Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google
поиск от Яndex

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [22]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [115]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [113]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Воскресенье, 11 Декабрь 16, 12:54
Начало » Статьи » музыканты - не по алфавиту

Игорь Шафаревич - Д.Д. Шостакович
Шостаковичу посвящена целая литература. Специалисты исследовали его симфонии, камерные и вокальные произведения, выяснили, кто из предшественников Шостаковича влиял на его творчество и какое влияние он оказал на развитие музыки. Написаны его биографии и воспоминания о нем и несчетное число отзывов об отдельных концертах.

Но дилетант может рискнуть на большее: попытаться увидеть, какой общий смысл, какая общая идея объединяет все творчество Шостаковича. Конечно, не для того, чтобы тут же на этот вопрос ответить - такая надежда была бы слишком легкомысленной даже для дилетанта - но чтобы нащупать, при помощи каких понятий можно такой вопрос обсуждать и особенно чтобы оправдать осмысленность самого вопроса.

Действительно, смысл всей творческой жизни художника кажется столь же расплывчатым понятием, как и смысл жизни каждого человека. Нам так ясно видно, от какого громадного числа случайностей зависит наша жизнь, что представляется бессмысленным искать для нее какую-то единую цель или смысл - она выглядит подобной броуновскому движению частицы, описывающей причудливую траекторию под влиянием случайных соударений с молекулами. Но является ли такая точка зрения единственной логически возможной? Напомним в этой связи одну знаменитую физическую концепцию - так называемый "принцип дополнительности" Н.Бора в квантовой механике. Согласно квантовой механике, все те данные о механической системе, которые мы принципиально можем получить из опыта, не определяют ее изменения в будущем. Только когда имеется много подобных систем, можем мы определить вероятность того, что каждая из них будет находиться в том или ином состоянии. Таким образом разрушается представление о детерминированном физическом процессе, настоящее не определяет будущее. Однако механическую систему можно описывать и другим путем, при помощи так называемой волновой функции, являющейся точкой некоторого пространства, совершенно отличного от нашего физического пространства, даже не трехмерного, а бесконечного числа измерений. Но зато изменение волновой функции во времени - это вполне детерминированный процесс.

Трудно сомневаться в том, что понимание человеческой жизни требует по крайней мере столь же тонких логических конструкций, как и анализ квантовомеханических систем. Нельзя ли предположить, что, аналогично "принципу дополнительности", тот аспект человеческой жизни, который мы наблюдаем, действительно во многом подвластен силе случая, но что существует другой аспект ("в другом пространстве" или, как говорил Достоевский, "в мирах иных"), который не случаен, подчинен определенной цели и смыслу? Подобная точка зрения действительно была провозглашена:

"Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца нашего. У вас же и волосы на голове все сочтены. Не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц" (Матф. 10, 29-31).

Эти же слова приведены и в Евангелии от Луки (12, 6-7). По-видимому, они относились к числу тех мыслей Спасителя, которые особенно поразили Его учеников. Действительно, этот взгляд очень трудно согласовать с той властью случая, которую мы ежечасно видим в своей жизни. По-видимому, наблюдаемый нами аспект человеческой жизни слишком сильно отличается от того, подчиненного Высшей власти и смыслу аспекта, о котором говорится в Евангелиях; редкие избранные способны увидеть, что это лишь два отражения одной сущности. Но в творческой жизни гениального художника эти два аспекта гораздо ближе, один из них более зримо проникает в другой, и мы можем надеяться его различать. С такой точки зрения правомерно говорить о смысле творчества художника подобно тому, как мы говорим о смысле какого-либо романа - смысле, не совпадающем ни с его фабулой, ни с психологией героев, ни с языком, хотя во всем этом выражающемся.

А именно творчество Шостаковича нам особенно важно было бы понять, так как в течение длительной и драматической эпохи (20-50-е годы) оно наиболее ярко выражало духовную жизнь страны. В то время музыка, ввиду неоднозначности ее истолкования и меньшей доступности для контроля властей, играла приблизительно ту же роль, что в последующие десятилетия - Самиздат. И ярче и глубже всего эта эпоха отразилась как раз в творчестве Шостаковича; как мне кажется, именно его, а не Прокофьева, который умел уходить в какое-то четвертое измерение красоты и иронии и оттуда посмеиваться и над пасомыми и над их властителями (как, например, в забавной оратории на слова классиков марксизма, написанной в 1937 г.!).

Шостакович хлебнул зелья, обильно разлитого в ту эпоху - и озлобленного, хулиганского нигилизма, так исковеркавшего стихи Маяковского (такое впечатление производит на меня, например, финал его I фортепианного концерта с демонстративно-пошлой "веселенькой" темой) и того "блеска эксперимента" (например, в театральной работе с Мейерхольдом), пафос которого, как кажется, состоял в стремлении разрушить всякую культуру. Но сейчас это воспринимается лишь как малозначительные искривления его творческого пути - да и то в его начале. А в целом Шостакович очень мало поддался столь сильным тогда влияниям, его творчество идейно совершенно самобытно и несомненно является ценнейшим источником для понимания одной из ключевых эпох нашей истории.

Статья о музыке сталкивается со специфическими трудностями: здесь нельзя привести цитату, каждое произведение гораздо менее однозначно поддается интерпретации. Контрапунктическое и гармоническое построение произведений Шостаковича я не буду анализировать, во-первых, потому, что на это не способен, а во-вторых (хотя достаточно и первой причины), потому, что вынужден был бы тогда обращаться к слишком узкому кругу читателей. С другой стороны, обычные описания с "глубокими лирическими раздумьями" и "сценами народного веселья" относятся совершенно одинаково ко всем произведениям и не выражают почти ничего. В этой статье я применяю следующий прием: я описываю те образы, которые у меня возникали при слушании произведения или потом, когда я задавался вопросом - "о чем это?" - то есть сочиняю нечто вроде его программы. Такое описание, конечно, очень неточно и неоднозначно; его цель - лишь в общих чертах передать мое понимание общей мысли или настроения этого произведения. Даже для меня самого яркость и четкость моей "программы" зависит также и от исполнения. Но я заметил, что те образы, о которых будет ниже рассказано, возникали у меня гораздо отчетливее, если исполнителем (или одним из исполнителей) был сам Шостакович.

Разумеется, такой прием не может служить основой для сколько-нибудь широкого анализа творчества Шостаковича. Поэтому я выбираю в качестве примера три его произведения, в которых особенно ярко проявляются те тенденции, на которые я хочу обратить внимание.

Работа делится на две части. В первой части я на примере трех произведений Шостаковича пытаюсь охарактеризовать тот комплекс мыслей и чувств, которые кажется мне центральным в его творчестве. Во второй части я обращаю внимание на некоторые особенности русской культуры в XIX и XX вв., дающие, как мне кажется, возможность увидеть то особое место, которое Шостакович занимает в развитии этой культуры.

I

а) XIV симфония. За несколько лет до своей смерти Шостакович написал симфонию о смерти. Рассказывают, что на первом исполнении этой симфонии он вышел и сказал, что написал ее, ибо каждый человек в преддверии смерти должен задуматься над смыслом своей жизни. Поэтому можно предположить, что эта симфония способна многое нам разъяснить в его мировоззрении.

