Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [23]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [137]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [163]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Среда, 04 Декабря 24, 22:03
Начало » Статьи » музыканты - не по алфавиту

Юрий Руцинский-Валентину Сильвестрову — 75!
Валентину Сильвестрову — 75!
http://2000.net.ua/2000/aspekty/art/85227

Композитор был весь внимание,
«проговаривая» с хором каждое слово
Юрий РУЦИНСКИЙ

Двумя концертами в Национальной филармонии Украины 30-го и 31 октября отметил Киев 75-летний юбилей известного композитора. Первый был посвящен исключительно хоровой музыке, написанной с 2006-го по 2010 г., — в исполнении камерного хора «Киев» (дирижер Николай Гобдыч), женского хора «Павана» Национального педагогического университета им. Драгоманова (дирижер Людмила Байда) и хора Anima Национального университета культуры (дирижер Наталья Кречко). На втором вечере прозвучали два капитальных симфонических опуса — Симфония №6 и Widmung (Посвящение) для скрипки с оркестром в исполнении Национального заслуженного академического симфонического оркестра Украины — дирижер Владимир Сиренко, солистка Анна Савицкая-Дзялак (скрипка).

Биография композитора не изобилует крутыми виражами — родился в Киеве в семье инженера и учительницы немецкого языка, закончил музыкальную школу и с 15 лет пытался сочинять музыку, но поступил в Киевский инженерно-строительный институт, через три года его оставил и в 1958-м поступил в консерваторию, в класс композиции Бориса Лятошинского. Закончил учебу в 1964 г., предложенное им для диплома сочинение (1-я симфония) повергло в шок экзаменационную комиссию, и ему предложили «подумать» еще год и предъявить на суд экзаменаторов нечто, с их точки зрения, более вразумительное и соответствующее канонам композиции.

В 60-е годы входил в группу «Киевский авангард». В 1970-м исключен из Союза композиторов Украины. Родители недоумевали — «Ведь у тебя такая же музыка, как у Щедрина, и его не исключают и много играют!». Автор семи симфоний, трех квартетов, вокальных, инструментальных и хоровых сочинений, киномузыки (фильмы Киры Муратовой «Чеховские мотивы», «Настройщик» и др.). Творчество его тесно связано с традициями немецкого романтизма и являет собой один из наиболее глубоких образцов современного поставангардного мелодического языка.

Таков в общих чертах его композиторский портрет. Ему посвящены несколько «толстых» книг, одна из них — «Валентин Сильвестров. Дождаться музыки — лекции-беседы по материалам встреч, организованных Сергеем Пилютиковым». Читается она с интересом и многое приоткрывает в мировоззрении и творческой лаборатории композитора — он увлекательный, убедительный рассказчик, его литературные параллели и имена, называемые им, возможно, не всегда широко известны, часто он апеллирует к философам, древним и современным.

Его творческое кредо, если разобраться, несложно и доступно для понимания даже немузыканту — весь мир изначально звучит и звучал всегда, нужно лишь уметь его услышать. Все музыкальные произведения уже существовали, композитор лишь ждет их появления у себя в сознании (при этом, по его словам, он должен не просто лежать на диване, а напоминать собаку, чей взгляд прикован к плавающей на воде птице и для которой ничто другое в этот момент не существует). То есть полная концентрация на идущей к тебе музыке. София Губайдулина выразила это так: «Он знает, какую точку нужно тронуть, чтобы она зазвучала, а с ней и вся Вселенная».

Поскольку Валентин Васильевич связан дружбой практически со всеми видными современными композиторами, привлекают внимание их неизменно восторженные отзывы о нем и его музыке. Вот слова эстонца Арво Пярта: «Если бы меня попросили назвать имя современного композитора, то первым я произнес бы имя Сильвестрова. Валентин — безусловно, самый интересный композитор современности, даже если большинству дано понять это гораздо позже...».

Гия Канчели рассказывал, что после инфаркта врачи посоветовали ему больше гулять, а он этого не любит. Но с ним всегда плеер с музыкой Сильвестрова, и для него это большое утешение. Музыковед Нина Герасимова-Персидская так объясняет преобладание в его музыке медленных темпов: «Мы, обычные люди, прижаты к земле, как муравьи. Мы суетимся, все у нас происходит быстро. Он же — над землей, сверху у него большой обзор, все происходит медленней. Еще одно уникальное качество его музыки — она запоминается, «сидит» в голове. Для современной музыки — явление беспрецедентное, ее невозможно вспомнить даже через несколько минут после окончания».

