Введение I Церковь и город Зарождение финской музыки
II Офицеры и дворяне Композиторы классического периода Первое поколение композиторов Эрик Тулиндберг — Томас Бюстрём — Карл Людвиг Литандер
Бернард Хенрик Круселль: композитор и кларнетист
III Романтические мелодии Музыка в автономном Великом Княжестве Финляндском Фредрик Пациус: путь к романтизму Первая финская опера Аксель Габриель Ингелиус 26 — Карл Коллан — Конрад Греве — Рикхард Фалтин — Филип фон Шанц — Эрнст Фабрициус Музыкальные организации Мартин Вегелиус — Роберт Каянус — Эрнст Милк Языковой вопрос
IV Расцвет финской музыки Национальный романтизм и поздний романтизм Золотой век финского искусства — Музыкальный институт и оркестры Хельсинки — Хоровое движение — Опера Финский национальный эпос «Калевала» Финская народная музыка Ян Сибелиус: рождение финской симфонии Вторая симфония Сибелиуса: просто музыка или символ борьбы за независимость? Тень Сибелиуса Армас Ярнефельт Эркки Мелартин: эклектика позднего романтизма Лееви Мадетоя: изящество Селим Палмгрен и другие композиторы-инструменталисты Илмари Ханникайнен — Хейно Каски — Эрнст Линко Оскар Мериканто: между элитой и массами Тойво Куула: певец чувств Армас Лаунис Эмиль Кауппи Рождение национальной оперы
V Окно в Европу Финский модернизм 1920-х Миры Эрнеста Пенгу Вяйнё Райтио: импрессионизм и экспрессионизм Аарре Мериканто: национальный модернизм «Юха» Мериканто и «Юха» Мадетойи Ууно Клами: по стопам Стравинского и Равеля «Калевала» Ууно Клами: прощание с романтической «Калевалой»
VI В тени войны, под сенью «Калевалы» 1930-е годы: возврат к национальным ценностям Юрьё Килпинен, мастер финской лирической песни Тауно Пюлккянен — «северный Пуччини» Продолжение национальной традиции в инструментальной музыке Сулхо Ранта — Танели Куусисто — Хельви Лейвискя — Эркки Аалтонен — Нильс Эрик Рингбом Финская киномузыка
VII Страна встает из пепла От неоклассицизма к додекафонии Абсолютная музыка Эйнара Энглунда Другие композиторы неоклассического периода Ахти Соннинен — Йоуко Толонен — Матти Раутио — Сеппо Нумми Поворот к додекафонии Нильс Эрик Фугштедт — Сакари Мононен — Пентти Райтио Йонас Кокконен: «страсть к качеству»
VIII Серии, краски и детский шум Вторая волна модернизма в финской музыке Эрик Бергман: музыкальный авангард Уско Мериляйнен: знак и движение Пааво Хейнинен: верность модернизму «Шумят, как дети!» Кари Рюдман — Хенрик Отто Доннер Финская электронная музыка
IX Хорошо забытое старое Переходный период 1960-х и свободная тональность Эркки Салменхаара: от модернизма к неотональности Тауно Марттинен: «проблеск вечности» Симфонии и концерты Леонида Башмакова Новая волна хоровой музыки Суло Салонен — Бенгт Йоханссон — Ээро Сипиля — Готфрид Гресбек Йоуко Линьяма Пекка Костиайнен Яакко Мянтюярви Аулис Саллинен и другие оперные композиторы Илкка Куусисто Йорма Панула Атсо Алмила Ральф Готони — Ээро Эрккиля — Кай-Эрик Густафссон — Кари Тикка Свободная тональность как основополагающий принцип Харри Вессман Ларс Карлссон Теппо Хаута-ахо Пекка Ялканен Юкка Линкола Тимо-Юхани Кюллёнен Лассе Ялава Кай Ниеминен Харри Ахмас Пертти Ялава Оперный бум Музыка круглый год: страна симфонических оркестров и музыкальных фестивалей
X Зеркальный зал постмодернизма Меж двух огней Эйноюхани Раутаваара: многогранность «Ангел света» и путь к успеху Лейф Сегерстам: музыкальный поток сознания Пер Хенрик Нурдгрен: жизнь в музыке Калеви Ахо: симфоническая монументальность Микко Хейниё: черты постмодернизма
XI Миры новых звуков Новая волна: финский модернизм 1980-х Новые модернисты 1970-х Ярмо Сермиля Эркки Йокинен Герман Рехбергер Юкка Тиенсуу Общество «Откройте уши!» Ээро Хямеэнниеми Кайя Саариахо Магнус Линдберг Kraft: памятник финскому модернизму Йоуни Кайпайнен Олли Кортекангас Эса-Пекка Салонен Тапани Лянсиё Другие модернисты 1980-х: свободная 12-тоновость Киммо Хакола Олли Коскелин Тапио Туомела Харри Вуори Другие композиторы 1980-х Тапио Неванлинна Харри Суйламо Владимир Агопов — Оливер Кохленберг — Харри Виитанен
XII Широкие горизонты Новая свобода 1990-х и младшее поколение композиторов Модернизм и экспрессионизм Вели-Матти Пуумала Сеппо Похъёла Йованка Трбоевич Юкка Коскинен Аско Хювяринен Ханну Похъянноро Юха Т. Коскинен Пертту Хаапанен Сампо Хаапамяки Йохан Таллгрен Лотта Веннякоски Риикка Талвитиэ Себастьян Фагерлунд Маркус Фагерудд Киммо Невонмаа Юрки Линьяма Томми Кярккяйнен Ян Микель Вайнио Паси Люутикяйнен Свобода стиля Юхани Нуорвала Осмо Тапио Ряйхяля Патрик Видьеског Томи Ряйсянен Аки Юли-Саломяки Ульяс Пулккис Яни Кяярия Туомас Кантелинен Олли Мустонен Кирмо Линтинен Яакко Куусисто Лаури Килпиё
Круселль, Бернхард Хенрик (1775-1838) https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D1%81%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D1%8C,_%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%BD%D1%85%D0%B0%D1%80%D0%B4_%D0%A5%D0%B5%D0%BD%D1%80%D0%B8%D0%BA Но вряд ли его можно считать финном - хотя, конечно, он родился в Нюстаде. И он считается первым в истории автором оперы на шведском языке. === Михаил Глинка, «Записки»: .. «...Однажды играли квартет Крузеля с кларнетом [для кларнета, скрипки, альта и виолончели Es-dur, op. 2]; эта музыка произвела на меня непостижимое, новое и восхитительное впечатление — я оставался целый день потом в каком-то лихорадочном состоянии, был погружен в неизъяснимое, томительно-сладкое состояние и на другой день во время урока рисования был рассеян; в следующий урок рассеянность еще увеличилась, и учитель, заметя, что я рисовал уже слишком небрежно, неоднократно журил меня и, наконец, однако ж, догадавшись, в чем было дело, сказал мне однажды, что он замечает, что я все только думаю о музыке: что ж делать? — отвечал я, — музыка — душа моя!»
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".