Однако первое впечатление - что симфония есть собрание загадок. Начиная с названия этого произведения: называется оно симфонией, но состоит из одиннадцати песен, которые исполняются сопрано и басом в сопровождении оркестра.

Тема всего цикла - Смерть. Что хочет сказать автор? В самой расшифрованной форме ответ, казалось бы, содержит текст песен. Но они-то и не помогают, скорее сбивают с толку. Особенно те, которые взяты из Аполлинера: их внешняя красивость, бессодержательное жеманство сейчас раздражает и коробит. За Лорелеей идут толпы томящихся любовью мужчин, а она бросается в Рейн, тоскуя по возлюбленному... Самоубийца - в могиле без креста, из его тела растут три прекрасные лилии, красота которых проклята... Все это такие примелькавшиеся, находившиеся в долгом употреблении образы. Узник замурован в темнице, где "есть только двое: я и рассудок мой"... Это сочиненная фигура настолько бледнее тех бесчисленных реальных узников, о которых мы знаем! Да и какое это вообще имеет отношение к Смерти? И, наконец, как венец непонятности, среди трагического цикла вдруг "Ответ запорожских казаков Константинопольскому султану". "Нечистотами вскормленный", "весь ты в ранах и струпьях", "окривевший, гнилой и безносый", "зад кобылы и рыло свиньи" - как все это вписывается в симфонию о Смерти?

Можно было бы перестать думать об этой симфонии, решить, что она, видимо, не удалась, если бы не оставляемое ею ощущение сильнейшего воздействия. Многие дни и недели спустя она вспоминается - слышится и видится в образах. От мыслей о ней невозможно избавиться (чему одно из доказательств и эти заметки).

Более того, в симфонии чувствуется сложность и "глубина", кажется, что, думая над ней, можно углубляться все дальше и дальше, что в ней есть какая-то "философия". В этом отношении интересно сравнить ее с другими произведениями на ту же тему: "Песнями об умерших детях" Малера. Воздействие "Песен" Малера не меньше, но остается впечатление, что это произведение "двумерное". Встает образ страшной черной дыры, поглощающей жизнь, - но это и все, дальше ни мысль, ни чувство никуда двигаться не могут.

Остается поискать другого пути для понимания симфонии - не через тексты. Ведь если бы тексты полностью выражали мысли автора, то ему нечего было бы трудиться писать музыку. Тогда симфония была бы только иллюстрацией к стихам, то есть давала бы упрощенное и огрубленное изложение уже содержащихся в них мыслей.

Музыка, написанная на текст, только тогда действительно значительна, когда она использует текст лишь как материал и так придает ему новый смысл, который в нем не был заложен. Тогда текст, сам по себе слабый, может прекрасно выражать этот новый смысл.

В одном музыка и текст согласуются вполне - что тема симфонии -Смерть. Что хочет сказать об этом предмете автор?

Пожалуй, первым препятствием, мешающим нам понять это, является он сам, автор, известный нам не только как композитор. В частности, по поводу этой симфонии Шостакович сказал корреспонденту "Правды": "Мне очень близки слова Николая Островского: "Самое дорогое у человека - это жизнь". "..." Я хочу, чтобы после исполнения симфонии слушатели уходили с мыслью: жизнь прекрасна".

Судя по этому, как и по многим другим высказываниям, автор придерживается того рационалистического и атеистического мировоззрения, в котором воспитана большая часть современного интеллигентного человечества. И оно не дает никакой точки опоры для размышлений о Смерти.

С этой точки зрения смерть - чисто пассивное, отрицательное понятие - отсутствие жизни. Можно констатировать как закон биологии, что живые существа (по крайней мере, многоклеточные) имеют конечную продолжительность жизни, то есть смертны, а как закон психологии - что представление о смерти вызывает у человека чувство страха. Последнее можно, вероятно, объяснить как дополнительный страховочный механизм, который полезен для сохранения индивидуума, так как заставляет его напрягать до предела все силы в момент опасности. Правда, эта "тоска по бессмертию" сильнее всего не в момент наибольшей близости смерти, а в молодости, в расцвете сил. Этими словами Рильке кончается симфония Шостаковича:

В час высшей жизни она в нас страждет,
Поет и жаждет
И плачет в нас.

Почему "в час высшей жизни"? Я не могу представить себе, что это мировоззрение может на такой вопрос ответить.

На почве господствующего сейчас мировоззрения все мысли о смерти сразу натыкаются на стену. С этой точки зрения здесь и вопросов нет - есть только констатация факта. Этот факт с поразительной силой констатируют, например, "Песни об умерших детях" Малера. Но проблема смерти теряет смысл.

Вот и еще одна загадка! Как может автор, который, судя по всему, что мы о нем знаем, стоит на этой точке зрения, сказать о смерти что-то столь несомненно значительное?

Гораздо легче было бы попытаться понять симфонию Шостаковича исходя из религиозной точки зрения. Это мировоззрение, в частности, содержит и совершенно другой взгляд на смерть. Вопрос о смерти выдвигается в число нескольких самых важных для человека вопросов.

Проблема Смерти стояла еще перед неандертальцами, воспринималась ими религиозно. Об этом свидетельствуют их захоронения: в мустьерский период, не менее 50 тысяч лет назад, люди хоронили покойников, окрашивая их красной охрой и кладя рядом с ними каменные орудия.

Для ближайшего к нам христианства жизнь и смерть являются активными и борющимися силами. Обе эти силы обладают столь тонкой и сложной структурой, что их можно воспринимать как индивидуальности - это Христос и Дьявол. С особенной яркостью такая точка зрения выражена апостолом Павлом. В первом послании к Коринфянам он рассматривает воскресение Христа как поворотный момент мировой борьбы жизни и смерти.

"Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение из мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживают".

На другом конце цепи христианских мыслителей можно указать русского философа Федорова, автора концепции "общего дела" христианского человечества - воскрешения предков.

Я привел только эти примеры из громадного их числа, чтобы напомнить, что религиозное мировоззрение (и, по-видимому, только оно) дает основу для все более глубокого, до бесконечности углубляющегося понимания Проблемы Смерти. Не предположить ли тогда, что именно это мировоззрение составляет духовную основу четырнадцатой симфонии? Может быть, такая точка зрения несколько рассеет ее непонятность?

Посмотрим, что дает для ее понимания этот взгляд, и начнем сразу с того места, которое казалось самым непонятным: "ответ султану". Но исходить теперь попробуем из музыки, глядя на текст лишь как на ее иллюстрацию.

Как далека эта музыка от настроения терпкого украинского юмора, знакомого по картине Репина! Резкие звуки струнных создают впечатление хлопанья гигантских крыльев, какого-то ледяного вихря. На ум приходят химеры со старинных готических соборов.

Музыка вводит нас в совершенно иной круг образов. Теперь и текст приобретает другой смысл. Все эти образы знакомы - только в контексте, который не приходил на ум. Таким издавна представляли себе Князя Тьмы - Сатану. Он гнездится в могилах, среди нечистот, крови и струпьев (как говорит Евсевий), имеет вид нечистых животных: верблюда, свиньи (говорит св. Иероним), отравляет воздух (говорит Лютер). Таким он изображен на многих средневековых фресках. А чтобы понять связь этого образа с темой четырнадцатой симфонии, вспомним, что одно из его употребительных имен - Князь Смерти, и в Евангелии он называется "человекоубийцей от начала". Да ведь и в тексте, которым воспользовался Шостакович, имя Вельзевула упоминается во второй же фразе.

