Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
статьи о музыке
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google
поиск от Яndex

Категории каталога
композиторы - алфавит [7]
Материалы о композиторах. Составлением занимается администрация.
исполнители - алфавит [19]
Материалы об исполнителях. Составлением занимается администрация.
Серебряный век музыки [22]
путешествие в начало XX века вместе с YeYe
музыканты - не по алфавиту [115]
материалы о музыкантах от наших пользователей
прочее [113]
все остальное
Гленн Гульд - избранное [5]
главы из книги

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 09 Декабрь 16, 04:59
Начало » Статьи » музыканты - не по алфавиту

Симфонии Дариюса Мийо
...........................................

Французский композитор Дариюс Мийо (Darius Milhaud, 1892-1974) очевидно распланировал свою музыкальную карьеру на долгосрочной основе. В 1920 году он объявил, что напишет восемнадцать струнных квартетов, и он сделал это. Кроме того, он грозился, что не напишет ни одной симфонии до 1942 (когда ему будет пятьдесят лет), тем не менее когда в 1939 Чикагский симфонический оркестр заказал ему к своей пятидесятой годовщине симфонию он согласился. В общем-то, принимая заказ этой симфонии и будучи приглашённым в 1939 на её премьеру в Чикаго и найдя прибежище в Америке Мийо, вольно или невольно спас себя и свою семью от ужасов Второй мировой войны и от нацистов.

Всего Мийо создал двенадцать симфоний. К этому жанру он обратился в 1939 году, а последнюю, «Пасторальную», написал в 1963 году. До этого Мийо сознательно избегал и сонатной формы и больших оркестровых составов. Да в общем то и в симфониях он их избегает. Главная проблема новой для него симфонической формы состояла в том, чтобы, во-первых, держать конкурирующие тональные центры ясными (чтоб не скатиться в атональность). Другая проблема состояла в том, чтобы всё это разноголосие хорошо звучало в оркестре. Будучи по природе миниатюристом, и больше тяготеющим к театральности и камерности Мийо, на мой взгляд, отлично решил эти проблемы. И хотя сопротивление материала чувствуется, у его симфоний есть свой собственный голос, не похожий на работы других симфонистов 20 го века. Его симфонии выступают резким контрастом к разросшимся позднеромантическим циклам Малера или трагическим эпопеям Шостаковича и Онеггера. В симфонии Мийо привлекала прежде всего жанрово-характеристическая особенность. Французский характер мелодики составляет основу его творчества - здесь и интонации старинных песнопений, и провансальские мотивы. Он чужд догматики, «немецкой дисциплины», против которой постоянно возражали Дебюсси и Равель, но тем не менее в его творческой методике многое от интуиции, своеобразного музыкального «ремесла» (не зря почти все его симфонии - это сочинения, написанные по заказу). Тем не менее в мастерстве "офольклоривания" он не уступает самому Стравинскому. Только получается это у него намного органичнее: не столь вульгарно-примитивно и не в лоб. Что же касается стилевых принадлежностей, то в музыке Мийо смешались импрессионизм Дебюсси, неоклассицизм Стравинского, джаз и его собственные политональные находки

Первая симфония (1939), как уже сказано выше написана к 50-ти летию Чикагского симф. оркестра. Первая часть "Пастораль" основана на двух темах - первую излагает флейта и скрипки, другая впервые появляется у деревянных духовых. По словам композитора он стремился здесь выразить "любование природой, нежную и ностальгическую чувственность." Вторая часть с фугой в середине - антипод пасторальности, здесь Мийо обращается к "сильному драматическому и даже яростному настроению" (чувствуются предзнаменования войны). Третья часть спокойна, с выразительной темой хорала, которая, кажется, проплывает, как будто описание моря. Заключительная часть с тремя основными темами - яркая и жизнерадостная.

Вторая Симфония (1944) написана по заказу дирижёра Сергея Кусевицкого в 1944, когда Мийо уже жил в США. Впервые сыграна в Бостоне в 1946. Это пятичастный цикл: первая часть начинается в идиллическом настроении с темы флейты, которая противопоставлена более напряжённой теме трубы, вторая часть тоже в медленном темпе (что необычно), однако здесь напряжения, и как сказал критик - "тайны и боли" ещё больше. Третья часть - своего рода траурный марш, интенсивное выражение пафоса - редкой эмоции в музыке Мийо. Четвертая часть - с дуэтом флейты и саксофона, возвращается к спокойно-рефлексивному настроению первых двух, и финал - ликующая фуга, с сильными политональными качествами, которые приводят к "бодрящим оркестровым разногласиям".

