Фестиваль Earlymusic проходит в Санкт-Петербурге. Видеозаписи с концертов.
Международный фестиваль Earlymusic — фестиваль старинной музыки в России и Восточной Европе. Фестиваль проводится ежегодно в Санкт-Петербурге и его окрестностях во второй половине сентября — начале октября и представляет российской публике европейское музыкальное наследие эпохи Средневековья, Ренессанса, барокко и классицизма, а также музыку русского двора XVIII века в исполнении как музыкантов с мировыми именами, так и молодых российских музыкантов. Фестиваль был основан в 1998 году в Санкт-Петербурге Марком де Мони, Элизабет Уайт и Андреем Решетиным. В этом году фестиваль посвящен столетию начала I мировой войны и открылся концертом памяти павших в этой войне в Яани кирик. Фестиваль продолжился серией концертов в Петербурге (Феодоровский собор) и Гатчине. В Гатчине 14 сентября прошли концерты «Обаяние галантного века. К 300-летию К. Ф. Э. Баха», «Экспериментальное барокко. Странная музыка первой половины XVIII века», были представлены кантаты Ж.-Ф. Рамо "Фетида" и "Верный пастух", прошла книжная ярмарка редкой литературы, прозвучала музыка Англии от Елизаветы I до Якова II, вокальная музыка России эпохи Ивана Грозного. Стоимость мероприятий этого дня колебалась между 100 и 150 рублями. Предлагаю Вашему вниманию видеозаписи с концертов фестиваля. 11 сентября в Феодоровском соборе петербуржцам удалось услышать редкую (полностью она не исполнялась со времен Екатерины II) кантату Джузеппе Сарти – придворного капельмейстера императрицы – в исполнении «Солистов Екатерины Великой», альтиста Андрея Пенюгина и хора Феодоровского собора. Концерт был благотворительный, а вход свободный (проведение подобных концертов - традиция фестиваля). Бросались в глаза особенности этого концерта. В православном храме практически не звучит инструментальная музыка, здесь же прозвучала кантата, хотя и на духовный текст, но вполне светская по форме и составу исполнителей. Алтарь Нижнего храма, где происходил концерт не русского национального (с иконостасом), а византийского образца, он отделен от помещения для верующих только низкой каменной перегородкой. Атмосфера в зале была вполне светской - женщины не надевали платки, зрители сидели, а не стояли... Кантата "Помилуй мя, Боже", представленная в видео, написана на текст одного из псалмов. Псалом 50 (покаянный) известен по инципитам «Miserere mei Deus» и «Помилуй мя, Боже». Составлен по преданию Давидом, когда он каялся в том, что убил благочестивого мужа Урию Хеттеянина и овладел его женой Вирсавией. Выражает глубокое сокрушение о содеянном грехе и усердную молитву о помиловании. Один из наиболее употребительных псалмов в богослужении римского и византийского обряда, известен также рядом музыкальных переложений.
Перевод: 1 Начальнику хора. Псалом Давида, 2 Когда приходил к нему пророк Нафан, после того, как Давид вошел к Вирсавии. 3 Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих изгладь беззакония мои. 4 Многократно омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня, 5 ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною. 6 Тебе, Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал, так что Ты праведен в приговоре Твоем и чист в суде Твоем. 7 Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя. 8 Вот, Ты возлюбил истину в сердце и внутрь меня явил мне мудрость. 9 Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега. 10 Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости, Тобою сокрушенные. 11 Отврати лице Твое от грехов моих и изгладь все беззакония мои. 12 Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня. 13 Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня. 14 Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня. 15 Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся. 16 Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою. 17 Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою: 18 ибо жертвы Ты не желаешь, — я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь. 19 Жертва Богу — дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже. 20 Облагодетельствуй по благоволению Твоему Сион; воздвигни стены Иерусалима: 21 тогда благоугодны будут Тебе жертвы правды, возношение и всесожжение; тогда возложат на алтарь Твой тельцов. Earlymusic-2014, Гатчина, Александровская приемная, 14.09.2014. Здесь прозвучали светские кантаты Жана-Филиппа Рамо в исполнении ансамбля "Sagittarius" из Бордо под управлением Мишеля Лаплеми. В концерте приняли участие российские музыканты из ансамбля "Солисты Екатерины Великой". Прозвучали стихи поэтов эпохи барокко в исполнении Тьерри Пето на французском языке. Фрагменты этого концерта. Жан-Филипп Рамо. Кантата "Верный пастух" ("Le Berger Fidele") для сопрано, струнных и континуо (1728 год). 1. Recitatif: Pret a voir immoler. 2. Air plaintif: Faut-il qu`Amarillis perisse. 3. Recitatif: Mais c`est trop me livrer ma douleur mortelle. 4. Air gai: L`Amour qui regne dans votre ame. 5. Recitatif: Cependant l`autel le berger se presente. 6. Air vif et gracieux: Charmant Amour, sous ta puissance.
