27 апреля в 22:10 на телеканале «Россия - Культура» состоялась премьера документального фильма Олега Дормана «Нота», посвящённого знаменитому альтисту и дирижёру. Перед началом фильма в 21:55 прошел специальный выпуск программы «Главная роль» с участием вдовы музыканта – Елены Баршай.
Документальный фильм Олега Дормана «Нота» был снят за два месяца до смерти музыканта. Это пронзительная исповедь легендарного дирижёра о времени и о себе, о детстве и родителях, сыновьях и внуках, об учителях и великих современниках – Давиде Ойстрахе, Святославе Рихтере, Александре Локшине, Дмитрии Шостаковиче. Но прежде всего, конечно, о музыке, которую он называл «движением души»: «Это душа выражает таким способом своё движение. Я чувствую себя счастливым лишь в тот момент, когда мне удаётся напасть на этот след и развить его дальше». Искренность и неторопливость монолога; удивительная музыка Баха, Бетховена, Малера; красивые швейцарские пейзажи – всё это создаёт образ человека нежной и трепетной души; человека, уже как бы стоящего на краю жизни и оглядывающегося на прошлое, но абсолютно спокойного и счастливого.
Рудольф Баршай родился на Кубани и, как сам признавался, детство провёл в раю: «Удивительно, какая там была зелень, какие фрукты – арбузы, дыни». С пронзительной теплотой он вспоминает свою маму: «Она была красавица, говорили, что Мария – самая красивая казачка на Кубани. Она могла свести с ума кого угодно. Вот и отца моего свела с ума. Они поженились. Но потом начались сталинские репрессии, и те, у кого был собственный дом, вполне могли быть расстреляны, либо прямой дорогой попасть в ГУЛАГ. И нам пришлось бежать. Я отчётливо помню себя четырёхлетним мальчиком, на рассвете, часа в четыре утра, сидящим на телеге в бабушкином платке, на груде узлов и чемоданов... В общем, детство у меня было живописное…».
Игре на скрипке и альте Баршай научился в музыкальной школе при Ленинградской консерватории, а совершенствовал своё мастерство – в Московской консерватории по классу альта. А уже в 1955 году музыкант создал Московский камерный оркестр, ставший гордостью Советского Союза.
В середине 70-х годов Рудольф Баршай эмигрировал в Израиль, где возглавил Израильский камерный оркестр. Работал в Лондоне, Мюнхене, был главным дирижёром Борнмутского симфонического оркестра, возглавлял Канадский симфонический оркестр. В 80-е обосновался в Швейцарии. «Мне было очень тяжело уезжать, потому что я оставлял друзей, многие из которых считали, что мы больше никогда не увидимся, но я был уверен в обратном, – вспоминал Баршай. – Боюсь, что если бы я остался в России, у меня бы не было ничего, пустая была бы жизнь».
Делом всей жизни музыкант считал завершение своей версии неоконченной Десятой симфонии Густава Малера и переложение для оркестра «Искусства фуги» Иоганна Себастьяна Баха, на которые ушло полвека: «Если я сделал что-либо ценное, существенное, важное, в чём я смогу перед Богом ответить, то это - два этих сочинения. Во время работы над ними, я ими жил, они стали смыслом моей жизни, всё остальное было прикладное». Баршай объяснял, почему он взялся именно за эти произведения: «Это было в 50-е годы. Однажды я с группой моих приятелей стоял во дворе Московской консерватории, около памятника Чайковскому. Дверь открылась, вышла легендарная русская пианистка Мария Юдина, оглядела всех внимательно и быстро направилась к нам. Подошла ко мне и говорит: "Рудик! Вы знаете, что вы должны сделать? Это ваша обязанность, ваш долг, ваша миссия – инструментовать «Искусство фуги»"! Повернулась и ушла. На меня это очень подействовало, потому что она была как пророк, что-то в ней было сверхъестественное… А мысль сделать собственную версию окончания малеровского шедевра подал мне Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Когда я принёс ему завершение последней фуги из "Искусства фуги", он мне сказал: "Есть ещё одно сочинение, которое ждёт, чтобы его завершили. Десятая Малера"… Я считаю, что Шостакович был великий гений, которого на родине не оценили. Я уверен, что в будущем историки в каких-нибудь словарях исторических будут писать: "Сталин – крупный политический деятель эпохи Шостаковича"».
Баршая никогда не интересовали благополучие и слава. Он мог отказаться от огромных гонораров, если его что-то не устраивало в программе. Был честен во всём, что делал; всегда говорил, что думал, и всецело и безгранично был предан музыке. Когда у него спрашивали, какое у него хобби, он отвечал: «Хобби у меня – музыка». А ещё он утверждал, что невозможно научиться искусству дирижёра: «Нужно дирижировать так, чтобы каждый из музыкантов думал, что ты дирижируешь именно для него. Объяснить это невозможно, кто это чувствует, тот врождённый дирижёр».
