László Czidra — recorder Béla Drahos — flute Péter Pongrácz, Gábor Dienes — oboes Ádám Friedrich, István Borza — horns György Kovács, Béla Szekeres — trumpets László Hara — bassoon Mihály Kaszás — timpani Zsuzsa Pertis — harpsichord
Код класса состояния LP-носителя: Ex Устройство воспроизведения: Kenwood KP-990 Головка звукоснимателя: Ortofon 2M Red Предварительный усилитель/АЦП: Pro-Ject Phono Box II USB Программа-оцифровщик: CEP 2.0 Обработка: CEP 2.0 (Click/Pop Eliminator, Fade in/Fade Out)
На сегодняшний день "Музыка на воде”
– одно из самых популярных и загадочных произведений Генделя. Когда
именно оно было написано и почему? Какую комбинацию инструментов
использовал Гендель в первоначальном исполнении на открытом воздухе и
при исполнении в помещении? В каком порядке были части? И действительно
ли это одна обширная сюита или три отдельные пьесы? Невероятно, но
учёные до сих пор не смогли дать окончательных ответов на эти вопросы.
Многие неясности сохраняются в основном из-за того, что рукопись с
автографом "Музыки на воде” была утеряна. (По крайней мере, она пока не
обнаружена. Все сохранившиеся манускрипты – копии, сделанные в то время
другими людьми.) Расследование осложняется ещё и тем, что первые
печатные издания, сделанные при жизни Генделя лондонским издательством
Уолша, были опубликованы без контроля композитора и совершенно
недостоверны. Самый ранний сборник, опубликованный Уолшем в 1732 году,
включает в себя лишь около половины частей, а не полное произведение. В
более позднем издании для клавесина, хотя и рекламировавшемся как
"Полная музыка на воде”, также отсутствовала часть, которая на самом
деле фигурировала в частичном издании. Первая по-настоящему полная
партитура была опубликована Сэмюэлем Арнольдом только в 1788 году, через
29 лет после смерти композитора. Там части расположены в другом
порядке. В то время как издания Уолша группируют части по тональностям,
за частями фа мажор/ре минор следуют части ре мажор и, наконец, соль
мажор /соль минор, Арнольд смешивает части ре мажор и соль мажор/соль
минор. Это уже погружает нас в самую гущу "загадок музыки на воде”. В
том виде, в каком мы знаем его сегодня, произведение намного длиннее
обычной сюиты в стиле барокко, а части, вопреки обычаю того времени,
расположены вокруг трёх, а не одной основной тональности. Более того,
три группы предназначены для разных комбинаций инструментов. В группе
соль мажор/соль минор к струнным иногда присоединяются флейта, дискант
или сопранино-рекордер и фагот, в части фа мажор/ре минор – два гобоя,
две валторны и фагот, а в ре мажоре к последним также присоединяются две
трубы. Это подтверждает теорию о том, что произведение, известное как
"Музыка на воде”, на самом деле состоит из трех сюит, которые Гендель
сочинил для королевских процессий на Темзе (предположительно, в 1715,
1717 и 1736 годах). Теория, по-видимому, получила поддержку в издании
Уолша, и, следовательно, в новом полном издании Генделя произведение
представлено соответствующим образом в сборнике "Музыка на воде”,
опубликованном в 1968 году.
Но что можно доказать? Из
трех королевских поездок по воде, упомянутых в связи с "тремя сюитами”,
ту, что состоялась в 1736 году, можно исключить как возможный повод для
сочинения, поскольку издание Уолша, опубликованное четырьмя годами
ранее, в 1732 году, уже содержало фрагменты из всех трех сюит. Также нет
никакой возможности проверить, действительно ли участники первой
процессии в 1715 году слушали музыку Генделя. Упоминание об этом
содержится в биографии Генделя Дж. Мэйнуаринга, опубликованной в 1760
году, через 45 лет после этого события. Однако несомненно, что музыка
Генделя звучала во время водной прогулки 17 июля 1717 года. Эта
единственная должным образом задокументированная королевская процессия и
хотя такого рода развлечения не были редкостью во времена правления
короля Георга I, процессия 1717 года выделялась своей необычайной
пышностью. Король и большая свита сели на корабль в Уайтхолле в восемь
часов вечера под звуки музыки Генделя. Они прибыли в Челси в 11 часов,
где их ожидал великолепный пир под звуки музыки. Королевская свита снова
выехала только в два часа ночи и вернулась в Лондон тем же маршрутом,
снова "приветствуя музыкой на воде” спящий город. (Ночная
развлекательная программа была оплачена бароном Кильманнсегге, мужем
одной из любовниц короля, и, согласно современным записям, он заплатил
150 фунтов стерлингов только за музыкантов.) Особый характер этого
события также отражен в двух сохранившихся подробных описаниях, которые
являются наиболее важными документами о происхождении и первом
исполнении музыки на воде. Одно из них появилось 19 июля 1717 года в
"Дейли Курант”: ”Для музыкального представления была нанята баржа
городской компании, на которой играли на 50 всевозможных инструментах.. –
лучшие симфонии, сочиненные специально для этого случая господином
Генделем, которые так понравились его Величеству, что он приказал трижды
исполнить их при отъезде и возвращении”. Другой — секретный отчет о
празднике на французском языке прусского посла Фридриха Боне, который он
отправил в Берлин: "Непосредственно рядом с королевской баржей плыло
около пятидесяти музыкантов, играющих на всевозможных инструментах:
трубах, охотничьих рожках, гобоях, фаготах, немецких флейтах,
рекордерах, скрипках и басах, но никаких певцов. Музыка была написана
специально для этого случая знаменитым Генделем, уроженцем Галле и
первым придворным композитором короля. Музыка настолько пришлась по
вкусу его Величеству, что он приказал сыграть её три раза, хотя каждое
представление длилось по часу, дважды до и один раз после ужина. Вечер
был настолько замечательным, насколько можно было пожелать для такого
праздника. Баржи были заполнены людьми, поскольку все хотели принять в
нём участие”. Эти два довольно похожих описания были истолкованы многими
людьми по-разному. Тот факт, что, по словам Бонета, весь
инструментальный ансамбль был собран на одной барже и что выступление
заняло около часа, делает весьма вероятным, что в тот вечер была
исполнена вся "Музыка на воде”.
