Гозенпуд А. А. Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки (1959)
Оцифровка гозенпудского 7-томника о русском оперном театре окончена! :-))))) Гозенпуд А. А. 1_Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки (1959) Гозенпуд А. А. 2_Русский оперный театр XIX в._1836-1856 (1969) Гозенпуд А. А. 3_Русский оперный театр XIX в._1857-1872 (1971) Гозенпуд А. А. 4_Русский оперный театр XIX в._1873-1889 (1973) Гозенпуд А. А. 5_Русский оперный театр и Шаляпин_1890-1904 (1974) Гозенпуд А. А. 6_Русский оперный театр между двух революций_1905-1917 (1975) Гозенпуд А. А._7_Русский_советский_оперный_театр_1917-1941 (1963)
Глава 1. Истоки русского музыкального театра Народные игры и обряды. - Драматические представления конца XVII - начала XVIII в. (школьная драма, спектакли в Комедийной хоромине и т. д.). - Знакомство с западноевропейской оперой, оценка оперного жанра (Кантемир). - Появление итальянской комической оперы в России (1731). - Состав и репертуар первых итальянских оперных трупп. - Русская печать З0-х гг. XVIII в. об опере (опера-сериа и опера-буфф), эстетическая и морализаторская оценка ее. Развитие любительского театра в России, демократизация его содержания. - Тематика интермедий, родственная будущей комической опере. Придворная итальянская опера. - Деятельность Арайи. - Изменение форм оперы-сериа и приспособление ее к потребностям самодержавия. - Связь спектакля с внешними формами панегирических представлений. - Первые оперные спектакли на русском языке. - Сумароков. - Невозможность создания национальной русской оперы в формах оперы-сериа. - Французская, немецкая и английская комическая опера в России. - Русские исполнители в итальянской опере. Глава 2. Опера в XVIII веке Подъем русской национальной культуры. - Деятельность Ломоносова. - Открытие Московского университета и учреждение русского публичного драматического театра (1756). - Сохранение оперы в границах придворного зрелища . - Строительство специальных помещений (оперный дом). Предпосылки развития оперы и оперного театра в России. - Причина главенства комедийной, сатирико-обличительной линии в развитии русской прогрессивной оперы. - Связь русской комической оперы с действительностью. - Деятельность Уложенной комиссии. - Основные этапы развития русской комической оперы: «Анюта», «Розана и Любим», «Мельник», «Несчастье от кареты», «Санктпетербургский гостиный двор», «Скупой», «Сбитенщик». - Борьба прогрессивных и реакционных тенденций в русской комической опере. - Придворная опера: произведения. Екатерины II и др. - Оперы Горчакова. - 90-е гг.: «Добрые солдаты» и «Поход с непременных квартир». - Новый подъем русского музыкального театра: «Ямщики на подставе», «Американцы», «Орфей и Эвридика», произведения Бортнянского. Развитие оперного театра в Москве и его особенности. - Формирование национальной школы русских исполнителей. - Синтетическое мастерство русского оперного артиста. - Соревнование с иностранными труппами. - Борьба передовой русской мысли за национальный театр (Крылов, Плавильщиков). - Переработка западноевропейской комической оперы и приспособление ее к нуждам русского театра. - Русский оперный театр в оценке русской и иностранной печати
Глава 3. Классицистский балет Развитие балета в рамках оперы и самоопределение жанра. - Пантомимный балет в России: Гильфердинг, Анджолини и др. - Балеты, построенные на русском национальном материале
Глава 4. Крепостной театр Развитие оперного театра в России в конце XVIII в. Крепостной театр
Глава 5. Художник в музыкальном театре Творчество П. Гонзага. Его теоретические труды
Глава 6. От сентиментализма к реализму Особенности развития русского оперного театра начала XIX в. Борьба за русский театр. - Репертуар и артисты. - «Старинные святки», «Наталья, боярская дочь». - Сказочная опера: «Русалка», «Князь-невидимка», «Илья-богатырь». - Дальнейшая линия развития сказочной оперы. - Крестьянская тема и попытки ее реакционного истолкования. - Трилогия Княжнина — Титова. - Выход за пределы комической оперы. - Музыка в театре: Козловский. - Исполнители
Глава 7. Театр в годы Отечественной войны Положение русского оперного театра. - Соревнование с французской и немецкой труппами. - Отечественная война и оперный театр. - Борьба патриотической и монархической тенденций. - Оперы Шаховского и Кавоса. - Две линии развития репертуара. - Дивертисменты и интермедии. - Опора на фольклор
