Cостояние LP-носителя: Ex Устройство воспроизведения: Kenwood KP-1100 Головка звукоснимателя: Ortofon 2M Red Предварительный усилитель/АЦП: Pro-Ject Phono Box II USB Обработка: CEP 2.0 (Click/Pop Eliminator, Fade in/Fade Out)
В 1733 году гамбургский музикдиректор Георг Филипп Телеман, которому тогда было пятьдесят два года, опубликовал произведение из трех частей под названием "Застольная музыка”, более позднее издание которого насчитывает 235 больших страниц партитуры.
Список подписчиков содержит множество известных имен из разных стран, в том числе "Мистер Гендель, доктор музыки, Лондон”. В некоторых случаях одновременно заказывалось несколько экземпляров, поэтому можно предположить, что это произведение вошло в репертуар многих придворных, городских оркестров и музыкальных коллегий.Однозначное и любопытное название произведения не указывает на какую-либо склонность к мистификации. Фактически Телеман написал этот сборник пьес для исполнения во время официальных и частных обедов, на которых хозяева могли бы предложить своим гостям не только пищу для тела, но и "отдых для духа”. Картины XVII- XVIII веков иногда демонстрируют подобные банкеты в богато украшенном зале Ратуши или величественном доме патрициев с небольшой группой музыкантов, играющих во время еды. Согласно современным свидетельствам, то, что они исполняли, не было ни небольшими модными пьесами, ни сложными произведениями. Застольная музыка представляла собой легкие развлекательные произведения в первоначальном и истинном смысле этого слова, которое позже стало уничижительным.
За редким исключением у старых мастеров не было возможности публиковать свои произведения, так как ограниченное число потенциальных покупателей не позволяло издателям печатать их в больших количествах. Высокая цена каждого экземпляра создавала дополнительные трудности. Музыкальные коллегии, хоры, оркестры, солисты и исполнители камерной музыки обычно использовали рукописные копии, которые передавались по кругу для обмена. Если композитору посчастливилось напечатать свои рукописи, он, естественно, хотел порадовать исполнителей и аудиторию своей музыкой. Но в то же время с полупедагогической точки зрения композитор должен был решать конкретные художественные вопросы в интересах как экспертов, так и так называемых "дилетантов”. Кантор собора Святого Фомы в Лейпциге Иоганн Себастьян Бах сделал это, например, в случаях с "Вариациями Гольдберга”, "Итальянским концертом” и "Каноническими вариациями” рождественской песни "Vom Himmel hoch”. То же самое можно было сказать и о "Застольной музыке”, которую его современник Георг Филипп Телеман напечатал в 1733 году. Не прибегая к дидактической манере, гамбургский директор церковной музыки демонстрирует здесь на практике два принципа, которые действуют до сих пор: разнообразное использование различных инструментов и свободное разнообразие музыкальных форм.
Начиная со студенческих лет Телеман более или менее интенсивно занимался изучением наиболее широко используемых инструментов, чтобы иметь возможность учитывать их специфические тембры и технические характеристики в своих композициях. В "Хронике жизни”, которая датируется временем, когда ему было 37 лет, встречается следующий отрывок:
"Я ознакомился с разнообразной природой различных инструментов. Это задача, к которой необходимо подходить с величайшим усердием. Вплоть до сегодняшнего дня я все еще нахожу насколько необходимо и важно использовать различные особенности инструментов и утверждаю, что никто, будучи неосведомленным в этом вопросе, не может быстро достичь успеха в музыкальным сочинительстве”.
Когда Телеман приобрел известность, он рассказывал молодым коллегам, которые хотели подражать его примеру, что в юности он практиковался в игре на клавесине, блокфлейте и скрипке, также считая необходимым "познакомиться” с гобоем, флейтой, шалмейем, виолой да гамба, контрабасом и тромбоном. Он сочинил девиз: Позвольте звуку инструмента взвиться ввысь И музыкант весьма доволен, и вы неплохо развлеклись
Таким образом, "Застольная музыка” содержит множество различных комбинаций струнных и духовых инструментов. Внешние части, Увертюра-сюита и Заключение исполнены одинаково, в то время как в инструментовке промежуточных пьес есть различия. Таким образом, для Телемана не существовало незыблемых правил в отношении инструментов. Напротив, "Застольная музыка” содержит множество необычных комбинаций инструментов, которые либо сочетаются друг с другом, либо контрастируют. Например, во втором цикле во вступительной сюите мы слышим диалог между гобоем и трубой, блокфлейты и двух поперечных флейт в последующем Квартете и концертино с тремя сольными скрипками в третьем цикле.