Единственный вопрос
теперь заключается в том, действительно ли всё произведение было
написано специально для этого случая. До нас дошли три части, написанные
рукой композитора, которые могут быть связаны с "Музыкой на воде”, и
две из них являются ни чем иным, как фа мажорными вариантами первых двух
частей "сюиты” ре мажор, но без труб. Нельзя с уверенностью сказать,
были ли эти варианты (предположительно датируемые периодом до 1717 года)
частями ранней формы "Музыки на воде” или они принадлежали к совершенно
другому произведению, но, возможно, составили первоначальное завершение
сюиты фа мажор, которая в этом случае всё равно была бы продолжением
более раннего произведения (возможно, датированным 1715 годом). Группа
фа мажор/ре минор (которая даже в известной сегодня форме, завершающейся
ре минором, является единственной сюитой из трех, которая может стоять
сама по себе) могла бы найти наиболее эффектное завершение в подобном
фанфарам аллегро, написанном как произведение истинной музыки под
открытым небом, и отличным хорнпайпом, который следует за ним. Если бы
на концерте оркестр исполнял только сюиту фа мажор, это, вероятно, было
бы оправдано. Но если бы они захотели исполнить всю "Музыку на воде”
целиком, причём не в виде трех отдельных сюит, а как единое целое (как,
возможно, произошло 17 июля 1717 года и во многих других случаях в
последующие годы в различных театрах и концертных залах Лондона), им
пришлось бы следовать Изданиию Арнольда, как единственному источнику
XVIII века, в котором приводится расположение частей, соответствующей
теории "одной-единственной сюиты”. Таким образом, в порядке Арнольда за
частью ре минор, которой заканчивается сюита фа мажор, естественно,
следует переход к ре мажору. Сочетание двух её "сюит” нарушает
однородность звучания, обеспечиваемую частями ре мажор (в которых
задействован весь оркестр) и менуэтом ре мажор, который помещён в конце
произведения и объединяет все инструменты в единый великолепный "хор” из
трех частей, и предлагает наиболее эффективный возможный вывод.
Что
касается инструментовки, то в отчете Бонэ не упоминается ни об одном
инструменте континуо (таком как клавесин, орган или лютня). В остальном
они были незаменимы для барочного оркестра. Он также не упоминает о
литаврах, которые были неразлучными спутниками барочных труб. Такие
инструменты нелегко было разместить на барже, или их, возможно, не
использовали, потому что их звучание было слишком мягким для открытого
воздуха. Но, по всей вероятности, они использовались при всех
последующих исполнениях произведения в помещении, и на этой записи были
добавлены клавесин и литавры.
Доклад прусского посла
имеет ключевое значение как для разгадки тайны, окружающей "Музыку на
воде”, так и для понимания самой музыки. Ибо самую важную роль,
несомненно, играет великолепный подробно описанный инструментальный
ансамбль, контраст и сочетания различных тембров, мастерски рассчитанные
пропорции звучания и ощутимое, живое и эффектное введение различных
инструментальных персонажей. Не случайно Гендель считается одним из
самых выдающихся оркестрантов XVIII века. Почти в каждой части другой
солист или группа солистов (обычно духовые инструменты) возвышаются над
звучанием оркестра в целом, чтобы сыграть акцентированную партию,
которая либо чередуется со всем ансамблем, либо сопровождается им. Таким
образом, представленная звуковая палитра представляет собой самую
широкую цветовую гамму, возможную в то время, простираясь от мягкой
интимности флейты до грандиозных масс звука духовых инструментов со
"стереоэффектом”. Произведение не менее красочно из-за разнообразия
используемых стилей, жанров и типов его составных частей. Французские
сюитные танцы, итальянская концертная музыка и английский духовой стиль,
сентиментальное соло гобоя кантабиле и праздничная музыка фанфар,
изысканный куртуазный менуэт и деревенская хорнпайп — все это
сосуществует в этой необычайно щедрой и в высшей степени привлекательной
музыке.
Для меня эта запись - сюрприз. Всегда тяжело было разобраться, к кому относить записи Камерного оркестра имени Ференца Листа - к Фридьешу Шандору или к Яношу Ролле. Один считался художественным руководителем, а другой концертмейстером. Как я полагаю, за пультом стоять необходимости не было - оркестр был сыгранным. Поэтому многие записи относились к обоим маэстро. В данном случае я сначала думал, что запись есть. Так как есть и пластинка, и компакт. Но это запись 1975-го года с Шандором, и там ТРИ сюиты. А эта запись вроде 1986-го года и тут ДВЕ сюиты. Она тоже имеет компактовое издание, но мне не встречалось. Браво!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".