Сценическая кантата для солистов, хора и оркестра
Либретто Джованни Федерико Шмидта
Премьера: 30 мая 1823 года (с одним повтором 5 июня), театр "Сан-Карло", Неаполь
В XIX веке существовала традиция писать по особым случаям торжественные сценические произведения для большого состава исполнителей и полного состава оркестра. Часто они были приурочены ко дню рождения или именинам правителя и выдерживали только 1-2 представления. "Мини-опера" Доницетти "Аристея" (композитор в письмах называл это сочинение оперой, хотя в печатном либретто оно называется "componimento melodrammatico", а на титульном листе автографа партитуры - "кантата") следует этой традиции и написана в честь монарха из династии Бурбонов Фердинанда I, короля Обеих Сицилий, именины которого приходились на 30 мая. Джованни Шмидт переработал либретто Фердинандо Моретти для двухактной оперы (azione teatrale) Джузеппе Сарти "Zenoclea" (1786), которая была написана для придворного театра Санкт-Петербурга, но не была поставлена из-за внезапного отъезда императрицы Екатерины II. В измененном виде либретто не содержит упоминаний о событии, для которого кантата написана, и вследствие этого в произведении нет панегирических элементов (например, торжественного хвалебного хора, характерного для произведений, написанных для неаполитанского двора). Действие происходит в идиллической местности в Древней Греции. Когда правитель Мессинии и отец Аристеи Licisco (его партию пел на премьере известный тенор Андреа Ноццари) сбежал из спартанского рабства, он был вынужден оставить свою юную дочь в хижине пастуха. Много лет спустя, они воссоединились. Аристея (Aristea) была воспитана пастухом Erasto, который растил ее как родную дочь и дал ей имя Хлоя (Cloe). Она вышла замуж за благородного Filinto.
В заключении следует отметить, что ранний стиль Доницетти, примером которого является кантата "Аристея", находился под влиянием Россини, но все же был независимым и новаторским. (WWW)
Aristea/Cloe, secret wife of Filinto – Andrea Lauren Brown, Soprano
Filinto, son of Comone – Sara Hershkowitz, Soprano
Corinna, shepherdess, in love with Filinto – Caroline Adler, Soprano
Licisco, Prince of Messenia – Cornel Frey, Tenor
Erasto, shepherd, supposed father of Aristea – Robert Sellier, Tenor
Comone, nobleman of Messenia – Andreas Burkhart, Bass
Lisandro, infant son of Filinto and Aristea – Silent Rôle
Chorus of Shepherds and Shepherdesses
Members of the Bavarian State Opera Chorus
Simon Mayr Chorus and Ensemble (на инструментах эпохи Доницетти)
Conductor Franz Hauk
FLAC, tracks