Устройство воспроизведения: Kenwood KP-990 Головка звукоснимателя: Ortofon 2M Red Предварительный усилитель/АЦП: Pro-Ject Phono Box II USB Программа-оцифровщик: CEP 2.0 Обработка: CEP 2.0 (Click/Pop Eliminator, Fade in/Fade Out)
Сочинения Иоганна Себастьяна Баха
для поперечной флейты создают множество стилистических проблем. Даже
подлинность некоторых из них вызывает сомнения, а датировка отдельных
работ вызывает споры. Даты, приведенные в 1950 году Вольфгангом Шмидером
в "Тематико-систематическом сборнике произведений Иоганна Себастьяна
Баха” (BWV), были исследованы Хансом-Петером Шмитцем как ответственным
редактором "Произведений для флейты” в "Neue Ausgabe sämtlicher Werke”
(Neue Bach-Ausgabe — серия VI: Произведения камерной музыки, том.3,
Кассель, 1963) и переработаны им на основе найденных рукописей. Недавние
открытия пролили свет главным образом на вопрос о подлинности этих
произведений. Критический отчет, отредактированный весной 1964 года,
подробно демонстрирует ситуацию, которая сложилась у тому времени.
Перечисленные здесь восемь произведений, порядок которых по техническим
причинам отличается от порядка сохранившихся рукописей, выглядят
следующим образом:
BWV 1030—1032: партитура из трех частей, партия флейты и клавесина-концертанта;
BWV 1033—1035: партитура из двух частей для флейты и фигурного баса;
BWV 1013: соло на флейте;
BWV 1020: партитура из трех частей, партия флейты и клавесина-концертанта.
Бах,
несомненно, сочинил сонату №1 соль минор (BWV 1030). Она была написана в
Лейпциге примерно в середине тридцатых годов на основе кётенской версии
Соль минор. Клавесинная часть этой оригинальной версии все ещё
существует, и к ней легко получить доступ в Neue Bach-Ausgabe (серия VI,
том 3). Музыковеды сомневаются в подлинности сонаты № 2 ми-бемоль мажор
(BWV 1031). Оригинальная рукопись не сохранилась. Единственная ранняя
копия датируется серединой XVIII века. Её название написано рукой Карла
Филиппа Эмануэля Баха. Рукопись сонаты №3 в ля мажоре (BWV 1032) также
исчезла, а её копий не сохранилось. По этой причине Шмитцу пришлось
использовать для "Neue Bach-Ausgabe” версию, отредактированную
Вильгельмом Рустом в "Полном старом издании Баха” (переработанную Куртом
Солданом, опубликованную Петерсом, Лейпциг). В издании "Largo e dolce”
этой сонаты, как отмечает Шмитц в тексте, сопровождающем "Neue
Bach-Ausgabe”, могла быть использована "вероятно, более ранняя версия
части для скрипки, виолончели и баса” (Berlin, Mus. ms. Bach St. 345)”.
Это произведение, несомненно, принадлежит Баху. По словам Шмитца, соната
№2 ми минор (BWV 1034), несомненно, подлинная, хотя рукопись Баха
исчезла. Сохранилось несколько рукописных копий, три из которых
послужили важным источником для Neue Bach-Ausgabe.
Сонаты
Баха для флейты сильно отличаются одна от другой. Соната до минор (BWV
1030) по праву считается самой важной. Она состоит из трех частей
(Анданте — Ларго и дольче — Престо), её трехголосная структура
напоминает структуру скрипичных сонат. Первая часть наполнена печалью и
абсолютной музыкальной красотой. Использование тонко закрученных
контрастных фигур смягчает строгую конструкцию, а соперничество между
солирующей флейтой и клавесином усиливает живость. Эта часть, написанная
в удивительной логике, не только управляет напряженностью тематического
материала, но и объединяет динамику в единое целое. Вторая часть,
состоящая из двух повторяющихся восьмитактовых секций ре мажор (Largo e
dolce), образует ярко выраженный контраст с предыдущей частью, отдавая
явное предпочтение флейте. Линейное написание финала Престо в си миноре
снова подчеркивает музыкальные конструктивные элементы. Его изучение
показывает, что тематически он разработан на основе материала широко
развернутой первой части. Во второй части, которая сменяется оживленным
ритмом 12/16, на сцене доминирует виртуозный элемент, из которого и
флейта и клавесин черпают темперамент и страсть.
