Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
литература
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
С.Рахманинов - опера "АЛЕКО" [аудио]
К.Сен-Санс – Интродукция и Рондо Каприччиозо для Скрипки с Оркестром, Опус 28. Сравнение исполнений. [аудио]
Эмпайр Брасс БАХ-ФЕСТИВАЛЬ [аудио]
Календарь новостей
«  Март 2022  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Понедельник, 07 Октября 24, 23:04
Главная страница » 2022 » Март » 16 » Анатолий Николаевич Александров. Страницы жизни и творчества (1990)
Анатолий Николаевич Александров. Страницы жизни и творчества (1990)

Теги: Леденев, Жиляев, Александров Ан., Танеев

Анатолий Николаевич Александров. Страницы жизни и творчества (1990)

Книга посвящена народному артисту СССР, композитору и педагогу А. Н. Александрову (1888—1982), автору симфоний, фортепианных произведений, романсов, музыки для театра и кино.
Сборник содержит воспоминания и письма композитора, статьи о его творчестве и воспоминания об общении с ним его учеников и друзей — музыкантов, художников, режиссеров. Большинство материалов публикуется впервые.


От составителей
A. Эшпай. К читателям
B. Блок. Радость творчества

ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ А. Н. АЛЕКСАНДРОВА

О себе
О моей службе в Красной Армии в 1919 году в Москве в отряде особого назначения при военкоме г. Москвы, переформированном потом в отряд особого назначения при военкоме Крыма
О Н. С. Жиляеве
Из воспоминаний о Д. Д. Шостаковиче
Об «Александрийских песнях»
Как поэт Василий Васильевич Каменский держал экзамен на гения

ИЗ УСТНЫХ РАССКАЗОВ А. Н. АЛЕКСАНДРОВА И ЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЙ О МУЗЫКЕ. РАЗГОВОРЫ А. Н. АЛЕКСАНДРОВА (ПО МАГНИТОФОННЫМ ЗАПИСЯМ)

Разговор с Г. А. Загянской и Е. А. Поленовой о Страсбургском оркестре ударных инструментов (1974)
Разговор с художником В. И. Ильюшенко, дирижером В. В. Катаевым и Г. А. Загянской о сонатной форме (Руза, 1979)
Разговор с Е. А. Поленовой (Руза, 1979)
Разговор с М. Р. Раухвергером о форме и содержании. Как определить, что такое содержание в музыке (Руза, 1979)
Короткие устные рассказы. (Записаны в больнице в 1979 г.)
Рассказ о новом цикле «Воспоминания» режиссеру фильма Святославу Чекину (1981)

ИЗ ПИСЕМ А. Н. АЛЕКСАНДРОВА

Нине Георгиевне Александровой
Марии Васильевне Поленовой-Ляпиной
Наталии Васильевне Поленовой (младшей)
Елене Анатольевне Поленовой
Ксении Юрьевне Давыдовой

ВОСПОМИНАНИЯ

В. Д. Кокушкин. Многолетнее творческое общение
Е. Карпенко. На далеком расстоянии. Музыкально-теоретические письма Ан. Александрова
М. Раухвергер. Музыкант-философ
Б. А. Сосновцев. Письма дорогого учителя
Р. С. Леденев. Штрихи к портрету А. Н. Александрова — композитора и педагога
А. Одинаев. Любимый устод
Б. Тобис. Об Анатолии Николаевиче Александрове
Ю. Якушев. Гармоничное восприятие мира
К. Кадинская. Гармония музыки и стиха
A. Гитман, И. Царевская, М. Алексеева. Последняя дружба
Ф. Д. Поленов. Ловец форели
B. Ильюшенко. Живые тени
В. Берестов. Гимн заре
Г. Загянская. Чудо долгой творческой жизни
В. Минаев. Дважды народный
Е. Поленова. Магистр музыки

В КОНЦЕРТНОМ ЗАЛЕ

А. В. [Н. Мясковский] Второй вечер современной музыки из произведений Анатолия Александрова (Большой театр. Камерный зал имени Бетховена)
А. Шеншин. (Сочинения А. Александрова)
Вс. Лютш. Авторский вечер Ан. Александрова (АКМ зал имени Бетховена 26.11.1927 г.)
В. Берков. Ан. Александров. Второй струнный квартет
В. Литвинов. Вечер Камерного хора
В. Кокушкин. Поэт фортепиано

