Гленн Гульд (Glenn Herbert Gould) родился 25 сентября 1932 года в Торонто. Первые уроки музыки он получил от своей матери, Флоренс Эммы Григ Гульд, внучатой племянницы Эдварда Грига. Гленн Гульд обладал выдающейся пианистической техникой, которую принято
отчасти связывать с его особой посадкой: Гульд считал, что очень низкая
позиция над инструментом позволяет ему полнее контролировать
клавиатуру. Гульд славился чёткостью туше даже при очень высоких
темпах, особенно в полифонических произведениях. Репертуар Гульда был довольно широк, простираясь до композиторов-авангардистов начала XX века. Характерно, что в последнем своём концерте он наряду с Бахом и Бетховеном играл Кшенека. Высокую оценку получила сделанная Гульдом полная запись фортепианных произведений Шёнберга; он записал ряд редких фортепианных произведений Сибелиуса, Рихарда Штрауса, Хиндемита. В то же время к некоторым величайшим классикам фортепианной музыки Гульд высказывал резко скептическое отношение — в частности, он неоднократно заявлял о своей нелюбви к музыке Моцарта и Шопена (хотя в его репертуаре оба присутствовали). Главным композитором Гульда был, безусловно, Иоганн Себастьян Бах, а наиболее важным баховским произведением — «Гольдберг-вариации», которые он исполнял всю жизнь (две знаменитые записи «Гольдберг-вариаций» в исполнении Гульда датируются 1955 и 1981 годами). Гульд был резким противником развлекательно-виртуозного подхода к музыке, понимая музицирование как духовный и интеллектуальный поиск. Возможно, с идеей поиска связана и известная способность Гульда предлагать каждый раз различные трактовки одного и того же музыкального материала.
Соната № 7, написанная в 1939-1940 годах, является серединной в тройке «военных сонат» композитора (№ 6-7-8). Запись, сделанная Г.Гульдом в 1961 году, считается одной из выдающихся. Благодаря записи Гульда мы можем увидеть в ней то, что заметил и С.Рихтер, исполнивший ее впервые, в 43-м. Позже С.Рихтер писал о тех силах хаоса и глубинного смертоносного зла, о которых напоминает зловещее стаккато 3-й части, написанное в необычном метре семь восьмых (2+3+2).
Иногда Гульд играет совершенно гениально. Но Рихтер сыграл 7-ю Прокофьева абсолютно непревзойденно. Хотя Гульд играет тоже с железным темпом, без всяких соплей. Мне это очень нравится. Но прослушал недавно в его интерпретации Брамса - очень вяло.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".