Изящная
соната ля мажор (BWV 1032) также состоит из трех частей (Vivace — Largo
e dolce — Allegro) и отличается игривой живостью. К сожалению, в первой
части есть существенный пробел, который редакторы пытались заполнить
собственной музыкой. Принимая во внимание строгие принципы архивного
производства и, отдавая дань уважения гению Баха, мы чувствовали, что не
можем вмешиваться в оригинальную партитуру, поэтому неохотно решили
отказаться от записи этой части. В этом произведении флейта и клавесин
почти идеально сбалансированы. Отдельные движения ясны по форме и
тематически лаконичны. Концертные качества вновь доминируют, не придавая
чрезмерного значения виртуозности. Весьма выразительно развивается
медленная часть, её тонко выполненный партитурный почерк связывает
клавесин и флейту воедино. Финал, который носит характер
продолжительного концерта, раскрывает неотразимую мощь. Соната ми-бемоль
мажор (BWV 1031), которая, вероятно, написана не Бахом, позволяет
сравнить с другими. Три части (Allegro moderato — Siciliano — Allegro),
безусловно, хорошо выстроены и полны виртуозности, но всем им не хватает
величия и выразительной силы, которые являются отличительными чертами
подлинных произведений Баха. Любой, кто интенсивно занимался этой
сонатой, постепенно осознает стилистические факторы, вызывающие
сомнения.
Соната ми минор (BWV 1034) состоит из четырех
частей: Adagio ma non tanto — Allegro — Andante — Allegro. В целом
флейта имеет преимущество перед фигурным басом, хотя они и контрастно
взаимосвязаны. Между двумя медленными и двумя быстрыми частями
достигается баланс, так что виртуозные элементы явно занимают свое место
рядом с элементами мелодической выразительности. Способность Баха
придавать своим структурам широту и содержательные контуры посредством
тематического развития очевидна в этой сонате.
Хотя одно
произведение из этой серии нельзя с уверенностью отнести к Баху,
поскольку музыковедческие исследования показывают, что оно принадлежит
не ему, любитель камерной барочной музыки вряд ли будет против услышать
это апокрифическое произведение (BWV 1031) в составе нашей серии
записей. Даже это виртуозное произведение, ставящее перед флейтистом
значительные, хотя и технически увлекательные задачи, содержит истинный
дух камерной музыки. Она предлагает внимательному слушателю множество
возможностей для стилистического сравнения с произведениями, которые,
несомненно, принадлежат Баху. Точно так же, как детальное исследование
этого вопроса возможно только в связи с написанными нотами, так и более
глубокое значение стилистических особенностей этих флейтовых композиций
может быть полностью оценено только на основе фактического исполнения
полностью достоверного музыкального материала. Таким образом, запись
может открыть путь к новому пониманию стилистики произведений Баха. За
исключительной тщательностью текста, из которого могут быть полностью
поняты намерения Баха, скрывается конечная цель живой интерпретации. В
этом отношении запись приобретает документальное значение.
Грампластинка
отражает музыкальную концепцию исполнителя-интерпретатора в то время,
когда она была создана, и сохраняет её для критического осмысления в
будущем. Таким образом, запись представляет собой фрагмент музыкальной
реальности, который со временем войдет в историю. Любой, кто признает
значимость грамзаписей, понимает особую ценность интерпретаций. Ведь они
предоставляют возможность слушателю не только насладиться красотой
мелодии, но и подталкивают к размышлению над духовными аспектами
музыкальной субстанции.
Всё оцифровано в lossles, который распространяется теперь на платной основе. Благодаря "параллельному импорту" грампластинки подорожали кратно. В частности этой пластинке пришлось пересечь Антлантику дважды.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".