Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Среда, 20 Ноября 24, 16:24
Главная страница » 2022»Декабрь»24 » Александр Серов «ЮДИФЬ» (Запись 1991 года. Дирижер - Андрей Чистяков. Солисты: И. Удалова, Е. Заремба, М. Крутиков. Оркестр Большого театра)
Александр Серов «ЮДИФЬ» (Запись 1991 года. Дирижер - Андрей Чистяков. Солисты: И. Удалова, Е. Заремба, М. Крутиков. Оркестр Большого театра)
Александр Николаевич Серов (11 (23) января 1820 — 20 января (1 февраля) 1871) — русский композитор и музыкальный критик; отец живописца Валентина Александровича Серова.
Биография композитора:
Александр Николаевич Серов (11 (23) января 1820 — 20 января (1 февраля) 1871) — русский композитор и музыкальный критик; отец живописца Валентина Александровича Серова. Александр Николаевич Серов — выдающийся представитель русской музыкальной культуры — соединял в себе даровитого композитора, широко эрудированного ученого, блестящего критика-публициста. Воспитанный на идеях Белинского, Серов выступал за идейную содержательность музыки, отстаивал мысль о высокой общественной Миссии искусства. Поборник народности и реализма, он дал глубокий анализ произведений Глинки, Даргомыжского, приветствовал появление на музыкальном горизонте молодых Балакирева, Римского-Корсакова. Статьи Серова, посвященные Моцарту, Бетховену, Спонтини, Берлиозу, Вагнеру, до сих пор не утратили своего научного значения. Наследие Серова-композитора численно невелико и исчерпывается тремя операми. «Юдифь» (на библейский сюжет) — произведение героического, монументально-ораториального плана; «Рогнеда» — опыт в области национальной историко-легендарной оперы; «Вражья сила» — лучшая из трех — попытка создания реалистической народной музыкальной драмы.
Александр Николаевич Серов родился в Петербурге 23 января 1820 года в семье высокообразованного чиновника. В детстве Серов проявил разностороннюю одаренность, увлекался естественными науками, рисованием. Интерес к музыке пришел позже, в годы пребывания в Училище правоведения (1835—1840), и послужил почвой для сближения с В. В. Стасовым, в будущем также выдающимся художественным критиком. После окончания Училища Серов работал в Симферополе, Пскове, не оставляя мысли о композиторской деятельности и непрерывно пополняя свои музыкально-теоретические познания. Высокая требовательность к себе заставляет его откладывать осуществление многочисленных музыкальных замыслов; проходят годы настойчивого труда, прежде чем Серов решается отдать на суд публике свое первое детище — оперу «Юдифь» (1863). Дебют, принесший сорокатрехлетнему композитору шумный успех, состоялся в то время, когда он был уже хорошо известен как музыкальный критик. В те годы он основывает газету «Музыка и театр» (1867), выступает с популярными лекциями, пишет, полемизирует, защищает передовое, борется с консервативным. Успех «Юдифи» и «Рогнеды» (1865) был композитору наградой за многолетний упорный труд, за нелегкую жизнь, полную борьбы, нужды, отягощенную одиночеством, разрывом со Стасовым, который ранее был самым близким его другом. Поздняя слава принесла Серову также и признание официальных кругов; он был назначен председателем комитета Русского музыкального общества.
20 января (1 февраля) 1871 года Серов скоропостижно скончался, оставив незавершенным ряд замыслов, в том числе и третью оперу — «Вражья сила».
Александр Серов «ЮДИФЬ»
Опера в 5 д., либретто Дж. Джустиниани, К. Званцова, Д. Лобанова, А. Майкова и композитора. Премьеры первых постановок: Петербург, Мариинский театр, 16 мая 1863 г., под управлением К. Лядова; Москва, Большой театр, 15 сентября 1865 г.
СЮЖЕТ
На площади древнего иудейского города Ветилуи собрался народ. Уже тридцать дней город осаждают ассирийские войска, руководимые Олоферном, иссякли водяные источники, кончилось продовольствие. Жрец Элиаким призывает держаться и уповать на Бога, но измученные люди молят сдать город. Старейшины просят потерпеть еще пять дней: если за это время не придет спасение, они откроют ворота. Воины приводят Ахиора, вождя племени, подвластного ассирийцам. Он осмелился на военном совете сказать Олоферну, что силы для сопротивления дает иудеям вера в Бога. Разгневанный военачальник изгнал Ахиора, и теперь он — с защитниками Ветилуи.
В своей опочивальне Юдифь размышляет о бедствиях, обрушившихся на ее народ и на нее: муж погиб в бою, враг через пять дней завладеет городом. Ее озаряет дерзкая идея: пробраться в стан Олоферна и вскружить ему голову красотой, сладкими речами, любовной песней. Она приглашает прийти старейшин и раскрывает им свой план. Те благословляют Юдифь на подвиг, и лишь Авра, верная рабыня, молит отказаться от безрассудного и гибельного решения. Но Юдифь непоколебима.
