Благодарю за Ваше самоотверженное прославление утраченных высоких традиций исполнительства и пробуждение интереса пользователей к практически забытым певцам мировой оперы. Мое знакомство с Солари произошло во время ознакомления с одним из комплектов Preiser, посвященным меццо Джузеппине Дзинетти с дуэтом Леоноры и Фернана из Фаворитки. И вскоре уже упомянутый сольный диск из серии Il Myto del Opera позволил более обстоятельно оценить творчество этого светлого лирического тенора с итальянским, "ламентарным" стилем пения. По забавному совпадению в тот же период я прослушивала записи современников Солари, и, признаться, более элегичный и утонченный Нино Эдерле или Джузеппе Ансельми, к примеру, произвели более ощутимое впечатление, чем Солари. Тембрально Солари показался мне схожим с типом теноров наподобие Гвидо Вольпи или Муро Ломанто. Вообще, иногда, знакомясь с биографией того или иного признанного и популярного при жизни певца, чья карьера совпала со звуковой эрой, но который не оставил записей, чувствуешь глубокое сожаление. Но еще более прискорбно, что многие современные любители оперы игнорируют старые записи начала прошлого века, не желая постигать их бесценное эстетическое значение, скрытое за пеленой технического несовершенства звукозаписи. А ведь погружение в этот давно ушедший мир - уникальный шанс ощутить дыхание настоящего Искусства.
к 7. "...светлого лирического тенора с типично итальянским, "ламентарным" стилем пения." Изольда! Этим фрагментом Вашего коммента Вы меня поставили в тупик, ибо я никогда не встречал определения: "ламентарный стиль пения". И почему это "типично итальянский" стиль?... Можно ли к этому стилю причислить "типичных итальянцев" - Джильи, Скипу, Валетти, Ди Стефано, Тальявини, Монтяну и пр.? Какие "типично итальянские стили" ещё есть?
terrestro, это несколько ироническое наименование используемой многими итальянскими тенорами той эпохи так называемой "рыдающей" манеры пения. Многие использовали ее дозированно, чисто условно, лишь для создания эмоционального контекста, некоторые злоупотребляли ею, превращая в одну из излюбленных форм проявления экспрессии и ключевой технический прием. Общаясь с молодыми слушателями оперы и читая нынешних критиков, я поняла, что эта эстетика воспринимается ими негативно, некоторые даже клеймят это как вульгарность, дурновкусие, но это же часть культурной традиции, просто утратившей былую актуальность, так что подобные порицающие оценки, безусловно, несправедливы и необоснованны. По крайне мере, я так считаю.
Изольда! Эта манера атаки звука, которая Вами трактуется как "проявление экспрессии", вовсе не является таковой, или, если угодно, лишь частично может считаться таковой. Это приём "ку де глот", т.е. удар гортанью, одна из форм "твёрдой" атаки звука, применявшаяся у теноров, несших т.н. крепкий теноровый репертуар. Достаточно прослушать какое-то количество звукового наследия великого Беньямино Джильи, чтоб это понять. В итальянских песнях, скажем, в той же O sole mio это лишь приём атаки верхушек, там нет надобности рыдать на каждой ноте в припеве. Джильи - прямой наследник техники Карузо, хоть и обладатель других физиологических данных. Он пел тот же репертуар, что и его великий соплеменник, т.е. являлся представителем вердиевско-веристского стиля. Соляри же, никогда и носу не высовывавший из своего репертуара tenore legero, вообще нигде в записях приема "ку де глот" не демонстрирует. Это не его стиль, не его манера. Мягкая, воздушная середина, достаточно собранный, но ограниченный по силе и по диапазону верх (Фернандо, Артур записаны на пол-тона ниже, что-то ещё транспонировано), умение филировать, любовь к mezzo-voce вовсе не предполагают пения, где нужна твёрдая атака звука, хотя, я полагаю, он, как отличный технарь, владел и ею. Что же до схожести тембрами Соляри и Муро Ломанто, то могу сказать, что это нонсенс. Celo e mare!! Тембр Соляри светлый, очень симпатичный, но это акварель, не масло. Небо в ясную солнечную погоду - вот его тембр Тембром он напоминает Тито Скипа, как, впрочем, и манерой. Голос же Ломанто - это море! Он напоён красками и жаром Апулии, это масло. Да и темпераментом их не сравнить! По южному кипучий темперамент Ломанто не сравнить с уравновешенным темпераментом Соляри. Ансельми же вообще особая статья. Он и близко не стоял с Соляри. Он много ближе к Муро Ломанто, хотя и не мог сравниться красотой тембра с последним. Привет, Изольда, "молодым слушателям оперы", много рассуждающим, но ну о-о-о-очень мало понимающим как в пении, так и в оперном искусстве ы целом!
Прекрасно сказано. И ведь сейчас старые записи обретают второе дыхание. Развитие реставрации и т. д. Следующий этап - издание реставрированных старых записей на виниле.
В реставрации бывают перехлесты. На ютьюбе попадалась запись Карузо, где каким-то образом фортепиано заменено на современный оркестр. По-моему, это уже слишком. Следующий шаг- заново спеть
terrestro, для начала позвольте поблагодарить Вас за столь обстоятельный, интересный и детализированный разбор. К счастью, этот пост еще не выпал из блока комментируемых материалов, а иначе я пропустила бы Ваш блестящий анализ. Прошу, не гневайтесь, будьте снисходительны и примите во внимание - я указала, что Солари - лирический, легкий тенор и что он именно оперирует этим как эффектом, а не как техническим приемом. И, конечно, пользуется не постоянно, я просто сослалась на это в контексте сравнения с другими лириками типа Эдерле, который был абсолютно чужд даже таким невинным заигрываниям с экспрессией. Ну и сравнивать темперамент певцов - для меня лично дело неблагодарное, простите покорно. Обычно это серьезный повод для полемических баталий, поэтому я стараюсь избегать сего несколько субъективного предмета, поскольку ничтожно малая часть оппонентов обладает такой всесторонней широтой познаний и чуткостью восприятия, как Вы.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".