Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
литература
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Андрей Эшпай - "Токката для фортепиано" [аудио]
Артур Шнабель (фортепиано) играет Франца Шуберта (ape). D 959, 960, 667, 899. [аудио]
И.С.Бах - Сюиты для виолончели. Пабло Казальс [аудио]
Календарь новостей
«  Январь 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 22:10
Главная страница » 2023 » Январь » 3 » Белоненко о взаимоотношениях Свиридова и Шостаковича (обновление 04.2022)
Белоненко о взаимоотношениях Свиридова и Шостаковича (обновление 04.2022)

Теги: Голованов, прокофьев, Мусоргский, Келдыш, Гнесин, Рахманинов, РАПМ, Свиридов, Шостакович, Рославец

Белоненко о взаимоотношениях Свиридова и Шостаковича (обновление 04.2022)

На этот раз я решил не модифицировать файл, а просто добавить новый материал




РАПМ объявляет борьбу с "фокстротщиной"
Борьба с головановщиной в Московской консерватории
Встреча Н. С. Голованова с Юрием Свиридовым
Как называлась Московская консерватория в 1931 г.
"Фашист в поповской рясе" [Рахманинов]
РАПМ о современной музыке
Ю. Келдыш критикует в 1929 г. С. С. Прокофьева
Русская музыкальная классика в интерпретации РАПМ
А. Громан-Соловцов о национализме Глинки
Исполнительная интерпретация русской классики
Свиридов о Мусоргском
1929-1932. РАПМ на излёте
Перестройка литературно-художественных организаций
Всероскомдрама - могильщик РАПМ
Последние, решительные бои РАПМ
Глубокий интерес к судьбам России...
О Льве Лебединском
"Реализм в высшем смысле..."
== Примечания
Категория: литература | Просмотров: 1131 | Добавил(а): palmira
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 22
1. (palmira)   (04 Января 23 01:07) [Материал]
"...Среди композиторов на анкету откликнулся Д. Д. Шостакович. Как это ни покажется странным, но его ответ просто пышет какой-то “революционной” решимостью в расправе с “лёгким жанром”. Он предлагал обратиться к Главлиту и Главреперткому с требованием выпуска соответствующего постановления, категорически запрещающего издание и исполнение “лёгкого жанра”. Мало того. Он требовал поголовного исключения из числа членов авторских обществ композиторов, работающих в области “лёгкого жанра”. Предлагал “повести в клубах и радиопередачах широкую работу, разъясняющую художественное убожество, вредность при слушании продукции “лёгкого жанра” и, самое основное, классовую сущность “лёгкого жанра” [14].
Вполне осознавая, что “голым администрированием не уничтожишь “лёгкого жанра” как стиля”, он предупреждает о необходимости соблюдать бдительность. Как он пишет в п. 4 своих предложений, “поставщики музыкаль ной продукции вряд ли охотно сдадут свои позиции и тёпленькие местечки в ряду получающих авторский гонорар. Они будут пробиваться наружу не только в виде цыганских романсов и откровенных фокстротов. Нет, они к цыганскому романсу припишут “стопроцентно идеологически-выдержанный” текст. Они будут лезть из всех щелей с “Кирпичиками”, “Джон-Греем” — вместо Джон-Грея-денди Джон-Грей-шахтёр (есть такой) — и тому подобной макулатурой. Благодаря этому, часто притупляется бдительность советской общественности, которая, не задумываясь, проглатывает музыкальную отраву с “идеологическим” текстом” [15].
Поэтому, как он считает, на помощь нужно призвать “партию, комсомол, профсоюзы, радио, клубный актив и музыкальное затейничество. Лишь только вместе со всей советской общественностью проводя широкую разъясняющую работу о классовой сущности “лёгкого жанра”, удастся ликвидировать этот жанр” [16].
Такой воинственный настрой и намерение молодого композитора, отдавшего дань этому самому жанру, объявить ему “гражданскую войну”, отчасти объясняет постскриптум к ответу Шостаковича. В порядке самокритики он заявляет, что совершил политическую ошибку, дав разрешение дирижёру Н. Малько исполнять его аранжировку фокстрота В. Юманса “Таити-трот” из балета “Золотой век”. Как он уведомляет, “соответствующее запрещение мною послано дирижёру Малько за границу 3 месяца тому назад” [17].
Молодой композитор помнил, что его блестящую аранжировку фокстрота В. Юманса РАПМ сурово и неоднократно осуждал. В частности, как писал музыковедческий авторитет РАПМа Ю. Келдыш, “Шостакович после нашумевшей своей кантаты “Октябрю” стал упражнять свои силы в области обработки обыкновеннейших банальных фокстротов (“Таити-Трот”, в оркестровой обработке Шостаковича). Ясно, что такого рода творчество не имеет никаких точек соприкосновения с пролетарским” [18].

