Какая эпоха настала после постмодерна? Как назвать культурологическую ситуацию наших дней? Петербургский композитор и философ Настасья Хрущёва утверждает: мы живем в период метамодерна. Этот термин ввели еще в 2010 году западноевропейские исследователи Робин ван ден Аккер и Тимотеус Вермюлен, но именно Хрущёва стала идеологом русского метамодерна, а ее книга «Метамодерн в музыке и вокруг нее» (2020) – главным манифестом стиля и мировоззрения. В описанной ей художественной «вселенной» органично сосуществуют осколки высокой романтической культуры и мемы из сети, ностальгия по «потерянному раю» и удовольствие от новодельной сентиментальной красоты.
С Хрущёвой можно спорить, а ее концепции – подвергать сомнению, но доказательство, как минимум, возможности существования такой «галактики» – музыка самой Настасьи.
"Время композиторов закончилось, мы вообще ничего нового не пишем", сказала Настасья Хрущёва на презентации альбома https://youtu.be/FVVTw8Xft6k?t=2024 Спасибо за выкладку!
Любое стилистическое направление в искусстве базируется на идейных постулатах,- ренессанс, классицизм, романтизм не менее формализованы, чем модерн. Манифестация им была свойственна в той же мере. Искусство без идеи - что обескровленная плоть. Модерн оттого и назывался Ар-Нуво,что, изначально возникнув из готических и ренессансных реминисценций,равно популярных в период раннего романтзма, он преодолел эту эстетическую вторичность, характерную для европейского искусства этого периода, и перерос в самостоятельную, самодовлеющую традицию. Однако он по инерции был оритирован на форму, поэтому именно эксперименты в этой области стали символом модерна. Пересматривались технические способы презентации искусства, это стало прямым продолжением более ранних попыток импрессионистов, пуантилистов, отдельных творческих личностей, чуждых общепринятым напрвлениям, реформировать форму как выражение искусства. Борьба с формой как символом буржуазной консервативности принимала и радикальные проявления, у тех же нигилистически настроенных дадаистов. Все это- многоликий модерн, дитя переломной эпохи, культурные врата в современность,в нашу эпоху.Не стоит трактовать его так прмитивно, это очень яркое и разнообоазное явление в мировой культуре, более других, предшествующих стилей подходящее под определение культурологического слепка эпохи, а не просто жанра или течения в искусстве, отразившего определенные социологические изменения.
Приведённая цитата - не более, чем лукавство, желание потрафить широкой публике. Количество оригинальных мелодий, созданных профессиональными композиторами, несопоставимо больше, чем народных. Тем более, если говорить о музыке вообще. Современные сочинения так вообще далеки от народного творчества. Часто и от музыки, в распространённом понимании таковой, вообще. Затрудняюсь припомнить что-нибудь народное в музыке Стравинского, не говоря уж о Скрябине.
На памяти только Петрушка, про Мавру вообще не знаю. Это мало относительно всего, сочинённого Игорем Фёдоровичем. Или взять Прокофьева - музыка отнюдь не народная. Примеров можно привести вагон и тележку. Некоторые из великих сочиняли песни в народном духе или же занимались обработкой народных песен, но это было малой частью их творчества.
В музыке модерна 20 века были "свои" Пикассо, Малевич, Кандинский, Шагал, Ротко, Поллок, Пруст, Джойс и т.д. Главное что озадачивает в искусстве декаданса и модерна - деформации. Суть их в выпуклом подчеркивании смыслов. Широкая аудитория, воспитанная на академических образцах, воспринимала новое искусство как бунт и эпатаж, но со временем, привыкла и полюбила декоративную прелесть неопримитивизма, сюрреализма, абстракций, фрактала, не всегда погружаясь также глубоко, как этого требует хрестоматийное классико-романтическое искусство.
Широкая аудитория любое, самое незначительное отклонение от общепринятого канона трактовала как бунт и эпатаж во все времена и эпохи. Так что это не показатель особой художественной экстравагантности или концептуальности. Модерн не подчеркивает и не пестует смысл как свою единственную самоцель, он превращает его в декорацию, композиционный элемент или ставит на службу форме как в традициях символистов или абстракционистов, а иногда и отождествляет их. И в этой иллюзорной простоте заключена лукавая шарада модерна, которую многие расценивают поверхностно.
Не ясна гносеологическая ценность этой элементарной формулы во вполне конкретном контексте, которая напоминает упрощенную цитату из дешевых популярных журналов. Этот универсальный постулат похож на суррогат панацеи - вроде применим к любому случаю, а эффект минимален. Автоматически экстраполируется на все формы культуры.хотя тут главентвует социология и общественная психология, которым неведома красота безобразного и метафорические эстетические шифры. Засим я здесь была ради модерна в самом прямом значении этого термина, то с удовольствием прощаюсь.
По поводу реплики - "напоминает упрощенную цитату из дешевых популярных журналов". Многое "серьёзно" написанное угнетает вязкой терминологичностью и бескровностью. Мне ближе своей внятностью язык Р. Ролана, Соллертинского, Асафьева, не говоря уже о Л. Толстом, Л. Гумилёве, Е. Тарле. Поэтому стараюсь говорить простым языком, в меру своей осведомленности в предмете.