Глава 8. Идейная борьба в театре 1810-20-х гг. Русский театр в годы, предшествующие восстанию декабристов. - Борьба прогрессивных и реакционных сил. - Споры о русском театре. - Репертуар русского оперного театра. - Проблемы театра как школы народного воспитания в декабристских кругах. - Антитираническая линия в русском репертуаре. - Попытки реакции использовать театр в своих целях. - Мастера русской оперы: Сандунова, Семенова, Климовский, В. и С. Самойловы
Глава 9. Балет Вальберха и Дидло Русский балетный театр первой четверти XIX в. - Нравственноучительная направленность творчества Вальберха. - Мелодраматическая природа его балетов. - Роль Дидло в развитии русского балета. - Дидло и Кавос. - Исполнители. - Московский балет. - Глушковский. - Утверждение русской темы в балете
Глава 10. Водевиль Драматургия. - Шаховской, Хмельницкий, Писарев, Ленский, Кони, Каратыгин, Павлов, Некрасов. - Музыка в русском водевиле. - Алябьев, Верстовский. - Две школы исполнительского искусства водевиля: Дюр, Живокини, Асенкова, Мартынов и Щепкин. - Роль Щепкина в истории русского музыкального театра
Глава 11. Московский оперный театр Московский театр. - Творчество крупнейших мастеров. - Булахов, Бантышев, Лавров, Репина. - Оперное творчество Верстовского и его роль в развитии национального музыкального театра
Глава 12. Петербургский оперный театр После восстания декабристов. - Кризис театра. - Борьба прогрессивных и реакционных тенденций. - Выдвижение новых мастеров оперного искусства. - Репертуар. - Характер оперно-балетного спектакля 30-х гг. - Художник Роллер. - Творчество Петрова и Воробьевой
Заключение Список иллюстраций - страницы: 32-33 - 1. Торжественный фейерверк 12 августа 1741 года. 2. Комический танец крестьянина и крестьянки. Шествие сатиров, несущих Бахуса 48-49 - 1. Д. Валериани. Дворцовый зал - эскиз декорации. 2. Я. Б. Княжнин. 96-97 - 1. А. М. Крутицкий. 2. П. А. Жемчугова. С портрета работы художника И. Аргунова. 112-113 - 1. Большой театр. СПб, начало XIX в. Большой театр. СПб, 30-е годы XIX века. 2. А. Каноппи. Эскиз театрального занавеса. 160-161 - 1. П. Гонзага. Эскиз декорации к опере "Февей". П. Гонзага. Эскиз декорации. 2. И. А. Крылов. 176-177 - 1. П. Гонзага. Эскиз декорации к "Илье Богатырю". 2. П. Гонзага. Эскизы костюмов к "Илье Богатырю". 224-225 - 1. Сцена из трагедири "Фингал" В. А. Озерова. 2. А. А. Шаховской. С портрета работы неизв. художника. 240-241 - 1. П. Гонзага. Эскизы декораций. 2. П. Гонзага. Эскиз декорации. 288-289 - 1. П. Гонзага. Декорация крепости. П. Гонзага. Эскиз декорации. 2. П. Гонзага. Эскиз декорации. 304-305 - 1. П. Гонзага. Декорация порта. П. Гонзага. Декорация тюрьмы. 2. Д. Корсини. Декорация тюрьмы. 352-353 - 1. Д. Корсини. Декорация тюрьмы. Д. Корсини. Эскиз декорации избы. 2. К. А. Кавос. 368-369 - 1. Е. С. Сандунова. 2. В. М. Самойлов в роли Рыцаря (Пустынника) в опере "Пустынник Дикой горы" А. Каррафа. 416-417 - 1. И. М. Гуляев (?) в роли Пальзо ("Пустынник Дикой горы"). 2. Н. С. Семенова. 432-433 - 1. И. И. Вальберх. 2. К. Дидло. 480-481 - 1. Е. И. Колосова. 2. П. Гонзага. Эскиз костюма Полифема из балета "Ацис и Галатея". 496-497 - 1. П. Гонзага. Эскизы костюмов к балету "Роланд и Моргана". П. Гонзага. Эскизы костюмов Эола, Борея и Нота из оперы "Телемак на острове Калипсо". 2. М. С. Щепкин. 544-545 - 1. А. А. Алябьев. 2. Н. И. Хмельницкий. 560-561 - 1. Д. Т. Ленский. 2. А. Н. Верстовский. 608-609 - 1. Н. С. Лавров. 2. Н. В. Репина. 624-625 - 1. "Москаль-чаривник" И. А. Котляревского в крепостном театре Кушелева-Безбородко. М. С. Щепкин - Чупрун ("Москаль-чаривник"). 2. Ф. А. Кони. 672-673 - 1. П. А. Каратыгин. 2. Сцены из оперы "Волшебный стрелок" К. М. Вебера. 688-689 - 1. А. А. Роллер. Эскиз декорации оперы "Аскольдова могила" А. Н. Верстовского. 2. О. А. Петров. С картины работы художника С. Зарянко. 736-737 - 1. О. А. Петров (справа) в роли Бертрама, И. Я. Сетов - Роберт ("Роберт Дьявол" Дж. Мейербера). 2. А. Я. Петрова-Воробьева. С картины работы художника К. Брюллова. 752-753 - 1. О. А. Петров. С акварели П. Каратыгина. 2. М. И. Глинка и О. А. Петров. Карикатура 40-х гг. XIX в.
Там про Асенкову тоже есть. Сразу вспомнил фильм Яна Фрида "Зеленая карета" с Теняковой в роли Асенковой и Игорем Дмитриевым в роли Дюра. А Гедеонова там Александр Борисов играл. https://www.youtube.com/watch?v=B2-I6ULArYs
Достижение! Большущее спасибо! Хочу подчеркнуть, что Вы не только сделали доступным для всех желающих это эпичное издание. Вы выложили улучшенный вариант книг, сделав подробные оглавления и список иллюстраций 1 тома.
Запасся книгами-прилично.Закончен этот год -отлично!сКУЧАТЬ ЗИМОЮ НЕ ПРИДЁТСЯ.Хороший том-всегда найдётся.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".