......................................... Поэт и исследователь Игорь Вишневецкий написал биографию Сергея Прокофьева. Отдельные главы, обнародованные в Сети, вызвали широкий резонанс и пристальное внимание – труд Вишневецкого огромен и фундаментален. Автор биографии поэт и историк культуры Игорь Вишневецкий представил своего героя в разных ипостасях, создав мало похожий на прежние, но вместе с тем объемный и правдивый портрет. Здесь можно почитать интервью, в котором автор рассказывает о своей книге, месте Прокофьева в музыке ХХ века, о Стравинском и Шостаковиче. http://www.chaskor.ru/article/igor_vishnevetskij_chistym_kompozitorom_prokofev_ne_byl_35 А это оглавление книги, которую можно скачать по ссылке ниже ИГОРЬ ВИШНЕВЕЦКИЙ Сергей Прокофьев документальное повествование в трёх книгах Лицом на Восток 1891 – 1927 Часть первая. Детство на Украине: скиф пробуждается (1891 – 1905) Человек в ландшафте Свидетельство о крещении Прокофьева, семья и музыка, раннее развитие ребёнка Поместный уклад Ландшафт и характер, историческое и доисторическое Родословная Брак родителей Первые музыкальные опыты: «Индийский галоп», марши и вальсы Первая поездка в Москву (1900); опера «Великан» Новая поездка в Санкт-Петербург и Москву (зима 1901 – 1902): знакомство с Танеевым Приезд Глиэра в Солнцевку Первая симфония, опера «Пир во время чумы», песенки, первая соната Решение учиться в Санкт-Петербургской консерватории: экзаменовка у Римского-Корсакова Жаркое лето 1905 Часть вторая. Анфан террибль в Петербургской консерватории и после неё (1905 – 1917) Квартира на Садовой улице, счастливое одиночество Занятия в Консерватории: преподаватели и наставники Ранние консерваторские сочинения: «песенки», шесть сонат без опуса, окончание оперы «Ундина» Шахматное собрание и роль шахмат в становлении Прокофьева-композитора Вера Алперс Отношения с Асафьевым и Мясковским, с другими одноклассниками Максимилиан Шмидтгоф Знакомство с «современниками» и со Стравинским Симфония ми-минор Прокофьев завершает Консерваторию по классу композиции Переезд Сергея Алексеевича в Петербург и его смерть; ликвидация дел в Солнцевке; Прокофьев об отце Сердечные увлечения Сочинения для оркестра: реакция критики Прокофьев продолжает занятия в Консерватории по классу фортепиано и дирижирования Первый фортепианный концерт Смецкие; опера «Маддалена» Вторая соната для фортепиано Продолжение дружбы со Шмитдгофом и его самоубийство Музыка, посвящённая памяти Макса; Второй фортепианный концерт Нина Мещерская Первая поездка за рубеж; Прокофьев посещает спектакли Русских балетов в Париже и в Лондоне Скандальная премьера Второго фортепианного концерта; критика о концерте Окончание Прокофьевым Консерватории по классам фортепиано и дирижирования Вторая поездка за рубеж; Дневник и замысел трагической симфонии; Дягилев заказывает Прокофьеву балет «Ала и Лоллий» Письма Мясковского с фронта, Демчинский о «сокровенном смысле войны», отношение к войне Прокофьева Поездка в Италию; концерт в «Августеуме» Разговор с Дягилевым о национальной музыке и о «петроградском болоте» Возобновление знакомства со Стравинским: «Весна священная», выбор сюжета для нового балета Прокофьева Прокофьев предлагает Нине Мещерской руку и сердце: её нерешительность и разрыв Работа над «Шутом», превращение «вагнеровского» балета в «Скифскую сюиту» «Игрок» Прокофьева и Достоевского: проигрыш в жизни, выигрыш в искусстве Премьера «Скифской сюиты»: восторженные отзывы современников «Скифская сюита» и «скифство» Путешествие вниз по Волге; стихотворные экспромты Триумфальный концерт в Киеве Роман с Полиной Подольской Отменённый московский концерт и «рецензия» на него Сабанеева Начало дружбы с Сувчинским и Бальмонтом; новые творческие замыслы; романсы на слова Ахматовой Скандал в «Музыкальном современнике», планы нового издания Стихотворная переписка с Борисом Вериным и Третья соната Революция и Прокофьев: «Я не контрреволюционер и не революционер» Солнечные весна и лето 1917: «Классическая симфония», Первый скрипичный концерт, начало работы над художественной прозой Служба в Зимнем дворце и аудиенция у Керенского Июльские дни. Петроград, которому угрожают немцы, и спокойные Минеральные воды Тектонические колебания: «Семеро их» На западе делать нечего, дорога лежит на восток: в Америку? В Париже потомками Сергея Прокофьева были полностью расшифрованы и изданы в 2003м году дневники композитора, которые он вел на протяжении 26 лет и из которых ранее были известны лишь отрывки. Русскоязычное издание, вполне откровенно демонстрирующее человеческий и творческий облик одного из гениев ХХ века, включает в себя два огромных тома по 800 с лишним страниц и небольшое приложение с семейными фотографиями. Стоит сказать, что потаенные страхи и разочарования вернувшегося в СССР композитора вы из "Дневника" не узнаете. Записи заканчиваются 1933 годом. Но к этому времени Прокофьев уже несколько раз ездил в советскую Россию, гениально описав cвоё первое триумфальное в ней появление в 1927 году - это самая знаменитая часть "Дневника", которую предлагаю вашему вниманию. Прокофьев - прекрасный писатель, еще по изданной в советские времена "Автобиографии" известный своим не всегда добрым остроумием. Его "Дневник" - кладезь яркой и вкусной фактуры. http://files.mail.ru/L6GC2C pdf / 139 и 95 стр. с иллюстр.
|