Теперь сразу же вспоминается, что и другие образы, встречающиеся в текстах песен - невесты, ждущей жениха, смерти как избавления из плена, замурованного узника - типичны для мистической литературы (например, они стандартны в германской средневековой мистике).

Ни в какой мере я не хочу утверждать, что эти замечания делают симфонию Шостаковича кристально ясной, что они полностью уничтожают то чувство затрудненности понимания, о котором я говорил вначале. Если моя основная мысль правильна, то так оно и должно быть. Слишком далек от духа современной культуры весь тот строй мыслей, на котором симфония основывается. Да думаю, не менее он непривычен и для композитора и вряд ли хоть в какой-то мере воспринимается им сознательно. И, наконец, он чужд и современной музыке, она не имеет для него языка.

Было бы, пожалуй, натяжкой признать четырнадцатую симфонию произведением религиозного искусства - наравне, скажем, с музыкой Шютца или Баха. Слишком явно в ней господствует ощущение непроглядного мрака, безвыходной тоски. "Реквием", который Моцарт, по твердому его убеждению, писал на свою смерть, золотисто светится красотой найденного ответа. А из музыки Шостаковича дышит ужас существования - не жизни - без этого ответа. Так понятые, разве не становятся и образы текстов ясными и убедительными? Можно ли выразить это существование в лучшем образе, чем "могила без креста", на которой все, что ни вырастет - красота (и красота музыки!) - все проклято? Разорвав связь с Богом, человек оказывается отрезанным и от мира, замурованным в своей индивидуальности. И опять прекрасный, глубоко символичный для всего современного человечества, образ узника в темнице, в которой "только двое - я и рассудок мой". А третьего - Бога - нет.

Если в музыке Шостаковича и нет явного положительного отражения Божественной Правды, то невозможность жизни без этой Правды показана в ней так, как нигде во всем Искусстве. Этой своей стороной она обращена к религии.

б) Трио. Эти же соображения можно попробовать применить и к другим произведениям Шостаковича. Через многие из них проходит образ, на который часто обращали внимание - Злой Силы, Зла. Ему давали много толкований, чаще всего социальных, связывая его с современной композитору действительностью. Так, часто видели в этом изображение германского фашизма - хотя совершенно непонятно, почему Шостакович через годы после окончания войны так страстно пытался бы изобразить психологию фашизма. Еще менее убедительное объяснение: что это картина мрачных сторон дореволюционной России, - которую Шостакович и увидеть-то не успел. Был распространен и такой взгляд, что Шостакович отражал мрак, который он ощущал в то время, в которое он жил, в собственной своей стране, - но мне это объяснение не кажется исчерпывающим. Конечно, на художника не могла не влиять окружавшая его жизнь, может быть, именно эти впечатления дали ему первый толчок. Но мне представляется, что в музыке Шостаковича речь идет о каких-то глубинных проблемах, связанных с существованием Зла в мире, об истинах, затрагивающих саму природу человека, лишь одно из проявлений которых можно наблюдать в нашей стране.

Человек, мыслящий мистически, нашел бы, вероятно, вполне адекватное выражение этого образа - Антихрист. К этой теме Шостакович возвращался снова и снова (особенно ярко она выражена в 7-й и 8-й симфониях, в трио). И если предложенное объяснение правильно, то он, по-моему, создал наиболее глубокое толкование образа Антихриста во всем мировом искусстве.

Обычно, например в "Трех разговорах" Соловьева, исходят из того, что Антихрист своими действиями стремится погубить человечество. Но он есть антитеза Христа. Христос же показал людям столь высокий образ красоты, что прежняя жизнь стала для человечества уже невозможна. Можно мыслить тогда, что роль Антихриста - показать образ Зла, столь темный, что он способен затмить, сделать бесцельными все лучшие стремления человечества.

Такая концепция, как мне кажется, встречается в музыке Шостаковича.

Одно из самых совершенных произведений Шостаковича, стоящее под знаком этой темы, - его трио, в особенности это относится к двум его последним частям. Конечно, бессмысленно искать его программу. Если даже в произведении, написанном на текст, не

он раскрывает сущность произведения, то тем менее это может сделать придуманный "пост фактум" текст, программа. Поэтому нижеследующая фантазия имеет целью только характеризовать то умонастроение, в котором, по-моему, следует воспринимать это трио.

Фоном драмы служит конец мира. Войны, гражданские войны, взаимное истребление - как будто сдвинули ось природы. Началась чума, реки вышли из берегов, море пошло на сушу. Землетрясения разрывают землю. И тут до сознания и битников и академиков-атомщиков стало доходить, что это - конец мира. Откуда ждать спасенья? Молиться? Но и отцы и деды их забыли, что это такое.

Правда, остался один человек на земле, который сохранил веру в Бога. Может быть, это был Римский Папа, которого давно изгнали из Ватикана и который многие годы спасался в пещере. К нему стали стекаться толпы. Под звуки мерно рушащихся гор он все глубже и глубже уходит в молитву, в которой смешаны скорбь и вера в то, что даже один человек способен спасти мир.

Тут начинается самое сильное место произведения, ради которого оно, думаю, и написано. В пещеру отшельника нечто не то вползает, не то втекает. Это или змейка или струйка тумана. Оно ползет и переливается, как переливается змея. Все больше и больше его втекает в пещеру. Оно растет, корчится и кривляется, хохочет и плачет. Чувствуется, что здесь совершается какой-то космический ритуал, танец. Оно уже закрыло весь мир, затмило солнце. И с такими же стонами и хохотом оно вытекает из пещеры.

Звучат опять торжественные аккорды молитвы, но в них чувствуется теперь слабость. И икона на стене не так свята, как прежде, и лампада перед ней не такая ясная. Тема молитвы, спасения перепутывается с той скользкой, ползучей темой. Вместе они замирают. Конец.

в) Восьмая симфония. Это, мне кажется, величайшее творение Шостаковича. Ее громадная первая часть является как бы самостоятельной симфонией - я не буду здесь о ней говорить, она требует отдельного разбора. Для второй части, как говорят, Шостакович сам указал заглавие: "Дурак шествует по жизни". Можно было бы даже сказать "дурак властвует над жизнью" - в бодрой теме чувствуется тупая и самодовольная сила, весело похохатывая, давящая все, что ей непонятно. Центральная тема следующей части сразу вызывает образ какого-то мучительного перепиливания, пытки, прерывающейся взрывами хохота. Сначала представляется средневековая картинка, изображающая камеру пыток: заплечные мастера заняты своим делом, а на переднем плане уселись два шута, перебрасывающие друг другу бутылку вина и отпускающие остроты. Но вслушавшись, чувствуешь, что здесь подвергается пытке не человек, а нечто большее: Добро или все Человечество. Резко оборвавшись, эта часть без перерыва переходит в следующую - Пассакалию. Характер музыки совершенно меняется, вместо вскриков и хохота предшествующей части слышны какие-то шорохи, еле различимые стоны. Представляется громадное поле, еле видимое в сумерках, покрытое грудой тел, где не различишь трупов от еще живых. Изредка раздается вздох - может быть предсмертный. Где-то подымается рука и опять падает...