Перевод на русский язык. РЕЧИТАТИВ Храня любовьу готов он жертвой стать, О верный и несчастнейший Миртий! Вздыхает он, и Эхо повторять Не устает тех стонов хрупкий стиль. ЖАЛОБНАЯ АРИЯ Возможно ль Амариллис погубить? Диана, огради свой мести пыл! Возможно ль в жертву деву приносить? Такую юную, свести ее в могилу. Ведь дева так хрупка и так робка душой, И из-за вас должна сойти во тьму... Великий Бог, возьми сюжет другой! Чем сможет заменить ее Вертумн? Возможно ль Амариллис погубить? Диана, огради свой мести пыл! Возможно ль в жертву деву приносить? Такую юную, свести ее в могилу. РЕЧИТАТИВ Но выбрано смертельное копье, Другой смерть примет скоро за нее. Любовник, что так чисто ее любит, Он жизнь свою вместо нее погубит. ВЕСЁЛАЯ АРИЯ Одна, одна ты властвуешь в душе Любовь! Мы очарованы поступком славным. Узнали, как любить, как жертвовать собой, Пастух нам рассказал о самом главном. Любовь не терпит тягостных цепей, Не терпит суетзивых пожеланий, Не ищет наслаждений и сластей, Не разделяя тягостных страданий. Одна, одна ты властвуешь в душе Любовь! Мы очарованы поступком славным. Узнали, как любить, как жертвовать собой, Пастух нам рассказал о самом главном. РЕЧИТАТИВ И вот для казни все уже пристало, И лентой жертва обвита и стынет кровь. Но защитить Диана пожелала Такую редкую и чистую любовь. Аркадии закончились мучения, Миртий снискал для всех людей прощение, И запылал любовный факел вновь. ПРЕЛЕСТНАЯ И ЖИВАЯ АРИЯ О чудная любовь, твоею властью Сбываются и рушатся мечты. И очень часто посреди несчастий Надежду снова даришь ты. Ты держишь в строгости притворство, Предательств не прощаешь ты. И только верность и упорство Рождают сладкие плоды. О чудная любовь, твоею властью Сбываются и рушатся мечты. И очень часто посреди несчастий Надежду снова даришь ты. Кантата `Фетида` для баритона, скрипки, виолы и бассо континуо (1727)
Перевод этой кантаты: ПРЕЛЮДИЯ (торжественно) РЕЧИТАТИВ О музы, в божественной песне своей, Воспойте сраженье великих властей, Где Бог-громовержец и Бог всех морей Сошлись в поединке могучих страстей, За ту, что казалась всех женщин милей. И равно ранены и одинаково обожжены. Красой Фетиды до основ сокрушены. АРИЯ Лети, лети, а ярый Аквилон! Клокочет в ярости Нептуна бес. Сверкайте молнии и гром! О, взвейтесь волны до небес! О объявите, будет вам резня Жестокая от раздраженной власти! Повсюду! И великий Бог огня Не избежит воинственной напасти! Лети, лети о ярый Аквилон! Нептун ужасен, ярых молний блеск. И Зевс трясется, сохраняя трон! О вознеситесь волны до небес! РЕЧИТАТИВ Взбешенный Нептун небесами играет, Холодные ветры струит из-за круч, А море полно мириадами туч, И, вторя ему, умножая накал, Юпитер средь молний, велик и могуч, Отмстил в свой черед. И Олимп задрожал. АРИЯ Божественные молнии, сверкайте! Указывайте истинных царей Огня, земли и глубины морей И со Вселенной смело обнимайтесь. Удвойте настоящее отмщенье Того, кто на земле важнее всех И к страхам всем воинственных утех Испытывает верное презренье. Божественные молнии, сверкайте! Указывайте истинных царей Огня, земли и глубины морей И со Вселенной смело обнимайтесь РЕЧИТАТИВ Но чем же вызвана обида? О Бог, смири жестокий пыл! Не суждено вам быть с Фетидой, Простой пастух ей сердце покорил. ПРЕЛЕСТНАЯ АРИЯ О Бог, смири жестокий пыл! Воздух благодарный Только любовь прекрасная нетленна, Лишь красота, рожденная для счастья. Не избегайте сладостного плена И подчиняйтесь только этой власти. Не ослепляет просветленных глаз Ни яркий луч, ни звук хвалебный, И даже если ярок тот соблазн, Не уступайте никогда победы. Только любовь прекрасная нетленна, Лишь красота, рожденная для счастья. Не избегайте сладостного плена И подчиняйтесь только этой власти. Фрагмент небольшого концерта в Мраморной столовой дворца в Гатчине. Ансамбль Евгения Скурата исполняет раннее московское многоголосие эпохи Ивана IV Грозного. Звучит песнопение "Воскресение Твое, Христе Спасе" (на Пасху Господню).
Мужики в париках и стрёмных стилизованных костюмах пытающихся нечто изобразить - доверия не вызывают, а вобще побольше таких мероприятий и поменьше провинциальщины. Какая-то беда с помещениями.
Жестко сказано, но совершенно по сути! Привыкли уже к европейскому аутентизму, а тут - Наша Раша. Побольше бы ШИРОКОГО интереса к этому фестивалю, тогда и организовывать его было бы легче на более качественном уровне.
В этот раз на фестивале были исполнители европейского и мирового масштаба, но их концерты были последними и в обзор попасть не смогли. Речь идет о La Cappella musicale della Pieta de Turchini под управлением Антонио Флорио + о Франко Фаджоли, выступавшем в сопровождении Academia Montis Regalis. Увы, кажется, организаторы столкнулись с серьезными финансовыми трудностями: концертов было меньше, чем раньше, МЗ И БЗ филармонии фестиваль проигнорировали, пресса о фестивале почти не писала...
Складывается впечатление, что в России старинная музыка не нужна никому, ни европейская, не тем более своя, русская. Все практически на голом энтузиазме. Будем надеяться. Россия как обычно запаздывает минимум на полвека. Отдельное спасибо организаторам за Франко Фаджоли. Первый раз в России! Грандиозное событие и огромное удовольствие!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]