В шатре Олоферна рабыни развлекают грозного вождя плясками и пением, но он мрачен; упорное сопротивление осажденных приводит его в ярость. Завтра же пойдет он на приступ города. Неожиданно ему приносят весть, что в ассирийский стан пришла иудейка невиданной красоты и добивается свидания с Олоферном. Вводят Юдифь, она обещает военачальнику открыть путь в Ветилую. Олоферн поражен ее красотой и ее речами. Он предлагает женщине остаться с ним: превыше всех цариц вселенной он вознесет ее. Юдифь согласна, но просит позволить ей на закате солнца совершить молитвы. Олоферн приказывает разрешить ей свободный вход и выход.
Буйная оргия в шатре Олоферна. Все возбуждены перед решительным штурмом ненавистного города. Лишь Олоферна не трогают пляски рабынь, прекрасное пение Вагоа: он жаждет лишь любви Юдифи. Асфанез, его приближенный, также не может скрыть восхищения иудейской красавицей. Охваченный ревностью Олоферн убивает его. Входит Юдифь. Опьяневший вождь рассказывает ей, как завтра он в решительном сражении победит евреев, разрушит их город и, вернувшись в Вавилон, сделает ее царицей. Опьянение все больше охватывает его, Олоферн впадает в забытье. Все удаляются, оставив вождя и красавицу наедине. После мучительных колебаний Юдифь отрубает Олоферну голову и покидает шатер.
Снова площадь в осажденной Ветилуе. Народ ропщет: прошли пять дней, но ничто не изменилось. Сил больше нет терпеть голод и жажду. Отчаяние осажденных достигло предела, кажется, сейчас откроют ворота врагу. Но появляется Юдифь с головой Олоферна. За городской стеной раздаются шум и крики — это ассирийцы, потерявшие вождя, бегут с поля боя. Иудеи победили. Все прославляют Юдифь, спасшую свой народ.
Действующие лица и исполнители:
Юдифь - Ирина Удалова
Авра (рабыня) - Елена Заремба
Олоферн - Михаил Крутиков
Вогоа (начальник гарема Олоферна) - Николай Васильев
Юдифь – Ирина Удалова Авра – Елена Заремба Олоферн – Михаил Крутиков Вагоа – Николай Васильев Озия – Анатолий Бабыкин Хармий – Максим Михайлов Элиаким – Пётр Глубокий Ахиор – Владимир Кудряшов Асфанез – Станислав Сулейманов 1-я одалиска – Ирина Журина 2-я одалиска – Марина Шутова хор и оркестр Большого театра СССР, дирижер – Андрей Чистяков, 1991 год.
Не то, чтобы Вагнер (хотя ему хотелось быть русским последователем великого немца). Скорее - предшественник Мусоргского (правда, без его гениальности). Вообще, странное впечатление производит эта опера теперь, особенно на волне ее триумфов во времена первой постановки. Хотелось бы, конечно, еще Серова, чтобы полнее оценить его как композитора. Может быть, у кого-то есть "Вражья сила"? Полной записи "Рогнеды" ведь, по моим сведениям, не было сделано?
СПАСИБО! только mp3 у меня воспроизводится почему -то в несколько раз медленнее. и я не сразу заметил. увертюра получилась такая таинственная, такая очень необычная в замедлении. понял я только тогда,когда петь начали жуткими голосами. но увертюра в несколько раз медленнее-это просто чудо, а не музыка!
Что касается похожести на Мусоргского, надо учесть, что в 1963 г. ему исполнилось всего 24 г., он только-только начинал писать музыку (на тот момент, кажется, было только несколько законченных пьес, а так, в основном, замыслы). Так что исторически вернее говорить, что муз. Мусоргского похожа на Серова, а точнее, о линии развития Серов - Мусоргский
Что-то не получается мне скачать архив по этой ссылке (превышен лимит скачиваний пишет) и забрать на свой диск тоже не получается. Какой-то параллельный яндекс... у моего .ru, а тут .net
В буклете оригинала указан NIKOLAI VASSILIEV. Но издание "бриллиантовое", там могли и ошибиться. https://www.brilliantclassics.com/articles/s/serov-judith/
Чудесная это штука - индийская песнь Вагоа! Шикарно её записал гениальный русский тенор С.Я. Лемешев. А здесь очень натужно голосит Лев КУзнецов, если память мне не изменяет.
Во второй раз в жизни послушал эту запись. Изрядная скука. Юровский, как обычно, корректен, и всё. Без изюминки. Мужчины хуже женщин. Заремба в записи лучшая. Музыка эклектична. То там то здесь встречаются реминисценции известных сочинений. В общем, Шаляпин, да Валентин постарались, чтоб постановка имела успех в те времена...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".