Его знаменитый друг и коллега, русский француз, композитор Андрей Волконский назвал «Тихую музыку» для струнного оркестра «музыкой во сне». Мне необычайно нравится это хрупкое 10-минутное сочинение, написанное почти тональным языком. Любопытный эпизод есть в фильме эстонских документалистов, связанный с записью этого сочинения в Германии, — Сильвестров слушает в звукорежиссерской комнате, девушка-контрабасистка играет, по его мнению, слишком громко. Он начинает нервничать и кипятиться: «Она что, нарочно, что ли?» Затем баланс выравнивают, и надо видеть, как смягчаются глаза и лицо автора, появляется довольная улыбка. Вот, собственно, и все, что ему надо для счастья.

Широко известна его требовательность к исполнителям: обычно пометок, касающихся характера исполнения, больше, чем самих нот, и он следит за их неуклонным соблюдением. Сколько недругов он нажил из-за этого даже среди первоклассных музыкантов. Скрипач с мировым именем Гидон Кремер: «Когда я вижу его партитуру, такое чувство, что я читаю меню и правила дорожного движения одновременно». Но тут Сильвестров непреклонен, и, если есть возможность, вручает исполнителям перед работой над сочинением диск с авторским или другим удачным вариантом.

Сильвестров не стал исключением из отечественного правила — Запад его признал уже в 60-е годы. Большое значение имел одобрительный отклик крупного теоретика авангарда Теодора Адорно, он также находит единомышленников среди киевских и московских шестидесятников. Вслед за Прокофьевым и Шостаковичем он удостоился Международной премии им. Сергея Кусевицкого (США, 1967) и премии Международного конкурса композиторов Gaudeamus (Нидерланды, 1970). Потом уже, много позднее, последовали Государственная премия им. Шевченко (1995), звание народного артиста Украины (минуя заслуженного). Сам Валентин Васильевич говорит о периоде краха СССР, мол, «власть принялась ласкать бывших авангардистов, очевидно считая, что искусство спасет рушащуюся империю».

Близкие уверяют, что не знают другого композитора, который был бы так увлечен своим делом — ведь он пишет музыку практически с утра до ночи. А когда не пишет, то думает о ней (дочь рассказывала о многострадальном чайнике, который неизменно сгорает, пока хозяин «на минутку» отходит к роялю, да и забывает о нем). Его спрашивают, почему он до сих пор не уехал из Киева, как практически все видные друзья-композиторы. Он отвечает, что ему хорошо на Русановке, он привык к своей кухне, где так славно беседуется, из окна виден берег Днепра и кусок неба, а больше ему и не надо. Хотя когда приглашают, в Европу ездит. Он категорически не приемлет термина «академическая музыка», предпочитая слово «современная», а его фраза «Музыка — это пение мира о самом себе» стала уже крылатой.

Есть у него знаковое фортепианное трио «Драма» (1970—1971), написанное в авангардной манере. Произведение чрезвычайно жесткое, с лицедейскими элементами (зажиганием спички, шагами, ударами по корпусу рояля). То было тяжкое время — смерть Лятошинского и некоторых друзей, мрак вокруг, казалось, что жить больше незачем. Один видный ученый сказал ему после исполнения: «Вам теперь следовало бы умереть». Но лишь романтики, по определению Сильвестрова, умирают в 30-летнем возрасте и на дуэлях, а он себя к романтикам не относит, поэтому до сих пор жив. Он не раз говорил, что после написания каждого крупного сочинения, особенно удавшегося, возникает чувство пустоты, что дальше ничего не будет и все уже сказано (Александр Скрябин считал каждое свое произведение последним). Но это как земля под паром — ей надо дать отдохнуть, и она возродится. Если сочинение не слишком удалось, — даже лучше — чувство пустоты будет меньшим и пройдет быстрее.

Так было после 6-й симфонии, — критики предполагали его долгое молчание, а он взял да и начал 7-ю, и написал быстро. Критиков Сильвестров даже жалеет, — ведь на них большая ответственность, как себя повести после премьеры нового опуса? Объявить его гениальным? Но для этого нужно хотя бы десять аналогичных мнений коллег. Объявить его провалом? Но тут можно легко сесть в лужу.

