Русская фортепианная музыка конца XVIII - первой четверти XIX в
01 Иоганн Готфрид Прач (1750-1818). "Траурный марш по случаю похорон Кутузова" 02 Иоганн Готфрид Вильгельм Пальшау (1741-1815). Обработка русской песни "О, как я по тебе скучаю" 03 Иоганн Вильгельм Гесслер (1747-1822). Характеристическая пьеса 04 Иван Евстафьевич Хандошкин (1747-1804). Вариации на тему Русской песни "Я б пришел на бережок" 05 Дмитрий Николаевич Салтыков (1767–1826). Торжественный марш си бемоль мажор 06 Дмитрий Николаевич Салтыков (1767–1826). Сицилиана ре минор 07 Дмитрий Николаевич Салтыков. (1767–1826) Рондо фа минор 08 Парфений Николаевич Енгалычев (1769-1829). Русская песня с вариациями 09 Александр Александрович Алябьев (1787-1851). Мазурка ре мажор 10 Александр Александрович Алябьев (1787-1851).Прощание с соловьём 11 Павел Ивановмч Долгоруков (1787-1845). Полонез до минор 12 Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829). Вальс дя бемоль мажор 13 Александр Сергеевич Грибоедов (1795-1829). Вальс ми минор 14 Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862). Контраданс 15 Алексей Николаевич Верстовский (1799-1862). Француская кадриль 16 Николай Алексеевич Титов (1800-1875). Вальс Ипсиланти 17 Николай Алексеевич Титов (1800-1875). Мазурка соль мажор 18 Алексей Дмитриевич Жилин (1766-1848). Полонез соль мажор 19 Алексей Дмитриевич Жилин (1766-1848). Марш ми бемоль мажор
Александр Майкапар, клавир
https://disk.yandex.ru/d/9uXa4n9TExeHUA
Альбом открывают произведения немецких композиторов, состоявших в русской службе. И.Г.Прач - собиратель и интерпретатор русских музыкальных древностей, учитель музыки в Смольном институте, много сочинял для клавира, пользовался большим уважением при императорском дворе, получал заказы на музыкальное сопровождение различных церемоний. И.Г.Пальшау - педагог, фольклорист, сочинял клавирные концерты. О И.В.Гесслере поэт И.И.Дмитриев писал: «О Гесслер! Где ты взял волшебное искусство?". Друг Й.Гайдна, он был самым востребованным капельмейстеров начала XIX в. На его счету концерты, клавирные пьесы, симфония, хоры. Много концертировал, занимался издательской деятельностью. Русский Тартини, Паганини - И.Е.Хандошкин был не только автором огромного числа скрипичных сочинений, но и успешным педагогом. Некоторые его скрипичные пьесы были переложены для клавира, увлекался также популярным инструментом того времени - гитарой. Д.Н.Салтыков от рождения был слеп, но обладал незаурядным музыкальным слухом, много сочинял для клавира, состоял почетным членом петербургского Филармонического общества. П.Ф.Енгалычев - писатель, переводчик, философ не лишенный вольнодумства, врач народной медицины. Между делом сочинял клавирные пьесы. В альбом включены также сочинения "эпохальных" композиторов А.А.Алябьева и А.С.Грибоедова, они частенько исполнялись на петербургских музыкальных вечерах. Князь П.И.Долгоруков - знакомый А.С.Пушкина, чиновник. От роду был глуховат, что не было для него причиной не сочинять фортепианные пьесы. С А.Н.Верстовским связано становление национального музыкального театра, для которого композитором написано огромное количество произведений, в основном водевилей, а опера "Аскольдова могила" по мнению А.Серова "пересиливает Глинку". Он автор популярных романсов, а также легких фортепианных пьес. Крестник императора Александра I - Н.А.Титов прославился многочисленными романсами. В его композиторском портфолио также большое число фортепианных пьес, в основном танцевального характера. В своих замечательных альбомах А.Е.Майкапарз знакомит нас с творчеством еще одного слепого композитора А.Д.Жилина. Он заведовал музыкалmной частью Петербургского института слепых. Автор фортепианных миниатюр вальсов, мазурок, контрадансов, маршей.
Александр Евгеньевич Майкапар (1946-2021), пианист, клавесинист, педагог, искусствовед - популяризатор сокровищ европейских музеев.
И.Ф.Тишбейн. Семейный портрет Салтыковых. 1782. На полотне изображены Николай Иванович Салтыков с женой Натальей Владимировной и сыновьями Александром, Сергеем и Дмитрием за клавесином. Художник поместил на пюпитре ноты, как условный стофаж, подчеркивающий профессионализм музыканта, однако Дмитрию они не нужны, он их не видит.
|