ИЗ НОТОГРАФИЧЕСКИХ РЕЦЕНЗИЙ

Н. Мясковский. Анатолий Александров. Соч. 1. Пять прелюдий. Соч. 10. Четыре прелюдии для фортепиано в 2 руки. Изд. Гутхейля
[Н. Мясковский] Ан. Александров. Соч. 47. "Тринадцать". Сюита из музыки к фильму для большого оркестра и тенора соло (по желанию)
A. Шеншин. Анатолий Александров. Три стихотворения В. Александрова для голоса и фортепиано. Соч. 14. Гос. издательство, Муз. сектор. М., 1922
Анатолий Александров. Три стихотворения Е. Баратынского для голоса и фортепиано. Соч. 15. Гос. издательство, Муз. сектор. М.; Пг., 1922
Р. Леденев. Среди новых изданий

ИССЛЕДОВАНИЯ

B. Кокушкин. Композитор-пианист (о пианизме А. Н. Александрова)
Н. Жиляев. Анатолий Александров и его Третья фортепианная соната
В. Кокушкин. Верность с юности избранному пути
В. Блок. Соната для виолончели и фортепиано
И. Чалаева. Вокальные произведения Анатолия Александрова в поздний период творчества
П. Меркурьев. Маленькая хоровая симфония
О. Степанов. «Память сердца»
В. Блок. Фортепианные пьесы для детей и юношества

ПРИЛОЖЕНИЯ

Георгий Мушель. Послание Анатолию Николаевичу Александрову
Е. П. Карпенко. Прелюдия d-moll
Евг. Бачурин. Мячик
Пять стихотворений А. Н. Александрова
А. Н. Александров о своих произведениях и редакторской работе
- [Маленькая сюита, соч. 33]
- [Сюита-фантазия из оперы «Бэла»]
- [Русские народные мелодии; вторая тетрадь, соч. 76]
- Соната-сказка (Соната № 13)
- А. Глазунов. Романс без слов
- Т. Ярецкий — А. Н. Александрову

Состав первого сборника «А. Н. Александров. Воспоминания. Статьи. Письма».— М.; Сов. композитор, 1979
Указатель имен  

Категория: литература | Просмотров: 1188 | Добавил(а): palmira
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 7
1. (palmira)   (16 Марта 22 01:56) [Материал]
....
ИЗ ВОСПОМИНАНИЙ О Д. Д. ШОСТАКОВИЧЕ
....

Однажды я услышал из соседней комнаты, как рядом, в большом зале кто-то играл на рояле музыку (по фактуре оркестровую), которая мне очень понравилась свежестью, красотой и острой изобретательностью. Проходя через зал на террасу, я заметил за роялем небольшого роста, востроносенького мальчика с очень серьезным лицом. Играл он превосходно и темпераментно. Я заинтересовался, кто это. Мне сказали: «Это вундеркинд из Ленинграда, Митя Шостакович». Я уже слышал раньше это имя. В Москве кто-то говорил мне о нем в таком духе, что этот мальчик заткнет вас всех за пояс.
При первой возможности я подошел к нему познакомиться и спросил, что это он играл. Это были I и II части Первой симфонии, дипломной работы для окончания консерватории. Обо мне он уже немножко знал. Кажется, он аккомпанировал какой-то певице мои «Александрийские песни». Скоро мы с ним, что называется, «подружились». Он как раз и был одним из моих соседей по застекленной террасе. Иногда я заставал его за работой. Он писал фугу для струнных инструментов (кажется, восьмиголосную). Мы стали проводить много времени вместе. По его словам, ему нравилась моя Четвертая соната, которую я тогда часто играл. Мы много беседовали о музыке и были в то время близки по взглядам на искусство. Характера он был живого, общительного. Ухаживал за Зиной, дочерью Андрея Януарьевича Вышинского, жившего тогда с семьей в доме КУБУ, играл недурно в теннис.
....

2. (palmira)   (16 Марта 22 01:57) [Материал]
...
Митя в то время, вероятно, для заработка, импровизировал в немом кино. Есть у меня еще одно воспоминание, вырванное из связного течения времени. Володя Фере рассказал мне, что он услышал в кино, как Митя, импровизируя, неожиданно вставил туда экспозицию недавно написанной Володей фортепианной сонатины, только что перед тем сыгранной им Мите. Фере очень удивился гибкости Митиной памяти. [...]
В Москве я был на первом концерте, посвященном камерному творчеству двух самых молодых композиторов Москвы и Ленинграда — Шебалина и Шостаковича. У последнего не было тогда сколько-нибудь значительных камерных сочинений, и по общему мнению Шебалин производил более благоприятное впечатление. Сам Шостакович был согласен с такой оценкой, но я слышал, как мимоходом прибавил что-то вроде: «Да, но я могу гораздо лучше сочинять». Очевидно. он был огорчен, что в то время не мог показать, на что он способен. [...]
...