2. (palmira)   (04 Января 23 01:12) [Материал]
"...Кампания борьбы с “лёгким жанром”, затеянная РАПМ, не увенчалась полным успехом. “Кирпичики” оказались бессмертными. Впоследствии и Шостакович, и Свиридов, и другие композиторы уже после войны не раз объявляли войну пошлости в “лёгкой” музыке, массовой песне, но безуспешно. И до сих пор те же “Вау-вау-фокстрот” или танго “Розита”, изменив жанр, ритм, инструментарий, под другими названиями вроде “Зайки”, “Руки вверх” или “Ягодка-малинка” благополучно живут, и им не страшна никакая цензура. Ни государственная, ни общественная.
Но если стратегического успеха ВАПМ не удалось достичь, то чисто тактический успех они всё же извлекли из кампании борьбы с цыганщиной и фокстротчиками.
Деятельность кооператива АМА была подвергнута ревизии, сотрудники Наркомвнудела нашли недочёты по финансовой части, и глава кооператива Переселенцев был осуждён на четыре года принудительных работ.
Но АПМ метило не в Переселенцева, пролетарским композиторам явно досаждал их ярый противник Н. Рославец, главный цензор, или, как тогда назывался, политредактор по музыке в Главреперткоме.
В конечном итоге, во время очередной, третьей по счёту чистки Реперткома уже в 1931 году Рославец погорел: его уличили в не совсем прозрачном сотрудничестве с АМА, то, что ныне называется коррупционной составляющей. Вместе с ним был обвинён и старший политредактор Главреперткома Н. Равич [19].
Рославец покаялся в содеянном, написал заявление, по существу, повинную, опубликованную в журнале “Пролетарский музыкант”. Он признал, что в определённый период своей работы в Главреперткоме “допустил ошибку, заключающуюся в том, что не проявил необходимой настойчивости в проведении классовой линии в музыке” и что эта основная ошибка “повела к тому, что я отдал свои произведения для напечатания в их издательство АМА, что я считаю глубоко неправильным, независимо от того, мог ли или не мог я их на печатать в госиздательстве” [20].
Мало того, Рославец признал свою полную капитуляцию перед РАПМом. Осудил свои взгляды в прошлом, которые “связали меня с Ассоциацией Современной Музыки, организацией, на продолжении всего своего существования развивавшей <... > формалистические тенденции”. Повинился, что “в пылу борьбы и самозащиты я допустил ряд необоснованных и необъективных выпадов против Ассоциации пролетарских музыкантов и отдельных её членов, в то время как основные моменты художественно-политической линии этой Ассоциации я считаю правильными и классово выдержанными” [21]. Надо сказать, публичное раскаяние принесло Рославцу профит. Он ещё какое-то время оставался на службе в издательстве [22] и стал сотрудничать с РАПМом [23]... "

3. Григорий Риммов (aspsp5)   (04 Января 23 06:39) [Материал]
Спасибо, почитаем. А Саша Белоненко не кропал бы тексты, а Свиридову помогал, когда тот голодный без еды сидел с женой. Об этом в интервью В. Чернушенко говорил.

