя игру этого пианиста я никогда не слышал, и видимо, не услышу. Но удивительное сочетание здравого смысла с эмоциональностью, необычайной лиричностью и определенной патетичностью Вашего высказывания меня покорило. Ведь этого, в конечном счете, мы ждем и от музыки, которую, как меньше, чем "дилетант", я могу восприять только лишь через чье-то исполнение. Большая Вам благодарность, с пожеланием здоровья и новых отрадных музыкальных впечатлений.
Здравствуйте, Юрий! Мне очень приятен Ваш отзыв. Вы можете услышать Ришарда Сварцевича и кое-что ещё о нём узнать в этих постах: Играет Ришард Сварцевич: http://intoclassics.net/news/2014-10-21-27498 Органист Ришард Сварцевич: http://intoclassics.net/news/2014-10-31-27635 Там по нескольку ссылок по папкам, не буду загромождать этот комментарий. Всё видно, ссылки я недавно обновляла. Есть ещё пост: Ришард Сварцевич. Орган. Бах, Куперен и др.:http://intoclassics.net/news/2013-01-17-31093 Но эту ссылку я обновлю чуть позже. Спасибо!