Поразителен финал симфонии. Эта нежная, какая-то убаюкивающая музыка нагоняет даже большую тоску, чем ужасы предшествующих частей. Мне передавали, что Шостакович дал этой части "заглавие": "Пастораль. В космическом пространстве Земля летит навстречу своей гибели". У меня финал 8-й симфонии ассоциируется с явлением, игравшим столь большую роль в Истории - УТОПИЕЙ. Это поразительно, как все без исключения Утопии оставляют ощущение тоски, иногда даже ужаса - и чем талантливее она написана, тем сильнее это ощущение. Казалось бы, автор берется придумать самое счастливое состояние человечества и при этом освобождает себя от обязанности доказать реальность, осуществимость своих мечтаний - какой простор для самых радужных фантазий! А в результате всегда выходит что-то гнетущее, вызывающее тоску. По-видимому, потому, что картина человеческого общества, не выросшего органически,а логически сконструированного, как строят механизм, воспринимается нами как превращение людей в заводных кукол, как изящная и остроумно сконструированная смерть человечества. Этот образ изящной, ласковой смерти видится мне в финале 8-й симфонии (в этом смысле и есть "Пастораль").

Вероятно, эти примеры достаточно ясно определяют ту линию в музыке Шостаковича, которую я хотел очертить и которую считаю самой глубокой в его творчестве, может быть, его центром: это вопрос о смысле Зла и его роли в мире. Проблема Смерти включается сюда как частный или предельный случай: смерть есть крайнее Зло и его самое полное проявление. Точно так же, как и этот частный случай, и вся проблема Зла может быть предметом обсуждения лишь в рамках религиозного понимания мира. Иное мировоззрение капитулирует перед наиболее последовательным проявлением Зла (например, смертью) -признает его неизбежным и в принципе необсуждаемым, а другие проявления считает внешними недостатками строения человека или общества, устранимыми при помощи технических усовершенствований. Христианство СТАВИТ проблему Зла при помощи концепции грехопадения и первородного греха и открывает путь к пониманию роли Зла в наиболее полных его проявлениях, - например, в духе цитированного выше отрывка из ап. Павла. Как это ни странно звучит, когда речь идет о Шостаковиче, - весь этот круг вопросов относится к БОГОСЛОВИЮ и давно обсуждается там под названием "Теодицеи" - оправдания Божественной справедливости, согласования ее с существованием Зла.

Можно даже попытаться в очень общих чертах сформулировать, что же нового вносит музыка Шостаковича в понимание этого древнего вопроса. Насколько я себе представляю (и насколько вообще возможно столь суммарное обсуждение такого тонкого вопроса), точка зрения христианского богословия заключается в признании глубинного, но не равноправного характера обеих категорий: Добра и Зла. Оно, во-первых, исходит из первенствующей роли Добра, из того, что мир создан Единым и Всеблагим Богом, но, во-вторых, понимает и Зло как более глубокую сущность, чем просто недостаток социальной или психической организации, - через концепцию грехопадения ангелов и человека, приведшего к тому, что "мир во зле лежит". Мне кажется, что это единственно возможная устойчивая концепция, то есть такая, которая не приводит к противоречию и самоотрицанию в результате своего логического развития.

Но, по-видимому, в господствующей тенденции богословия центр тяжести лежал в уяснении первой из этих двух взаимосвязанных концепций - в понимании подчиненного характера Зла, его интерпретации как отсутствия Добра. Так, св. Дионисий Ареопагит говорит: "Для всех: и умов, и душ, и тел зло состоит в бессилии обладать свойственным им благом и в отпадении от него"; или, св. Максим Исповедник: "Зло есть недостаток деятельности присущих естеству сил в отношении к их цели и решительно ничего больше", а св. Георгий Нисский сравнивает грех с тенью (хотя последнее сравнение очень емкое: если тень есть отсутствие света, то ведь должен существовать и предмет, отбрасывающий тень). Но История - и тем больше, чем ближе к нашему времени, - заставляет обратить внимание на другую, до сих пор менее продуманную сторону - на роль Зла как АКТИВНОЙ СИЛЫ. В своей последней и, может быть, самой глубокой работе В.Соловьев с характерной для него четкостью формулирует проблему: "Есть ли зло только естественный недостаток, несовершенство, само собой исчезающее с ростом добра, или оно есть действительная сила, посредством соблазнов владеющая нашим миром, так что для успешной борьбы с нею нужно иметь опоры в ином порядке бытия?" Мне кажется, что творчество Шостаковича, основывающееся на новом опыте человечества и особенно нашей страны, является и новой ступенью в понимании этого вопроса.

Возникает вопрос: как же сам Шостакович оценивал эти свои произведения? Конечно, нет оснований сомневаться в его искренности, когда он писал, что 7-я симфония посвящена войне с немцами, или, говоря о 14-й симфонии, цитировал комиссара гражданской войны Н.Островского. Мне кажется совершенно неправдоподобным предположение, что он таким образом хотел "облегчить жизнь" своим произведениям. Нельзя, однако, исключить, что подобные аргументы, усвоенные изо всей окружающей атмосферы с самого начала сознательной жизни, способствовали вытеснению в подсознание некоторых решающих для творчества композитора переживаний. Минуя его сознание, эти идеи находили какой-то прямой путь в его произведения, а сознание только подбирало объяснение, которое спасло бы автора от слишком резкого (а возможно, и гибельного) конфликта с окружающим миром.

Так можно понять некоторые другие черты Шостаковича. Проблема Зла (или, говоря другим языком, Греха) - одна из самых глубоких, недаром Достоевский свой главный роман хотел назвать "История великого грешника". Но это тема и небезопасная для исследователя: погружение в стихию Зла не может пройти для человека бесследно, если он не обладает надежной защитой, а такой защитой может быть, вероятно, только глубокая вера. Этой защитой Шостакович не обладал, и таково, по-видимому, объяснение неудач и падений в его творчестве или его печальных общественных действий (хотя в самые тяжелые для него моменты он радовал нас своим мужественным достоинством). В этом он повторил судьбу своей страны: колеблющийся между Светом и Мраком, падающий и подымающийся, но все же пробивающийся к Свету.

II

Русская культура, очевидно, не может быть понята как одна из национальных ветвей западноевропейской культуры - она слишком явно в эти рамки не укладывается. Но если искать эталон для сравнения духовного развития России в "Послепетровский" или, точнее сказать, "Послепушкинский" период, то таким эталоном естественно окажется культура Западной Европы. И при этом сопоставлении особенно ярко выделяется одна черта, специфическая только для русской культуры и резко отделяющая ее от духовных влияний, господствовавших в это же время на Западе. Я имею в виду то, что все самые высокие достижения русской культуры этой эпохи были неразрывно связаны с христианством.