4. Константин (Furtwangler)   (04 Января 23 20:11) [Материал]
Белоненко нашел для себя золотую жилу, коей, видимо, собирается кормиться до конца дней своих.

Вот увидите, вскорости последуют "исследования" о взаимоотношениях ГС и ДШ на почве гастрономических предпочтений, покрое одежды, сексуальных фантазий и медицинских диагнозов.

И, также, уверен, что Белоненко всегда найдет какую-нить "червоточинку" у ДД, а ГВ всегда будет чист, как слеза младенца...

5. Григорий Риммов (aspsp5)   (05 Января 23 06:42) [Материал]
Не то слово! Подробнейшее смакование бытовых дрязг, сплетен, дрязг "деятелей искусства", бабская болтовня, выдаваемые за Мысли, - свежие и непредвзятые, это все "оттуда". Серость присосалась к далеко не безгрешному Свиридову. А он же и просунул Белоненко на научное поприще, иначе не видать последнему сего ристалища как своих ушей. Присосавшийся! Впрочем, какая "золотая жила"? "Белоненковы опусы" интересуют 3,5 человек. И такое, и такие фигуры тоже нужно знать. Да и ладно.

6. Константин (Furtwangler)   (05 Января 23 10:12) [Материал]
Насколько я понимаю, не так важно сколько людей интересуется изысканиями Белоненко, поскольку есть фонд Свиридова, где он является президентом, соответственно, деньги он получает регулярно. Потому и должен постоянно что-то кропать для оправдания этого факта.

Кстати, те, кто ознакомился с выложенными "исследованиями", скажите, упоминает ли Белоненко о том, что ГС услышав какую-то эстрадную песню (не помню точно какую, поэтому не буду домысливать) в исполнении М.Бернеса, которая ему показалась вульгарной, вследствие чего, ГС приложил определенные усилия к тому, чтобы М. Бернес был отстранен от всех эфиров, кажется года на два как минимум, при том, что сам Бернес не был автором этой песни, а лишь исполнителем?

7. (sbat)   (05 Января 23 11:49) [Материал]
Если читать статью Свиридова не поверхностно, то можно понять, что композитор критикует не самого артиста, а некоторую весьма специфическую часть его песенного репертуара. Справедливости ради могу констатировать, что слова Свиридова были действительно резкими. “Этому артисту мы во многом обязаны воскрешением отвратительных традиций “воровской романтики” — от куплетов “Шаланды полные кефали” до слезливой песенки рецидивиста Огонька из фильма “Ночной патруль”.

10. Константин (Furtwangler)   (05 Января 23 14:24) [Материал]
Белоненко об этом пишет?

13. (sbat)   (05 Января 23 16:51) [Материал]
Да.
https://reading-hall.ru/publication.php?id=26734

14. Константин (Furtwangler)   (05 Января 23 17:22) [Материал]
Кажется, этот текст я когда-то читал. Перечитав сейчас могу констатировать лишь то, что если не рассматривать вероятность того, что статья о Бернесе была заказной, то все претензии лично Свиридова к эстраде лежат в плоскости "нравится" и "не нравится", то есть чистой вкусовщины. Ибо нет никаких музыкальных преимуществ песен перечисленных Белоненко, которые нравились Свиридову, перед теми, которые ему не нравились. Просто одни вписывались в его эстетическую парадигму, другие нет. Строить на этом основании, как это делает Белоненко, какие-то "глубокие" умозаключения просто смехотворно.

8. Григорий Риммов (aspsp5)   (05 Января 23 13:47) [Материал]
А откуда информация о систематических доходах Белоненко? Другое дело, что он просит на этот фонд (свое семейное предприятие) и в оправдание грандиозной сей деятельности строчит свои "шедевры". Кстати, есть еще другой фонд Свиридова, президентом коего была вдова Свиридова.

9. Константин (Furtwangler)   (05 Января 23 14:05) [Материал]
Вы полагаете, что президент фонда Свиридова работает на общественных началах?