Мы ушли в сторону, собственно от музыки Н. Хрущёвой. Представленная музыка, стилистически - минимализм. Минимализм - вкусное блюдо к столу массового потребителя. В отличии от фоновой музыки, Muzak, минимализм таит некие смыслы и дал целое поколение ярких композиторов от Т.Райли, Ф. Гласса, А. Пярта, Д. Адамса и до А. Батагова, А. Айги и т.д. Здесь короткая информация о Хрущёвой. https://www.mariinsky.ru/company/guest_persones/khrustcheva/
О минимализме чуть-чуть. Минимализм в академической музыке появился как мягкий бунт против ультрасложной музыки авангарда. Авангард - вторая волна модерна в музыке 20 века. Искусство модерна (выросшее из декаданса века 19-го), родилось на стыке двух эпох, в канун грядущих революций и мировых войн, отличалось жёсткой эстетикой, ориентированной на переформатирование канонов, агрессивных деформациях и социальном протесте. Мессианские претензии не сформировали новый большой стиль. Напротив, обилие начинаний расслоило движение на множество стилевых ручейков, стилевую распутицу. Как десант, выброшенный на местность без ориентиров и права повернуть назад, новаторы самоотверженно шли вперёд, опираясь в качестве средства навигации, на формальные идеи и манифесты, занимаясь часто технологией прежде смысла. В музыке модерна 20 века были "свои" Пикассо, Малевич, Кандинский, Шагал, Ротко, Поллок, Пруст, Джойс и т.д. Первое что бросается в глаза в искусстве модерна - эпатирующие деформации, нарушения правдоподобия, симбиоз сложности с упрощениями. Новаторы, "травмируя" душевные струны ожидающих красивого, а получающих "противное", "навязывая" аудитории, на грани непонимания и неприязни, любовь к кубизму, абстракционизму, сюрреализму, летающим ослам Шагала, потоку сознания, неопримитивизму Стравинского, додекафоннии нововенцев, в действительности стремились "лишь" выпукло подчеркнуть мысль, не увязая в деталях. Так человек толпы, не владеющий культурой речи, а иногда и интеллигент в толпе, опираются на ненормативную лексику, "вдалбливая" эмоциональным напряжением мысль, отстающую от слова, "догоняя" её, опираясь на костыли сквернословия. Деформации не были бы так живучи, если бы не феномен девиации вкуса, привыкания к отклонениям, нарушающим социальные и культурные нормы. Как в палитру языка внедряется "сквернословие", так и в искусство внедряются деформации, как мощный лексический инструмент, превращающий вчерашнее сквернословие из инструмента борьбы с ригидной нормативностью в неологизм. Как забавный пример девиации вкуса - полувековая мода на рванные джинсы, идущая от антисоциальных жестов хиппи, заставляющая адекватных людей, молодых и не совсем, интеллигентов и простых граждан ходить в рваном. Смысловой посыл хиппи забыт, осталась декоративная прелесть, к которой привыкли и полюбили как некий изыск, свежую красоту. Так и художник, расширив палитру деформированного, опираясь на феномен девиации, не заботится о постижении смысла широкой аудиторией, она с готовностью натянет рваные джинсы. Авангард - продукт послевоенной (2-й мировой войны) атмосферы. В отличии от модерна, гонимого тоталитарными режимами, был обласкан, поддержан и спонсирован официозом Запада, как искусство политически нейтральное и интеллектуальное ("У интеллектуалов тоже есть свои эстетические потребности"). Возникнув из реминисценций модерна, авангард преодолев эстетическую вторичность пышно расцвёл, усложнив и язык и технику композиции. И если модерн находил контакты с массовой аудиторией, то авангард стал искусством кастовым. Поэзия сложности в тисках формализованных канонов обрекла музыку авангарда на эмоциональную худосочность, а перманентная изменчивость композиционной техники привела к творческому тупику. И вот этот интеллектуализированный монстр был тихо угроблен "мещанином во дворянстве", минимализмом, который лидер авангарда П.Булез перефразировал в "минимум музыки". Минимализм - искусство постмодерна. Искусство сытого, политически и экономически благополучного поколения, призванное вытеснить агрессивный, тревожный модерн и эзотеричный авангард, искусством комфортабельным. Минимализм говорит словами красивыми и пряными, повторяемыми назойливо и упоённо, чуждыми "экзистенциальной риторике". Он не лишён смыслового подтекста (в отличии от фоновой музыки, Muzak), что и удерживает его в рамках академической музыки. Казалось бы, что выполнив "историческую" роль могильщика авангарда, минимализм уступит место серьёзному, большому стилю. Но он живёт и модифицируется уже более полувека. Нет видно запроса аудитории на большое и глубокое. Вот и приходится мыслящим музыкантам лепетать, чтобы быть в тренде времени "электронной деревенщины", клипов и шоу, которое теоретики назвали метамодерном, с миролюбивой иронией посматривающем на прошлое, настоящее и будущее. Правда с появлением минимализма вдруг проснулась любовь к традиционной красоте и сентиментальному, переставшими быть признаками дурного вкуса (как во времена модерна). Вспыхнул интерес к мало знакомой советской музыке (Мясковскому, Кабалевскому, Ракову, Хачатуряну) и вообще к композиторам второго ряда, пишущим "просто красивую" музыку.
Наши традиционные ценности так вывернулись мехом наружу, что тенденция "активно исполнять и записывать... произведения Мясковского, Кабалевского, Хренникова, Ракова, Хачатуряна" пошла вспять.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".