Хочу подробно рассказать о замечательном композиторе - Аллане Петтерссоне. Родился этот выдающийся шведский композитор 19 сентября 1911 года на одной из стокгольмских окраин. Он был четвертым ребенком в семье бедного кузнеца, к тому же отец пил, и дети с самого раннего детства узнали, что такое побои, голод и унижения. Но Аллан был одаренным музыкантом и в 19 лет он сумел поступить в стокгольмскую Королевскую консерваторию, где обучался по классу альта и скрипки. Учение продолжилось до 1939 года. За это время Аллан Петтерсон начал писать собственную музыку (первое произведение «Две элегии для скрипки и фортепиано» написано им в 1934-м), выступал как альтист. 1940 год композитор встретил в Париже – он отправился туда для совершенствования своего исполнительского мастерства. В 1951-53 годах в этом гостеприимном городе он обучался композиции у Рене Лейбовица и Артура Онеггера. Лейбовиц, известный теоретик двенадцатитоновой серийной техники (додекафонии), произвел яркое впечатление на многих молодых музыкантов того времени. Но в 1953 году спокойное течение жизни Аллана Петтерссона было нарушено тяжелой болезнью – дело дошло до госпитализации, а диагноз был самым неутешительным: полиартрит. Неподвижные суставы – что может быть хуже для скрипача? Неудивительно, что весь свой дар Петтерссон отдал сочинению музыки. И автором он был весьма плодовитым. Из-под его пера вышло 17 симфоний (первая и последняя не завершены), струнный квартет, кантата «Vox Humana» на тексты поэтов Латинской Америки, семь сонат для двух скрипок, концерты для скрипки и альта с оркестром, три балета, вокальные сочинения («Босоногие песни» на собственные тексты). Вернее, из-под пера его жены – зачастую композитор, прикованный к постели, не мог даже писать, поэтому свои произведения он надиктовывал. В 1968 году Стокгольмский филармонический оркестр исполнил Седьмую симфонию Петтерссона – это принесло композитору определенный успех и мировое признание в симфонических кругах. Но широкой публике он был мало известен – его произведения сложны, длинны и требуют от слушателя некоторого усилия, работы по восприятию и интерпретации. А в 60-70-х годах XX века существовала расхожая мысль, что время симфоний прошло, поэтому большая часть слушателей не обременяли себя проникновением в богато интонированную, загадочную и необычную музыку Петтерсона. О себе Петтерссон говорил так: «Я никакой не композитор. Я зовущий голос в пустыне, которому грозит утонуть в шуме времени». Но случилось ровно наоборот, время показало, что Аллан Петтерссон – один из величайших композиторов XX века, и его творческое наследие с каждым годом становится все более известным и востребованным. Мои выкладки с музыкой этого композитора: http://intoclassics.net/news/2010-03-02-14417 http://intoclassics.net/news/2010-02-25-14260 http://intoclassics.net/news/2010-02-23-14226 http://intoclassics.net/news/2010-02-22-14197 http://intoclassics.net/news/2010-02-22-14190 http://intoclassics.net/news/2010-02-21-14170 http://intoclassics.net/news/2010-02-21-14164 http://intoclassics.net/news/2010-02-21-14161 http://intoclassics.net/news/2010-02-19-14103 ВСЕ ССЫЛКИ ДЕЙСТВУЮТ 30 ДНЕЙ С МОМЕНТА ПОСЛЕДНЕГО СКАЧИВАНИЯ!
|