11. Григорий Риммов (aspsp5)   (05 Января 23 14:45) [Материал]
Если фонд государственный - не на общественных, а если исключительно частная лавочка? Любой может организовать вагон фондов-шмондов.

12. Константин (Furtwangler)   (05 Января 23 15:15) [Материал]
Безусловно.

Только еще примерно год назад Свиридовский институт, учредителем которого также был Белоненко, был ликвидирован решением суда.

Наследие такого композитора как ГС весьма лакомый кусочек. И государство, пусть и не постоянно, но мы деталей и не знаем, вполне заинтересовано в выделении денег на различные мероприятия по всей стране.

Сам лично участвовал в 100-летнем юбилее ГС, и Бенлоннко там разве только с бубном не танцевал.

Впрочем, меня не интересуют источники заработка и доходы Белоненко. Меня скорее веселит его непрекращающаяся "деятельность" по сравнению ДД и ГВ.

15. Григорий Риммов (aspsp5)   (06 Января 23 06:56) [Материал]
Понятно, что Белоненко выпендривается. Произвело большое впечатление, как на высказывание журналиста: "А С. Рихтеру Свиридов не нравился", "белоненка" не нашел лучше ничего сказать как: "Так он немец".

20. (palmira)   (17 Января 23 18:11) [Материал]
А Л. Гаккель, между прочим, в своей известной книге "Фортепианное искусство XX века", говоря о Второй сонате Шостаковича, процитировал Гаврилина, который, мол, воспринимал какую-то аллюзию на Баха у Шостаковича как показ чего-то чужого, "немецкого"... А вы знаете, как относился Гаврилин к Свиридову - как к близкому человеку.

16. (palmira)   (08 Января 23 18:41) [Материал]
Тут самое интересное вовсе не о ДДШ и ГВС Конкретно.
А газетная полемика и собрания - это не бабские разговоры. На их основании принимались решения, от которых зависели судьбы людей. В советском контексте это бесконечно важно. Важнее, чем в любой другой стране в истории человечества.

17. Константин (Furtwangler)   (08 Января 23 20:00) [Материал]
Вы путаете причину и следствие.

Ни один редактор, тем более центральной прессы, не опубликовал бы ни слова, если это не было заранее согласовано.

Так что "полемика" здесь не более чем подготовка почвы в обществе для уже принятых в соответствующих кабинетах решений.

19. (palmira)   (17 Января 23 18:08) [Материал]
Так тем более важно, чтобы все это было зафиксировано для исследователей и интересующихся тогдашним временем.
Опять же: не все решалось совершенно кулуарно, собрания действительно были - и даже скандальные. Опубликовывалось далеко не все, что было сказано - но на то и мемуаристы, свидетели существуют. Им можно (и должно!) до конца не верить, а кому-то конкретно - и вовсе не верить. Но всё это вместе отображает дух эпохи.

21. (palmira)   (17 Января 23 18:19) [Материал]
В конце концов, в немногочисленной прессе времен Николая I ("Северная пчела" и др.) тоже почти не опубликовывалось то, что не согласовывалось... Фаддей Булгарин не однажды получал серьёзный втык, если увлекался.
Однако это всё тоже изучают.

22. Константин (Furtwangler)   (18 Января 23 05:50) [Материал]
Наверное, систематизация подобной информации имеет смысл. Меня только один аспект не устраивает в результатах работы Белоненко. Это постоянное тенденциозное противопоставление ДД и ГВ, подчеркивающее человеческие, да и профессиональные, "недостатки" первого и "безупречность" второго. Если он претендует на научность своих изысканий, то было бы желательно подняться над родственными связями с объектом исследования и собственными художественными пристрастиями, дабы постараться соблюдать максимальную беспристрастность. В противном случае все это начинает напоминать громкие "разоблачения" в стиле "огонька" под руководством коротича.

18. Dёrt Nord (Dёrt_Nord)   (13 Января 23 12:17) [Материал]
Большое спасибо! Всегда читаю А.С.Белоненко у Вас. Думаю, что и остальные "2,5 человека" тоже Вам благодарны

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.