Третья Симфония (1946) - симфония с хором, носящая подзаголовок "Te Deum". Написана Мийо по заказу французского Радио в ознаменование мира и победы во Второй мировой войне. Музыка пылкая и религиозная. Начинается симфония с ликующих фанфарных звучаний, наполненных гордостью за упорный дух французской нации. Вторая часть - воспоминания и размышления о военном времени, оркестру вторит хор без слов. Третья часть - весёлое, беззаботное скерцо в народном духе. Финал - собственно Те деум, торжественная похвала хора и оркестра богу на литургические тексты

Четвертая симфония (1948), посвящена столетию Французской революции 1848 года. Писал Мийо эту симфонию по заказу французского правительства, возвращаясь на пароходе из Сан-Франциско в Гавр через Панамский канал после 8-ми лет военного изгнания. Поездка заняла 41 день. За эти дни и написана симфония. Премьера состоялась 20 мая 1948. Каждая из четырех частей симфонии описывает исторические события: восстание, установление Второй республики, радость Свободы и годовщину 1948. Музыка симфонии весьма живописна, полна ярких контрастов, эффектных маршевых и народных мелодий. Интересны приёмы, которыми пользовался Мийо, например, в первой части множество различных тем и фрагментов обединяются в итоге в одну - так композитор рисует множество людей, которые объединяются, чтобы сделать общее дело, вторая часть - элегия павшим, третья - радостно-пасторальная, финал - героический, утверждающий надежду на будущее

Пятая Симфония (1953) написана по заказу Итальянского Радио, во время периода музыкального экспериментирования Мийо. Здесь композитор возвращается к импрессионистскому стилю, который делает французскую музыку настолько узнаваемой. Тем не менее стиль Мийо, по сравнению с тем же Дебюсси, мягко говоря, более прохладен. По большей части, мелодически симфония составлена из коротких попевок, и избегает широких мелодий. Впервые исполнена Оркестром RAI Турина под руководством композитора.

Шестая Симфония (1955) написана к 75-ой годовщине Бостонского оркестра. В общем она продолжает линию предыдущей, будучи однако более экспансивной, более сдержанной в темповом плане и с ещё более "раздробленным" мелодическим началом. Обе симфонии успеха не имели, хотя некоторые критики отмечали особую лирическую изысканность и причудливую энергичность этих работ

Симфонии №№ 7, 8 и 9, созданные во второй половине 50х годов - великолепные образцы зрелого симфонического стиля Мийо.
Седьмая симфония (1955) написана по заказу Бельгийского радио. В этой миниатюрной симфонии Мийо в чём то продолжает традиции Альбера Русселя - французского интеллектуала-неоклассика

Восьмая симфония (1957) программна, носит подзаголовок "Река Рона" - это древняя французская река, протекающая через родные места композитора - Прованс и юг Франции. Истоки реки Роны находятся высоко в ледниках Лепонтинских Альп, оттуда она берет свое начало. Это наиболее часто исполняемая и возможно самая популярная симфония Мийо. Здесь композитор меньше, чем раньше использует политональность, музыкальные темы выпуклы, линейны, местами экспрессивны, ритмы ломаные и захватывают драматизмом. Сильно впечатляет "таинственное" начало симфонии, рисующее зарождение реки в холодных ледниках Альп. Медленное движение изображает реку в начале утра, когда всё покрыто туманом, её спокойное течение и тишь да гладь Женевских озёр, в которые впадает Рона. Третья часть живописует величественное движение водных потоков на юг, а заключительная часть - течение реки через область Камарг и далее в Средиземное море.