От авторов фильма (а именно режиссёра фильма ОлегаДормана) мною только что получена на ютубе просьба или, точнее, условие (в связи с нарушением авторских прав) разместить там под роликом следующее (дублирую и здесь):
УВАЖАЕМЫЕ ДРУЗЬЯ, ВЫ МОЖЕТЕ ПОДДЕРЖАТЬ СЪЕМОЧНУЮ ГРУППУ ФИЛЬМА "НОТА", ПЕРЕВЕДЯ ЛЮБУЮ СУММУ В ЯНДЕКС-КОШЕЛЕК. Форма:
сопроводив всё той же просьбой о перечислении средств в поддержку проекта при наличии желания и возможностей у скачавших или просмотревших фильм на ютубе.
Добавлено Theodor'ом (theodor19) 8 декабря 2013: Вот ссылка на презентацию книги "Нота. Жизнь Рудольфа Баршая, рассказанная им в фильме Олега Дормана":
Там представлены кадры, не вошедшие в фильм "Нота".
Дорогие друзья, поддержите также и издательский проект Олега Дормана! Купите книгу! ------------------------------------------------------------------------------------------------------
Зачем мне эпиграф? Я без него Могу ерунду хоть про что срифмовать. Смотрите и дальше свой "телевизр". Всуе не надо меня поминать!
СПАСИБО! Посмотрю на досуге, когда настроение будет печальным, но не безнадёжным.
3.Dima Sorokin (DS) (28 Апреля 12 17:11)
[Материал]
Спасибо большое. Залил запись 10-ой Малера с Баршаем отдельно от пятой (здесь они только вместе во Флэке http://intoclassics.net/news/2010-03-03-14447). Теперь можно послушать сразу он-лайн или скачать в МР3 или Флэке. ССЫЛКА http://mshare.ru/1848804794
4.Sergey Zyatkov (Zya) (28 Апреля 12 17:17)
[Материал]
Огромное спасибо! Как раз только что пытался найти в сети...
Есть чему позавидовать! 26 апреля 20:45 на канале Культура В своей лекции профессор Московской духовной академии, доктор богословия Алексей Ильич Осипов расскажет о христианском взгляде на происхождение человека и оценит теорию эволюции с богословской точки зрения.
Осипов, ИМХО, выглядел белой вороной со своей богословской лекцией среди серии лекций и фильмов о происхождении человека и его эволюции, чему телеканал "Культура" посвятил всю эту неделю - лекций и фильмов, придерживающихся чисто научной точки зрения. Но на эту тему разговоры на "Погружении" пресекаются администрацией. Поэтому на это замечание можно ответить только одним: выкладкой всех этих перечач одним блоком в "Неформате", имея ввиду сразу то, что возможность оставлять комментарии под всем этим тут же будет перекрыта категорическим зарпетом. Се ля ви. Однако, чтобы всё выкладывать, нужно много времени. А его, как бы, и нет. Так что... Остаётся только порадоваться за администрацию. "Спите спокойно, товарищи", так сказать, то есть, в общем.
Никогда ничем таким не занималась. Только видела, как это делали другие. Примерно, значит, так: - нажмите в моём тексте (тексте обращения авторов фильма) на кнопку "ПОЖЕРВОВАТЬ"; она приведёт вас на страницу "Яндекс-деньги", но... для дальнейших успешных действий у вас уже должно быть сделано следующее: - вы должны уже быть зарегестрированы на яндексе (иметь свой ящик и т. п.), и вы должны уже войти туда, - у вас на вашем счетё "Яндекс-деньги" должны быть какие-то деньги - не меньше суммы, которую вы готовы пожертвовать, - деньги на "Яндекс-деньги" наиболее просто переводятся с любой банковской и, наверно, (я в этом полный профан) с любой другой платёжной карточки, либо с платёжного терминала, кои стоят у нас везде в магазинах и т. п. общественных местах, но только если в них есть такая услуга (не у всех есть, насколько я слышала) - вставляете туда свои наличные и переводите сумму на "Яндекс-деньги" или, вариант, куда ещё, чтобы оттуда перевести уже на "Яндекс-деньги". Но при таких операциях с вас будут браться пени, в разы большие, чем если вы переведёте деньги со своей банковской карты (насколько я в курсе). Например, 7% вместо 3-х. Как только на вашем счету на "Яндекс-деньгах" появятся деньги, можете их жертвовать нажатием кнопки "Пожервовать" и дальнейшим заполнением требуемых к заполнению полей анкеты на "Яндекс-деньгах".