3. (palmira)   (16 Марта 22 01:58) [Материал]
...
Бывая в Москве, Митя всегда посещал концерты, где я играл свои сочинения, и заходил в артистическую, чтобы сказать о своем впечатлении. Например, после исполнения Шестой сонаты он сказал: «Мне все нравится, кроме финала». Думается мне, что это «кроме финала» было вызвано тем, что как раз в финале есть некоторое влияние его гротескной музыки, к тому же не очень убедительное.
В октябре 1933 г. я был в Ленинграде. Мы с Л. Т. Атовмяном жили в бывшей Михайловской гостинице (теперь «Европейская»). Многие молодые композиторы, в том числе и Митя Шостакович, забегали к нам в номер без предупреждения и стука в дверь (так было условлено) с делом и без дела.
Однажды днем я сидел один за столом, восстанавливая по памяти рукопись, отрывок из моей оперы «Сорок первый», незадолго перед тем потерянную библиотекой Московского радиовещания... Вдруг вбегает Митя. «Подхалтуриваешь?» — дружески-язвительно выпалил он, увидев меня за столом. «Да нет»,— ответил я и запнулся, так как не находил более точного, короткого слова, соответствующего моему занятию. Митя поправился: «Ну, подрабатываешь, подрабатываешь!» Но и это мне показалось неточно. «Нет, не то»,— опять заикнулся я... Тут Митя окончательно счел меня обиженным романтиком и стал уже саркастически повторять: «Понимаю, творишь, творишь, творишь!» При этом он мерил шагами комнату, и это слово «творишь» звучало в его устах совсем как в его «Катерине Измайловой» в устах Зиновия Борисовича: «Нет мужика! Нет мужика!» [...]
Таких случаев, показывающих любовь молодого Шостаковича к сарказму, было много. Стремление его поиронизировать так срослось у меня с его образом, что однажды я был крайне удивлен, услышав, как он по телефону разговаривал в моем присутствии с матерью — Софьей Васильевной Шостакович. Он был нежен и прост. [...]
Было время, когда Митя высказывался о моих сочинениях очень положительно, в частности говорил, что настоящая трагическая, а не тр-р-р-р-агическая музыка, это романс Александрова «Воспоминание». Об этой и других высоких оценках моих, сочинений Шостаковичем я рассказал Н. С. Жиляеву, и он неожиданно сказал: «А ты ни одному его слову не верь!» «Почему же?» — спросил я.— «А, так.... Я его изучил»... [...]
...

4. (palmira)   (16 Марта 22 02:02) [Материал]
...
Последний раз я видел его на концерте в ССК, где исполнялись его последние произведения: струнный квартет и романсы на слова сонетов Микеланджело. Должен сознаться, что сочинения эти мне тогда совсем не понравились. Квартет заключал в себе несколько частей, каждая из которых как бы воспроизводила один из привычных музыкальных жанров: ноктюрн, скерцо, серенада и тому подобное. Но каждый раз, только в начале части жанр узнавался даже слишком ясно по своим почти стандартным ритмико-мелодическим особенностям. Потом музыка расплывалась и становилась аморфной, невыразительной, скучной. Это производило на меня впечатление того «полуобморочного состояния», которое когда-то было отмечено молодым Шостаковичем у Стравинского. Правда, там это было несколько иначе...
Сам Дмитрий Дмитриевич, присутствовавший в зале, возбудил мое величайшее сочувствие. Он шел с трудом, но, проходя мимо меня, остановился, сел рядом и, как всегда, ласково сказал свое обычное: «Здравствуй, здравствуй, Толя, как твое здоровье?». К нему подошла жена, и они ушли в первый ряд. Он с трудом поднимался с кресла, очевидно, здоровье его было плохо. Овации, устроенные ему публикой, вызывали слезы на его глазах. Трагическое выражение измученного лица произвело на меня тогда тяжелое впечатление.
Вскоре после этого вечера я узнал об его смерти.

5. Сергей Вольных (sergfv)   (16 Марта 22 10:48) [Материал]
Спасибо!

6. alex sidmak (sidmak)   (16 Марта 22 14:04) [Материал]
Спасибо!

7. Владимир Морозов (fromantall)   (16 Марта 22 14:21) [Материал]
Спасибо! :)

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.