Яснее всего это видно в русской литературе. Общеизвестны примеры - Гоголь, Достоевский, Толстой. Но мне кажется, что и духовный мир Пушкина подтверждает это наблюдение. Он шел от "ренессансного" равнодушно-иронического отношения к религии через тонко-кощунственную "Гавриилиаду" к исполненным христианским смирением "Повестям Белкина" и "Капитанской дочке" и к его последнему стихотворению "Отцы пустынники и жены непорочны". Другая область - русская философия: Хомяков, Достоевский, Соловьев, Бердяев, Булгаков, Флоренский (конечно, прав Бердяев, считая Достоевского также и крупнейшим русским философом). В музыке - творчество величайшего композитора этого периода Мусоргского все пропитано православием: церковными песнопениями, колокольными звонами. В живописи крупнейшие художники - Васнецов, Врубель, Рерих расписали такое неисчислимое количество церквей и монастырей, что иногда кажется - не были ли они в первую очередь иконописцами, для которых "светская" живопись была второстепенным делом? И наконец, пожалуй, самое поразительное явление - традиция православных святых и учителей: Серафима Саровского, Оптинских старцев, Иоанна Кронштадтского. Бердяев отметил любопытный факт: св. Серафим Саровский и Пушкин - величайший русский святой и величайший русский гений - жили в одно время, а ни один из них, вероятно, не знал о существовании другого. Мне кажется это не столь удивительным: если бы в Германии на рубеже XVIII и XIX веков жил монах и учитель типа Серафима Саровского, то очень вероятно, что Гете о нем тоже не знал бы. Но гораздо удивительнее и именно характерно для России, - что эти две линии духовного развития оказались связанными: что в Оптину пустынь ездили Гоголь, Достоевский, Леонтьев и Соловьев, и даже Толстой, предчувствуя приближение смерти, бежал туда, несмотря на всю его антипатию к Церкви.

Правда, так часто мы слышали о "передовой русской литературе Белинского-Герцена-Чернышевского-Добролюбова-Писарева". Но, прежде всего, это вообще не литература, а критика. А если попытаться оценить дерево по его плодам, то к этому направлению из литературы мы, как самые высшие достижения, сможем отнести лишь Некрасова и Щедрина. Зато в лице своих наиболее ярких представителей это течение поняло Пушкина - как певца дамских ножек, Достоевского - как "Федюшу из Тетюши", припадочного дурачка, а Толстого - как интеллигентского хлюпика, юродствующего во Христе. Все вершины русской литературы (как и всей духовной жизни) - относятся к христианской линии ее развития.

Здесь можно говорить не об ОТЛИЧИИ, а ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ в этом отношении русской и западноевропейской культуры. Образ "православного инока" - старца Зосимы - был бы невозможен не только у Анатоля Франса, но и у Мопассана и даже у Диккенса, так же, как невозможно представить себе Матисса или Сезана, расписывающими церкви. В этом смысле, когда Маркс и Энгельс писали, что "ненависть к России есть первая революционная страсть немцев", они выражали в крайней форме отношение гораздо более широких кругов Запада, чувствовавших в России, во всем направлении развития ее культуры, чуждую, непонятную и пугающую силу. Этим можно объяснить и то, что западное общественное мнение до революции так враждебно относилось к России, и то, что революция была принята Западом так благосклонно, несмотря на то, что грозила разрушить его спокойствие и материальное благополучие.

Революция положила конец этому направлению развития русской культуры: если Блок или Маяковский еще его отражают негативно, в форме демонизма и богоборчества, то на смену им идут жаровы и багрицкие, у которых уже нельзя обнаружить никакой преемственной связи с русской литературой; русская школа религиозной философии обрывается гибелью о. Флоренского... И это не случайность - в полном разрыве с духовной основой прежней культуры заключается самая суть революции - не только нашей, но и самого понятия, "идеи" революции.

Пытаясь осмыслить Историю, можно исходить из двух концепций человеческого общества: либо считать его организмом, в котором каждая следующая фаза есть результат всего предшествующего развития, либо рассматривать его как механизм, который предназначен для выполнения определенной функции и который можно любым образом перестроить, если в этом появится необходимость и если появилась счастливая идея решения соответствующей конструктивной задачи. Наиболее последовательной формой теоретического осуществления второй точки зрения является Утопия - план перестройки общества или чаще постройки заново, а формой воплощения в жизнь - революция. Если отвлечься от той окраски, которую эти термины получили в накале партийных распрей, то правильно было бы называть первую точку зрения консервативной (или почвеннической), а вторую - революционной. И сейчас, например, в оценках положения нашей страны или в составляемых проектах можно очень четко увидеть, к какой из двух концепций примыкает автор.

В своей устремленности к будущему, к "новой жизни" революция кажется воплощением жизненного начала. Но эта видимость обманчива. Отрицая концепцию живого организма и ставя на его место концепцию механизма, каждая революция является победой идеи Смерти. Прокламируемый революцией разрыв с прошлым (отраженный, например, в штампе "проклятое прошлое") для каждого живого организма равносилен разрыву непрерывной нити жизни, то есть смерти. По глубокой мысли Бердяева, для всего живого прошлое не менее важно, чем будущее, они неразделимы - в этом он видит смысл заповеди "Чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет, и будешь ты долговечен на земле".

С этой точки зрения революция не только исходит из понимания общества как мертвого механизма, но и стремится привести общество в это состояние, лишая его основного свойства всего живого - непрерывности развития, связи с его историческими корнями.
<окончание - в комментариях 1 и 2>

Категория: музыканты - не по алфавиту | Добавил(а): trezv (18 Сентябрь 10)
Просмотров: 3479 | Комментарии: 35
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 351 2 »
1. Леонид Садович (trezv)   (18 Сентябрь 10 11:36)
<продолжение статьи>
Такая характеристика относится к "идее" революции, но каждая конкретная революция, совершившаяся в определенное время над определенным народом, всегда есть смешение этой универсальной идеи с многочисленными воздействиями, исходившими от этого времени и этого народа. Насильственный характер революции тем самым указывает на вызванное ею сопротивление - духовное и материальное. А сопротивление всегда в какой-то мере препятствует полному воплощению принципов, заложенных в самой идее. Для осмысления судьбы России, пережившей революцию, основным является вопрос: в какой мере общие тенденции революционной идеи воплотились в жизнь в нашей стране? Этот вопрос имеет много аспектов: экономический, государственный, национальный и т.д., но, пожалуй, важнее всего аспект духовный. Иными словами, речь идет о том, чтобы попытаться оценить, насколько радикальным был разрыв с традицией русской культуры.

Долгое время могло казаться, что разрыв был абсолютным и, например, появление Солженицына воспринималось как чудо. Он был прямой противоположностью типа "внутреннего эмигранта", творил на самом жгучем современном материале, а по своему духовному оснащению настолько прочно следовал традиции русской культуры, что как будто и не замечал в ней никакого разрыва. Мне кажется, что сейчас есть возможность осознать это явление как часть еще большего чуда: ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВООБЩЕ НЕ ПРЕРЫВАЛАСЬ, она лишь не была заметна, уходя вглубь с поверхности жизни, а часто ее проявления были замазаны чуждой или враждебной рукой.

Но краски чуждые, с летами,
Спадают ветхой чешуей...

Так, уже после появления первых произведений Солженицына, стал известен "Мастер" Булгакова, открывший нам глубокого религиозно-мистического мыслителя, о существовании которого мы до того и не подозревали. Но тогда приходит на ум, что та же традиция проявляется и у Ахматовой, и в последних стихах Пастернака, хотя и начинавшего как футурист. Восстановление этой преемственности есть основная предпосылка будущего развития русской культуры, вопрос ее жизни.