Кстати! Все ответы на вопросы "как?", я думаю, вы можете найти на странице этих самых "Яндекс-денег", т. е.: жмите на кнопку "ПОЖЕРТВОВАТЬ" и ищите ответы на все ваши вопросы там - на открывшемся сайте "Яндекс-деньги".
П.С.: лично у меня денег нет, поэтому вся надежда на вас, товарищи. Выручайте!
Положить деньги на "Яндекс-деньги" не везде просто. С карты - не с любой, знаю что с VISA можно. Заводить карту только для этого - дорого. Лучше прямо с банкомата, но отнюдь не любого: я не нашел удобного(в своем р-не Питера). Карта где расположены банкоматы с "Яндекс-деньги" есть в сети.
Кроме того, кредитная карточка должна быть выдана в России, с иностранных, к моему удивлению, они денег не берут. Во всем мире берут, а у русских, видете ли, собственная гордость (или глупость?).
У меня было такое же ощущение когда смотрел. Я думаю настроение Баршая во время съёмки можно охарактеризовать словами - всё, что я хотел и должен был сделать - я сделал. Отсюда и довольно благостный тон и отсутствие какой-либо суеты и сетований по поводу ушедшего. Кстати,он совсем не говорит о будущем - типа - вот мне бы ещё вот это и это продирижировать. Подведение итогов, одним словом. После просмотра фильма зауважал его ещё больше.
Поскольку мне не удалось под своим роликом на ютубе разместить просьбу Олега Дормана (режиссёра фильма) о посильном перечислении средств в поддержку авторов проекта (какие-то технические причины воспрепятствовали этому), Олег Дорман полчаса назад разместил там сразу под моим роликом свой связанный комментарий следующего содержания:
"Вы можете скачать фильм "Нота" в высоком разрешении на rutracker. Раздача бесплатная, однако вы можете, если пожелаете, перевести любую сумму за скачивание или просмотр фильма в Youtube в Яндекс-кошелек съемочной группы, указанный на странице трекера."
Т. о., фильм в высоком разрешении появился на рутрекере, товарищи. Можете найти и сообщить сюда ссылку для облегчения поиска другим, если пожелаете.
Еще раз спасибо за фильм о Баршае - искренно, тругательно и густно... Спасибо 8. Dima Sorokin за ссылку. Маленькая реплика на 14. Земля. "Чисто научная точка зрения" - это всего лишь традиционная для одного круга (особенно Советского) и неприемлемая для другого. Раньше объясняли правильность такой точки зрения проще - МАРКСИСТСКАЯ! Есть вполне НАУЧНЫЕ противоположные традиционным работы.
Вот, например, фраза одного лектора там на "Культуре": "Если бы Бог существовал, то можно было бы сказать, что он очень любил жуков. Потому что потратил много усилий на создание более 300 000 видов их, которые мы обнаружили по настоящее время на Земле". Конечно, при желании эту фразу можно приписать хоть к НАУЧНОЙ точке зрения на существование бога, хоть к НАУЧНОЙ о его несуществования. Вообще, как я понимаю, не существует научной точки зрения на существования бога, ибо сей вопрос сам по себе ненаучный. А вот обвинений со стороны верующих в бога в адрес наук всегда было выше крыши. Тот же Дарвин был верующим учёным, а как его полоскали прочие верующие за его якобы атеизм? Так кто же он, Дарвин - марксист или учёный? (шутка)
Что же касается сайта kaban.tv, то я уже раз шесть, наверное, сообщала на "Погружении" о его существовании и о том, что на нём можно смотреть "Культуру" прошлых дней и другие каналы в записиси онлайн и в реальном режиме, но... Имейте в виду (и об этом я тоже писала при каждом своём сообщении об этом канале): все записи с этого сайта исчезают (стираются) примерно через два месяца. (Они там пишут так: "Передача стёрта из архива, поскольку хранилище у нас не резиновое!") Так что, не откладывайте надолго то, что хотите и можете посмотреть уже сегодня, товарищи.
И все лекции на канале "Культура" можно смотреть в записи онлайн на сайте канала "Культура". Просто ищите по программе передач, например - http://www.tvkultura.ru/program.html?date=26.04.2012 - то, что вас интересует (лекции показывают в будни около 21.00 плюс-минус), кликаете там по кнопке "видео" и смотрите лекцию в открывшемся окошке. Например, лекция Осипова "Оценка теории эволюции" - http://www.tvkultura.ru/program.html?date=26.04.2012 Прочие нерелигиозные лекции спецкурса "Происхождение человека" ищите и смотрите там в предшествующие дни той недели. Сразу после лекций - зарубежные фильмы по теме. Их на сайте "Культуры" уже не посмотришь.
Вот ещё любопытная попытка примирить религию и атеизм на поле науки - фильм "Вселенная: случайность или чудо?": http://youtu.be/Zrw5BBfvPrU (Бедный Дарвин! За что его так?!)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".