Непосредственная причина ухода самого Б.А. Покровского описана ниже (Источник). Но книга не только об этом.
Выдающемуся режиссеру Борису Александровичу Покровскому суждено было испытать горечь и разочарование от увольнения из Большого театра после многолетнего служения (сорок лет!). Полсотни спектаклей поставил он в Большом театре, трижды был его главным режиссером (1952, 1955-1963, 1970-1982), пережил полтора десятка директоров, стал народным артистом СССР, получил четыре Сталинских премии и одну Ленинскую.
Но не это главное – второго такого оперного режиссера нет и не было ни в СССР, ни в России. В 1982 году со всеми его регалиями Покровского отправили на пенсию: попросили уволиться по собственному желанию. Заявление он написал не в своем кабинете, а на приеме у министра культуры СССР Петра Демичева. Уходя, Борис Александрович честно обозначил причину увольнения – потому что не желает работать в театре, «который игнорирует русский язык».
Все объяснялось довольно просто – ведущие солисты театра, активно гастролировавшие по миру с 1970-х годов (это вам не при Сталине!), стали тяготиться режиссерством Покровского, уверенного, что традиция исполнения всего репертуара на русском языке незыблема в Большом. Борис Покровский назвал их «непослушниками», которые став знаменитыми, начали обвинять его в кровожадности и криках на репетициях.
Первые солисты театра, выдающиеся певцы – Владимир Атлантов, Евгений Нестеренко, Елена Образцова, Тамара Милашкина и другие были желанными гостями за рубежом, где выступали в операх итальянских композиторов на языке оригинала. А в своем театре они были вынуждены петь то, что ставил Покровский.
Обиду режиссеру нанесли большую, спасли его от депрессии любимый кот Степка и Плутарх, читать которого посоветовала жена Ирина Масленникова. Пройдет немного времени – и без Покровского вновь не смогут обойтись в Большом, в 1988 году его позовут ставить очередную оперу. Что же до причины увольнения, то пролетят еще годы, и доживший почти до ста лет Покровский, не утеряв чувства юмора, заметит: «Сейчас этот конфликт кажется смешным, потому что мой Камерный театр ездит по всему миру и поет спектакли на языке оригинала. Так что я в дураках. Но каждый может делать ошибки». Но не каждый может признать свои ошибки, добавим мы, как это сделал Борис Покровский!
Я скачал. Попробовал читать. Наверное, все это интересно. Но какая-то каша из текстов. Надо прыгать от одной страницы на другую. Искать, как сшить концы с концами. Читать неудобно.
Увы! Читать невозможно, какой-то винегрет из страниц. Пришлось удалить.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".