2. Леонид Садович (trezv)   (18 Сентябрь 10 11:36)
<окончание статьи>
Все предшествующее отступление было необходимо, чтобы можно было сформулировать основную мысль этой статьи. В первой ее части мы пытались доказать что творчество Шостаковича имеет религиозно-мистическую основу, оно вращается в кругу проблем, обсуждавшихся отцами Восточной Церкви, Достоевским и Соловьевым. В этом смысле, в музыке, Шостакович играет такую же роль, как в литературе Ахматова, Булгаков или Солженицын; его творчество является основным звеном, связывающим в этой сфере современность с духовными основами русской культуры. Поэтому его дальнейшее изучение и понимание представляется мне глубокой и важной задачей: это борьба с гибельной опасностью отщепенства, работа на пути осознания русской культуры (а значит, и России) как живого целого.

Есть и другой вопрос, относящийся уже не к русской, а к общемировой культуре, для ответа на который много может дать понимание творчества Шостаковича. Последние несколько веков выделяются изо всей Истории тем, что это, вероятно, те единственные столетия из насчитывающей много десятков тысячелетий истории человечества, когда религия не является для него основной руководящей силой. Из наличия захоронений можно заключить о существовании религии в палеолите, а о ее роли в жизни тогдашнего человечества можно судить по аналогии с современными первобытными народами, часто вымиравшими в результате разрушения их религиозной жизни. Греческую культуру мы знаем по храмам, статуям богов или трагедиям, созданным на мифологические сюжеты. Позже европейская культура основывается на христианстве. Но последние столетия влияние религии на жизнь человечества непрерывно падает. Великие географические открытия, стремительное развитие науки и техники, промышленная революция, борьба за всеобщее избирательное право, создание индустриального и сверхиндустриального общества - вся эта деятельность если и не была враждебна религии, то протекала совершенно независимо от нее, как бы в другом пространстве. Но проявляется и прямая вражда к религии - целые государства объявляют себя враждебными любой (а не какой-либо определенной) религии, начинаются гонения на религию.

Поразительно в этом процессе то, что здесь не выдвигается никакой альтернативы религии: она просто отбрасывается без попытки заменить ее чем-то высшим. Как бы ни оценивать роль религии, представляется весьма вероятным, что благодаря этому происходит грандиозное духовное опустошение человечества, которое может привести к его духовной (а тогда, вероятно, и физической) гибели. Возникает основной вопрос: является ли эта тенденция последних веков лишь временной болезнью человечества или необратимым процессом?

Вопрос этот отражается в любой области культуры, в частности и в музыке. Здесь можно обратить внимание на то, что в последние десятилетия пишут много музыки религиозного характера. Из наиболее знаменитых примеров - "Симфония Псалмов" и "Кантата Святого Марка" Стравинского, "Глория" Пуленка, "Страсти от Луки" Пендерецкого. Но все эти произведения вызывают вопрос: не стилизация ли это? Быть может, это подражание старинным образцам, а не передача собственных чувств - типичный продукт упадочного искусства. Здесь музыка Шостаковича - особенно тонкий индикатор. Если правильно то понимание его творчества, которое предложено в этой статье, то религиозные основы музыки Шостаковича не осознавались самим композитором, а это полностью исключает возможность того, что его музыка подражательна. Но именно поэтому для него закрыт и путь использования традиционных форм религиозной музыки - хоралов, псалмов, месс. Это и придает его музыке такую силу: "новое вино не вливают в мехи старые".

И если наше толкование творчества Шостаковича правильно, тогда необычайная популярность его музыки, его слава являются важнейшим симптомом: они указывают на то, что в душе современного человечества есть мощные пласты религиозного чувства, которые пока им ощущаются лишь подсознательно, но могут стать основой для возрождения сознательного религиозного понимания мира.

Написано в 1973 г. Впервые опубликовано в журнале "Вестник РХД", Париж, 1978, № 125.


3. igor (igor120765)   (18 Сентябрь 10 15:23)
Имхо,это совершенно(выводы) неверно все,но вне синтеза,на фазе анализа,статья блестящая!
Спасибо за труды!

5. Walter (wbl)   (19 Сентябрь 10 17:01)
Что именно в части анализа Вы находите столь блестящим?

4. Константин (Furtwangler)   (18 Сентябрь 10 20:53)
Интересно,но Шостакович всегда подчёркивал свой атеизм.Известно,что он в период размолвки с Мравинским с нескрываемым сарказмом говорил о его религиозности что-то типа того,что тот крестится по любому поводу.Не возьмусь судить о правомерности высказываемых здесь мыслей,но я не склонен думать,что Шостакович мог не осознавать своей религиозности.Насколько можно судить по его биографии и музыке какой-либо мистицизм ему был чужд.

6. Леонид Садович (trezv)   (20 Сентябрь 10 09:04)
Подчёркивай хоть заподчёркивайся, но душа-то - христианка!

11. Walter (wbl)   (21 Сентябрь 10 22:50)
Да разве Тертуллиан об этом?

7. Leandr9 (Leandr9)   (20 Сентябрь 10 17:50)
Спасибо. Этот номер "Вестника" мне не попадался в свое время.

8. Александр (alexandr_p)   (21 Сентябрь 10 19:59)
Квантовая механика, Достоевский, захоронения неандертальцев, и все это - чтобы окрестить Шостаковича и узреть "чудо: ХРИСТИАНСКАЯ ТРАДИЦИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ ВООБЩЕ НЕ ПРЕРЫВАЛАСЬ".
А он может всю жизнь и кричал, что она порвалась? О духовной смерти? Об утрате человечности?
При интер-трепации искусства лучше вспоминать не квантовую механику, а притчу о семи слепых, с разных сторон пощупавших слона...

10. Walter (wbl)   (21 Сентябрь 10 21:55)
ditto.

От себя добавлю. Антипозитивизм по сути повторяет позитивизм.


9. олег (ermolaev-tomin)   (21 Сентябрь 10 20:07)
Ответ Леониду Садовичу -
ДУША не МОЖЕТ БЫТЬ ХРИСТИАНКОЙ ПО 2 ПРИЧИНАМ
1. У нее есть пол - М и Ж. Выходит все мужики - БАБЫ?
ЭТО ШУТКА.
2. Хр-ву на Земле 2000 лет, а человечество - ну не меньше 20 000 лет. Какой же эти 18 000 лет была ДУША?

Теперь статья - очень со многим согласен.
На мой взгляд весь Шостакович - это
1. Ужас существования человека на Земле
2. Тончайший анализ психологических переживаний СМЕРТИ как отдельного человека, так и больших масс.
В частности, у Шостаковича ГУЛАГ описан гораздо полнее, подробнее и психологически тоньше, чем у Солж, Шаламовв и т.п.
Самое интересное, что и Солж. и Шаламов - как писатели - бездарны! Они газетные корреспонденты, а не писатели.

Да 8 симфония - это вообще супершедевр.

Последнее - для того, чтобы ВСЕ знать о смерти, как знал Шостакович, совершенно не обязательно быть верующим человеком, а тем более христианином.
За статью - большое спасибо.


12. Константин Владимирович (konst)   (22 Сентябрь 10 02:00)
Зря Вы так насчёт Шаламова. Его "Колымские рассказы" - очень сильная, талантливая проза (может быть, не всегда ровная). Меня она очень сильно зацепила (а это не часто происходит). И дело тут не только (и не столько) в содержании, но и в форме.
P.S. А много ли знал о ГУЛАГе Шостакович? Он там не был, к счастью.