Девятая симфония (1959) снова заказная вещь и вновь коротенькая (всего 15 минут). Написана для оркестра Форт-Лодердейла (курортного города на восточном побережье южной Флориды в США). Начинается симфония с причудливой темы, которая быстро развивается в энергичное движение. Медленная часть немного зловеща и меланхолична по настроению, финал же резв и боек. Ни одна из частей симфонии, как обычно у Мийо, не написана в сонатной форме, вещь в общем свободно атональная. Не очень подготовленный оркестр на премьере не смог справиться с трудностями музыки Мийо - 29 марта 1960 была исполнена всего одна часть. Совершенно непроницательный муз. критик 'Новостей Форт-Лодердейла' был этому очень рад, поскольку полагал, что и остальные две части не лучше и также "походят на атональную мешанину из ничего." Последующие исполнения симфонии были, естествено редки

Три последние симфонии Мийо, сочинённые в 1960-61 годах все были написаны по американским заказам. Будучи одним из ведущих композиторов Франции Мийо получал многочисленные запросы о новых работах, часто чтобы ознаменовать некоторую годовщину или иной торжественный случай. Очень плодовитый композитор, он редко кому отказывал. Результатом этой безотказности была изменчивость качества и вдохновения. Все эти результы тем не менее пронумерованы

Последние симфонии обычно называют неоклассическими. Их музыка типична для сочинений Мийо того времени - вновь политональность, обращение к остроконечным мелодическим линиям, рваные римы, препятствующие плавному течению мелодий.
Десятая симфония (1960) написана по заказу администрации штата Орегон, к 100-летней его годовщине. Первая часть весёлого характера, вторая - отмечена как "Expressif" (одна из любимых маркировок Мийо), скерцо отмеченное в партитуре как "Фантастическое" начинается как веселый марш. Четвёртая часть написана на зашифрованную в нотах тему "ОРЕГОН"

Одиннадцатая симфония "Романтическая" (1960) была написана для Далласского симф. оркестра в честь годовщины создания Публичной библиотеки Далласа. Музыка симфонии тональна и эмоциональна, что обясняется стремлением к большей "романтичности". Первая и заключительная части игривы и неистовы. Задумчивая медленная часть интерпретировалась как изображение читальных залов Далласской Публичной библиотеки.

Двенадцатая симфония "Пасторальная" (1961) сочинена по заказу Калифорнийского университета в Дэвисе. Этот университетский городок долго был известен как центр c/x исследований, и значительно поспособствовал сельскохозяйственным новшествам. Симфония начинается с нежной пасторальной темы, несколько игривой. Вторая часть - снова марш, третья - спокойная, финал возвращает нас к пасторальной теме первого движения

Это - последняя симфония Мийо. Больше он не писал, т. к. считал, что двенадцать симфоний вполне достаточно. Позже, когда Мийо был снова уполномочен для сочинения симфонических работ, он от заказов не отказывался, но называл новые вещи "Музыкой для": Музыка для Праги, Музыка для Индианы, Музыка для Нового Орлеана, Музыка для Сан-Франциско и т.п. С этими вещами мы вряд ли когда-нибудь познакомимся. Но зато все симфонии Мийо были записаны в 90х годах (симфоническим оркестром Базельского радио, дирижёр Алун Франсис) и имеют право быть услышанными

Скачать все симфонии можно здесь:
Darius Milhaud - The complete Symphonies

Категория: музыканты - не по алфавиту | Добавил(а): legoru (08 Апрель 10)
Просмотров: 3110 | Комментарии: 7
Понравилась статья?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 7
1. alex sidmak (sidmak)   (08 Апрель 10 21:39)
respect respect respect

2. Валентин (gervik)   (08 Апрель 10 21:52)
Браво! appl appl appl Теперь надо срочно слушать. :D

3. Алесь (AlesDePro)   (09 Апрель 10 00:37)
Большое спасибо! good appl

4. Миша Майборода (maib4)   (10 Апрель 10 16:02)
Спасибо! Очень ценная информация. Симфонии Мийо у меня есть, но до них ещё руки не доходили.

5. арсений арсений (Snark)   (19 Апрель 10 10:38)
appl

6. Regina (Riga)   (22 Апрель 10 17:40)
Скажите,а с какого источника Вы взяли эту инфу?

7. Oleg (legoru)   (22 Апрель 10 21:24)
В основном с allmusic.com
http://www.allmusic.com/cg/amg.dll?p=amg&sql=42:34196

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа







ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.