Я вслед за известным дирижером Владимиром Юровским могу признаться, что теперь уже не понимаю, как мог жить, не зная его музыки. Знать-то я ее знал, но как-то не доходила она до ума и сердца. Юровский интересно пишет, как перед немецкими премьерами симфоний Сильвестрова ему приходилось с микрофоном в руках держать вступительное слово, дабы предотвратить возможные провокации из зала. Агрессивно была настроена не только публика, но и оркестр, особенно на репетициях. На концерте было проще — музыка «повела» оркестрантов. После исполнения он извинялся за допущенные промахи перед автором — тот отмахивался: «Ничего страшного, не это главное. Ведь мы были «в реке» — одно из любимых его выражений.

В последние годы Сильвестров увлечен багателями — небольшими пьесами для рояля, мелодичными, негромкими, написанными словно для себя. Он называет их «цветами с Елисейских лугов», композиторской молитвой — «дай мне, Господи, возможность сочинять музыку без сочинительства». Следуя своему кредо об изначальном существовании в мире всей музыки, он предлагает такие формулировки — соната такая-то, не сочинил, а испортил такой-то, или не услышал такой-то.

В свои 75 Валентин Васильевич полон планов и идей. Предлагаю каждому желающему эксперимент — послушайте его музыку хотя бы с неделю, можно и в гомеопатических дозах, по 30—40 минут в день, благо, интернет полон его сочинениями (в частности, classic-online.ru).

Вполне допускаю, что первые несколько дней она будет вас раздражать своей непонятностью, но постепенно вы будете привыкать, и она перестанет быть просто фоном. А станет частью звучащего мира, его тончайшей и удивительно красивой частью. И вы непременно воскликнете: «Как же я жил без этого?»

Голосование
-0 : 0+Уникальные
просмотры
73Юрий РУЦИНСКИЙ
Данная статья вышла в выпуске Новый выпуск
Категория: музыканты - не по алфавиту | Добавил(а): iura (09 Ноября 12)
Просмотров: 3249 | Комментарии: 8
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 8
1. Татьяна (татьяна)   (13 Ноября 12 13:22) [Материал]
Спасибо, Юрий, за статью!
Знакома пока с квартетами Сильвестрова, стала их поклонницей и пропагандисткой :)
Думаю, теперь не остановлюсь на этом.

2. Admirador (iura)   (13 Ноября 12 17:51) [Материал]
Пожалуйста, Татьяна! <br /> Композитор вполне достойный, и если Ваша жизнь проходит в бегах- это отличный вечерний релакс! :D
Затрудняюсь что-либо конкретное Вам порекомендовать, но коли Вы скрипачка, послушайте "Widmung" (Посвящение) для скрипки с оркестром, я слушал в концерте, ничего не понял, но красиво! одна тема даже чистый Рихард Штраус.

3. Татьяна (татьяна)   (14 Ноября 12 04:28) [Материал]
Спасибо!
Нужно добраться до симфоний :)

4. Георгий Георгиев (Джорджий)   (17 Ноября 12 02:48) [Материал]
4-я, 5-я и 6-я - шедевральные! appl appl appl

5. Leandr9 (Leandr9)   (20 Ноября 12 18:07) [Материал]
В середине 70-х годов был 3 месяца в Киеве. Проходила там декада украинской музыки. В одном из концертов была премьера симфонии Сильвестрова (о Сильвестрове впервые узнал чуть раньше от одного интересного кивлянина), пошел на концерт (он был бесплатным). Подхожу к филармонии, в окнах темно, человек 20 - около. Сказали, что оркестранты не пришли, дирижер - тоже, якобы - забыли. Мы еще полчаса потолкались и разошлись. Вот такое было незнакомство с музыкой Сильвестрова. Через какое-то время появилась запись симфонии (по-моему, третьей), купить не сумел ни в Питере, ни в Москве.

6. Татьяна (татьяна)   (20 Ноября 12 18:14) [Материал]
К сожалению, ссылки на сайте нерабочие.

7. Admirador (iura)   (20 Ноября 12 20:14) [Материал]
Ну теперь-то в интернете много его музыки, наши власти хотят быть " продвинутыми" -вот и признали и Сильвестрова , и всех остальных. <br /> Ссылку сейчас добавлю.
Ссылка добавлена ( под заглавием над материалом).

8. Татьяна (татьяна)   (21 Ноября 12 03:29) [Материал]
Спасибо, Юрий! <br /><br /> Правда, кто-то не хочет меня туда пускать :(

Теперь все в порядке!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.