13. Леонид Садович (trezv)   (22 Сентябрь 10 10:29)
Как две буквы на плане могут помешать душе быть христианкой? Христос - помазанник, его же царствию не будет конца. Человек - сын Божий, создан он как сонаследник этого царствия. В этом смысле душа - христианка искони, тысяч лет тут может быть и 30, и все 50. Человек в одичании своём может отвергать богосыновство, надувать щёки в своём мнимом величии, но Бог отцовства своё не отменяет.
Согласен, для того, чтобы ВСЕ знать о смерти, как знал Шостакович, верующим во Христа быть не обязательно. Но сущая безделица - человек бессмертен. Смерть - рождение в жизнь вечную. Но эта жизнь может быть и с Богом, в с пауками в бане. Никто никого ни к чему не принуждает. Но чтобы наследовать жизнь вечную с Богом, уж точно надо быть человеком верующим, а тем более учеником Христовым.

14. anm (alyosha)   (22 Сентябрь 10 11:13)
Господа, пока всё более-менее, но всё же хочу напомнить: пожалуйста, не нужно ожесточённых дискуссий и споров на тему религии. У каждого свои взгляды, и, конечно, любой участник имеет право заявить о своей позиции (но только в корректной форме, не оскорбительной для инакомыслящих), а если кто-то не согласен, то можно и возразить, но, пожалуйста, не нужно устраивать "марафон аргументов" с бесконечными повторами и пресловутым "переходом на личности".

15. Oleg (legoru)   (22 Сентябрь 10 12:55)
Мне интересно, почему о Шостаковиче нельзя говорить без пафоса.
Христианином он конечно не был. Страх смерти - это особенность характера - больше за свою жизнь боялся, мне кажется. Ужас существования человека на Земле - почитайте его письма - пьянки, гулянки, женщины. 8я симфония если слить всю идеологию - бесстрастное необарокко и и экспрессионизм. Можно продолжать

В этой связи хочется обратить на религиозность Прокофьева, его увлечение философией христианства о которой есть документальные свидетельства в его Дневниках. Впрочем, и здесь не обходится без шутки. Композитор описывает, как однажды читал параллельно две книги - религиозный труд и "Капитал" Маркса. :D И никакого пафоса. И даже в самых мрачных своих созданиях Прокофьев, в отличие от экспрессиониста-Шостаковича, остается верен позитивному идеалу христианства, облекаемому в плоть и кровь одухотворенного звучания


16. Ildar (Dedalos)   (22 Сентябрь 10 13:24)
Правильно! Религиозные споры совершенно бессмысленны. Если уж говорить об отношении Ш. к религии, то лучше опираться на биографические сведения или по крайней мере на то,что этим словом принято называть. Когда Ш. прямо спрашивали, верит ли он в бога, он отвечал скороговоркой: нет, к сожалению. Этот ответ ведь можно интерпретировать каким угодно способом! да мало ли тех, кто ответил бы на этот вопрос утвердтвительно, дейсительно верующий? Но когда Поспелов вербовал Ш. в партию, одним из аргументов против Шостакович приводил свою религиозность (Гликман). Сын Ш. говорил, что после 7 симфонии (по поводу которой он же: "Умножь метрономическое указание на количество долей в тактах эпизода нашествия - пока играет малый барабан" (Тищенко). Я нажал на кнопку калькулятора, а там 666, 666…) он собирался писать Реквием, ведь Ш. был из православной семьи, а Хентова нашла даже крестильную книгу ДД.! А что вы скажете об этой цитате из письма семье: "Сегодня был в Храме Христа-Спасителя, молился за всех вас". Или об этих словах Максима Ш.: В то время практически никто не ходил в церковь. Шостакович же был публичный человек, депутат Верховного Совета. Но, тем не менее, моя мама всегда ходила к заутрене на Пасху, и Рождество всегда отмечали. А отец на Пасху обязательно обзванивал своих верующих друзей и знакомых и говорил им: "Христос Воскресе!".
Я как-то подарил папе бронзовое распятье, которое стояло до самой смерти на тумбочке. А сверху, над кроватью, у него висела небольшая репродукция картины Тициана "Динарий Кесаря". Он мне часто говорил: "Вот посмотри, какое светлое чистое лицо у Христа. А ниже такой черный противный фарисей, который монету показывает и говорит: "А чего ж ты подати платишь?". А Христос отвечает: "Отдай Кесарю - кесарево, а Богу - божье". Отец так и говорил, что Христос - чистота и правда, а фарисей - ложь и всякая гадость.
Как видите, не все так однозначно.

17. Земля (Земля)   (22 Сентябрь 10 13:40)
(к слову просто) (на прпавах флуда, так сказать, то есть)
меня всегда смущает ложность (ограниченность) выбора, перед которым нас ставят: или - или. Как будто других вариантов не существует. Вот как здесь только что: "Христос - это чистота и правда, а ...". Или как всеми перетёртые цитаты из Достоевского, типа "Бога нет, значит всё позволено?" (и т. п.). Какая-то несвобода сразу во всём таком и подобном, канализация, так сказать, нашей мысли, т. е. по сути манипулирование ею. "Христос - чистота и правда". Хорошо, так и есть. Но ведь чистота и правда не только он. Иной атеист или безбожник - тоже чистота и правда, так сказать, например. Возьмите, например, грудного ребёнка. Разве он - не чистота и правда? А ведь он ещё про бога ничего не ведает. Прирождённый атеист, значит. (шутка)

18. Ildar (Dedalos)   (22 Сентябрь 10 13:48)
Младенец не может быть атеистом, поскольку атеизм - это активная позиция, мировоззрение, отвергающее существование богов или бога.

20. Земля (Земля)   (22 Сентябрь 10 15:02)
Не "отвергающее", а "отрицающее". Отвергающих (активно) атеистов обычно называеют "воинствующими атеистами и безбожниками". "Отрицающе" же атеисты всегда пассивны. Пока их не спросят - ничего не скажуть. Живут они по принципу: "Моя хата с краю. Есть ли бог иль нет - не знаю". А коль не знают, то и говорить нечего им. Так и живут всю жизнь в атеизме своём. Молча. И только музыку пишут (иногда).

35. Иван (ik)   (25 Апрель 13 13:19)
Прочитал очень интересный комментарий уважаемого Ildar, а затем Ваш комментарий, уважаемая Земля, и очень захотелось ответить. Я - религиозный человек, и очень люблю Шостаковича. Статьи Шафаревича читал, от них не в восторге. Какая-то правда есть в них, но далеко не со всем и соглашаешься. Я не знаю, был ли верующим человеком Шостакович, но его слова "Христос - это чистота и правда" никак нельзя воспринять как "выбор, перед которым нас ставят", как пишете Вы, и уж тем более - не как "манипулирование" мыслями сына к которому были обращены слова ДДШ про Христа. Я понимаю, что Вы имели ввиду нечто совсем другое. Но потому наши обсуждения, в том числе и религиозные, ведут чаще к разделению, а не к тому, чтобы каждый сам для себя получил пищу для размышлений, что мы вот так, с ходу, не задумываясь перекручиваем смысл сказанного, по сути говорим сами с собой. Ведь свидетельство сына - потрясающий факт, открывающий очень важное новое о его великом отце. Что касается самих по себе этих слов ДДШ, то воспринимать можно, конечно, по-разному, в зависимости от контекста. Если Вам какой-то человек скажет подобное в пылу религиозного спора, то может тогда и можно воспринять это, как попытку "манипулирования". Но если Вы САМИ захотите разобраться в том, что означают эти слова, то наверняка поймете, что никакого манипулирования в них нет.
Все, что я написал - только из уважения и благодарности, которую испытываю к Вам за Ваши замечательные выкладки.

