Дмитрий Дмитриевич Шостакович советский композитор (1906-1975)
Лучше всего о Шостаковиче могут рассказать записанные в семидесятые годы тайком от советской власти его собственные воспоминания. Да и не только о нем - о терроре и лжи при формировании советской "народной" культуры, о страхах Сталина и всеобщем страхе в годы его правления, о том, как люди сохраняли при этом себя, а то и полностью побеждали страх; о "маленьком человеке", о Мусоргском, ... Очень значительный текст, совершенно несправедливо неизвестный в России.
Хочу добавить ссылку на статью ДДШ, приведенную в ЖЖ Тапира http://tapirr.livejournal.com/1011339.html Мне кажется, что воспоминания ДДШ нужно перечитывать и перечитывать, чтобы понять, хотя бы краешком, ход мыслей и чувств этого необыкновенного человека, тогда не придут в голову ходульные обвинения в адрес ДД в сотрудничестве с властями и проч.
"Мы должны знать не только о «преследовании» Шостаковича, которое все помнят, но и о его положении государственного Фаворита, увешанного наградами и пропагандируемого государством более чем какой-либо иной композитор за всю историю музыки.
Шостакович занимал должность и место Государственного композитора, стоявшего совершенно особняком над всеми.
Он занимал место первого музыканта, в то время как не было ни второго, ни третьего, ни десятого... Ни о какой критике его музыки нельзя было даже помышлять. Премьеры его сочинений, далеко не всегда удачных, художественно полноценных (особенно под конец жизни, когда он продолжал беспрерывно писать, но не создал ничего интересного).
Все это — не более чем музыка «хорошо набитой руки», лишенная ценного тематического материала, сделанная по болванке, по стереотипу.
Это был культ личности не меньший, чем культ Сталина, правда, в небольшой, но зато глобально насаждаемой области. Все, что было в музыке тех дней иного, не замечалось вовсе, третировалось беспощадно. Все раболепствовало, все пресмыкалось".
Г. В. Свиридов "Музыка как судьба"
«Шостакович всю жизнь лгал, и прежде всего — непрерывно лгал самому себе. В том, что "Мемуары" в большей части своей лживы, виноват не Волков, а Шостакович. Ему надо было сказать свою последнюю ложь — для потомства. А люди лжи верят чаще, чем правде.»
Ага. Денисову было 23 года, когда умер Сталин. Можно было позволить себе быть и смелым, и "правдивым".
*** Все это — не более чем музыка «хорошо набитой руки», лишенная ценного тематического материала ***
А что, в ранней музыке Шостаковича много "ценного тематического материала"? Много вы можете напеть тем из оперы "Нос", которые были бы у всех на слуху, как темы опер Верди или Чайковского?
Вообще, не очень правильно вырывать цитаты из контекста. Не только из контекста книги, а в целом -- из контекста очень сложных, насыщенных и противоречивых отношений Свиридова и Шостаковича: ученика и учителя, друзей и соперников, в музыке антиподов во многом. Особенно если вы стремитесь к "правде".
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]