Иван Вишневский ЛЕГЕНДА НЕАПОЛЯ СКИФСКОГО "Караманов — это не просто талант, это — гений. Его музыка способна оповестить человечество"… Альфред Шнитке "Человечество упёрлось в тупик", — сокрушённо говаривал Георгий Свиридов. Но, включив запредельные, мистические способности к выживанию, оно породило феномен сложнейшей, космической по многообразию форм и энергий классической (академической) музыки. Ответы на глубинные вопросы люди ищут — и находят! — у великих композиторов. Но сегодня и среди музыкантов нет единства в том, какой должна быть музыка, коей предназначено просветить и спасти нас. Многие хоронят традиционные жанры. Георгий Свиридов говорил, что будущее музыки — в песне, в слиянии звука и слова, инструментальные жанры, особенно симфония, скончались. Владимир Мартынов вообще впал в отрицании классики в классический постмодернистский нигилизм, сообщая об окончательной смерти композитора как явления вообще. Но — Алемдар Караманов! Автор 24-х (!) симфоний необъятной протяжённости для громадных составов, множества других крупнейших и симфоничнейших работ. Человек, к которому никто не относится равнодушно: или — гений (см. эпиграф), или — гигантоман-графоман. Караманов и сам эпатировал грамотную публику, привыкшую к эдакой рефлексирующей, самобичующейся, сутулой, в очёчках "интеллигенции": "Вы всё сажаете моё семя в разную землю современности. То там пробуете, то сям. Но вы чего-то не понимаете. Я — не семя! Я огромное созревшее дерево, которое совершенно ни от чего не зависит. Всё, что оно выдает, — это из себя, изнутри. Это вдохновение, это откровение. И если вам кажется, что моя музыка несовершенна, несовременна, провинциальна,— в этом вы можете винить только самих себя. Потому что вы безнадежно отстали. Вы просто незнакомы с моей музыкой. Вы не воспитаны ею. Вас подавил шум современности — и больше ничего! Вот я слушаю сейчас, допустим, Рахманинова, и только внутренним слухом к его музыке прикасаюсь, а моя музыка — она живая, её хочется дать людям, дай Бог, чтобы это поскорее пришло. Признаюсь, я считаю себя живым наследником этой старой, настоящей мировой культуры. Написаны пять тысяч страниц густой партитуры, которые производят невообразимое впечатление,— и они почти все молчат. Мы не знаем, что такое современная музыка, потому что не знаем меня". Полный текст читайте на сайте в газете «Завтра» №24 (708) от 13 июня 2007 г. http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/07/708/81.html
Источник: http://zavtra.ru/cgi//veil//data/zavtra/07/708/81.html |