19. Big Dog (Malamute)   (22 Сентябрь 10 14:32)
Роза Люксесбург очень верно говорила, что свобода - это прежде всего свобода инакомыслия. Иначе как бы мы узнали, с кем можно спорить, а с кем нельзя? :)

21. Ildar (Dedalos)   (22 Сентябрь 10 17:14)
Да, но разве инакомыслящими или вольнодумцами не могут быть рабы? Или вы считаете, что инакомыслие делает из раба свободного? Мне кажется, что это распространенное заблуждение. Ведь интеллект - это не весь человек. Знаете, как назывались общества вольнодумцев в Англии? - "Клубами адского пламени"!
А лучше вообще не спорить, а вместе искать истину: ведь именно она делает человека свободным.

22. Big Dog (Malamute)   (22 Сентябрь 10 17:36)
Мое отношение к публицистике И.Шафаревича давно определилось и эта статья лишь его укрепила. Никакого смысла спорить я не вижу.

23. Ildar (Dedalos)   (22 Сентябрь 10 18:15)
Конечно. Статья-то беспомощная и больше говорит не о Шостаковиче,а о самом Шафаревиче.

24. Константин (Furtwangler)   (22 Сентябрь 10 19:32)
Как мне кажется не стоит видеть атеизм и безбожие как синонимы.Атеист может не быть безбожником в том смысле,что будучи человеком абсолютно не воцерковленным,тем не менее жить соотнося свои поступки условно с десятью заповедями либо каким-то внутренним кодексом (видимо тем, что автор назвал христианской душой,хотя на свете живут не только христиане и конфессиональная принадлежность здесь не главное),то есть фактически быть обычным порядочным человеком,а не подлецом,что совсем не так просто.Всегда видеть в этом религиозную подоплёку было бы слишком наивным.

Что же касается Шостаковича,да собственно как и любого другого гения,то основная ошибка,которую часто допускают псевдоисследователи их наследия заключается в том,что ставя себя на их место они таким образом ищут ответы на какие-либо вопросы.Но в том то и дело,что невозможно взглянуть на мир глазами другого человека и тем более гения.

Если говорить о музыке,то именно она является сформулированным мировоззрением композитора. Но посмотрите насколько зачастую по разному она воспринимается разными людьми.В одних и тех же сочинениях мы можем слышать совершенно противоположное,как в элементарной дилемме "стакан на половину пуст или на половину полон".А ведь музыка гораздо более сложное явление,чем вода в стакане.

Так и с религиозностью Шостаковича. Автор статьи ищет в его музыке то,что вписывается в его понимание,поэтому тянет за уши все мыслимые и немыслимые доводы чтобы доказать свою правоту.Мы можем соглашаться или нет,но если вдуматься наше понимание Шостаковича может быть столь же далёким от истинного,как и эта довольно сомнительная попытка.

Был ли Шостакович верующим человеком или нет и влияла ли его религиозность или его атеизм на музыку знал только он.Я бы не стал доверять в этом вопросе ни его сыну, ни тем более Хентовой.Впрочем,до сих пор никак не могут договориться об аутентичности "Свидетельства",а уж о душе Шостаковича можно воду лить бесконечно,чем собственно многие и занимаются.


25. Ildar (Dedalos)   (22 Сентябрь 10 20:52)
С этим трудно не согласиться. Но вряд ли Максим лгал, когда приводил факты из биографии своего отца. Другое дело, что они ровным счетом ничего не говорят о религиозности ДД.

26. Константин (Furtwangler)   (22 Сентябрь 10 21:26)
Я даже мысли не допускаю,что Максим Дмитриевич лгал.Я о другом.Он сам говорил в контексте обсуждения "Свидетельства",что его отец мог высказывать абсолютно противоположные мысли за завтраком,обедом и ужином,поэтому я и написал,что подлинного Шостаковича знал только он сам,а даже не его дети или тем более кто-то ещё.Я могу предположить,что по очень многим причинам с Гликманом или Соллертинским Шостакович мог быть гораздо откровеннее,чем с собственным сыном.А разговор о Христе, как мне кажется, типичная отцовская воспитательная беседа.

28. Ildar (Dedalos)   (22 Сентябрь 10 22:26)
Ну да,тем более, что речь шла всего лишь о картине Тициана. Мы никогда и не узнаем всей правды. Но что-то есть и в Шостаковиче и в его музыке, что заставляет вспомнить многосрадального Иова, призвавшего Бога к суду, богохульника, обвинявшего Бога в несправедливости его кары и тем не менее не о праведных его друзьях, увещавших и порицавших его, а о нем сказано, что он праведнее праотца Авраама.

29. Константин (Furtwangler)   (22 Сентябрь 10 22:35)
А я и не считаю Шостаковича безбожником,а тем более богохульником.

30. Земля (Земля)   (22 Сентябрь 10 23:17)
Хулить бога, даже несуществующего - это последнее дело, товарищи. А вот журить - слегка и с любовью - это хоть кого можно, товарищи! Так что ...

27. олег (ermolaev-tomin)   (22 Сентябрь 10 21:43)
Целиком и полностью согласен с Землей и со всеми замечаниями Константина.
У меня давно ( мне 62 года) была мысль о том, что конгениально о Ш. мог бы написать только один человек - великий РУССКИЙ писатель - Чингиз Айтматов.
Насчет Шаламова - замечание принимаю. Да у него есть сильные вещи.

31. Alexey Konovalov (alex_kon)   (19 Октябрь 10 00:54)
К Евангелию от Луки:

«И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет. Это значит, что кто скажет хулу на Меня, по виду своему простого Сына Человеческого, ядущего, пьющего, обращающегося с мытарями и блудницами, тот, покается ли или не покается в своей хуле, прощен будет. Ибо таковому человеку неверие его в грех не вменяется. Ибо что он видел располагающего к вере? Напротив, чего он не видел достойного хулы? Он видел человека, обращающегося с блудницами, и говорит хулу на него, а посему грех не вменяется ему. Ибо, естественно, он мог подумать: что же за Сын Божий тот, кто обращается с блудницами? Посему того, кто так поступает, а между тем выдает себя за Сына Божия, он может поносить и назвать обманщиком.

А кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Слова эти имеют такое значение, что кто, видя Божественные знамения и великие и необычайные дела, не верует и поносит, действия Святого Духа приписывая веельзевулу, тот, изрыгая хулу на Святого Духа и говоря, что знамения сии совершаются духом лукавым, а не Божиим, если не раскается, не будет извинен и прощен. Говорящему хулу на Сына Человеческого не вменяется грех, а посему он прощается и без покаяния, а видящему дела Духа Божия и хулящему без покаяния не будет прощено, но вменится в величайший грех»[17].

http://www.pravoslavie.ru/put/3542.htm


32. Alexey Konovalov (alex_kon)   (19 Октябрь 10 01:01)
Не иди против страха Божия

Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь (Лк 12, 5).
http://www.pravoslavie.ru/put/35
418.htm


1-15 16-17
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.