Телеман также был оригинален в своем выборе и расположении музыкальных форм. Каждый из трех Циклов начинается с французской увертюры в трех частях с живым фугато, заключенным между двумя торжественными медленными частями. Эти Введения, однако, сильно различаются по темам, гармоническому содержанию и написанию частей, создавая индивидуальную атмосферу произведения, её "Аффект”, если использовать терминологию той эпохи. В соответствии с древней традицией за Увертюрой Телемана шла свободная последовательностью мелодичных характерных пьес. Однако он не ограничивался схемой, подобной той, которая легла в основу бесчисленных сюит его менее известных современников. В отсутствии полного ансамбля, небольшие группы музыкантов могли выбирать подходящие для исполнения пьесы, поскольку не существует установленного порядка, которого необходимо придерживаться — факт, на который указывает хаотическая последовательность тональностей (пьеса ми-бемоль мажор между двумя другими в ля мажоре и си миноре).
Квартет, который следует за увертюрой первого цикла, требует трех мелодических инструментов разных типов: флейты, гобоя и скрипки, которые играют вместе на равных. Их контрастные тембры позволяют контурно выделяться контрапунктическим голосам. В последующем концерте гобой опущен. Его форма и стиль соответствуют определению термина "концерт”, данному в то время в самом раннем немецком музыкальном словаре (1732): "Пьесы составленные таким образом, что каждая часть выделяется в определенное время, конкурируя наравне с другими”.
Трио-соната для двух скрипок с континуо подсказана отрывком из автобиографии Телемана, которую он написал через несколько лет после "Застольной музыки”:
"Особенное внимание я уделял сочинению Трио ... позаботившись о том, чтобы вторая часть казалась такой же значимой, как и первая, с басом такой естественной мелодичности и таким упорядочением гармонии, чтобы каждая нота могла быть на своём месте и не иначе. Некоторые сделали мне комплимент, сказав, что тем самым я проявил свои наилучшие способности”.
Затем последовательность самостоятельных "Интермеццо” заканчивается Дуо-сонатой для поперечной флейты и континуо, в которой выразительная лирическая мелодия чередуется с характерным тематическим мастерством. Во втором Цикле Телеман опустил обычные танцы, вместо этого написав стилизованные пьесы, которым дал нейтральное описание "Ария”. В третьем Цикле он перенял французский стиль как в "Дивертисменте”, дав характерным пьесам такие названия, как: Bergerie (Сцена пастухов), Allegresse (Веселье), Flaterie (Лесть) и Badinage (Легкомыслие). Последовательность Квартетов, Концертов, Трио и Соло, которые образуют вторую-пятую части каждого произведения, совершенно не зависит от какой-либо установленной системы.
"Застольная музыка” Телемана действительно является доказательством живого воображения композитора, выдающегося таланта, поразительной производительности и неутомимого трудолюбия. Этот шедевр не допускает безвкусного исполнения, несмотря на своё повседневное, внешне прозаическое предназначение. В то же время это образец естественного искусства, соответствующего девизу, который Телеман выразил в наивных стихах в своей "Хронике жизни” 1718 года:
Сквозь чащу умных звуков пробираясь, Плененный магией Эвтерпы, Учёный слушатель, смущаясь, Стал музыканта первой жертвой
Но если музыка простое сердце тронет, Не ожидая похвалы с Парнаса В восторгах ангельских утонет, Блистая гранями алмаза
Спасибо, скачал. 5 и более лет назад эти записи были очень дефицитными, искомыми, сперва японцы их издали на 6-х дисках, как на пластинках. А потом уплотнили до 4-х. Но винил всегда хорошо!
Сергей, я выслеживал это издание на дискогзе ровно год, в продаже было только переиздание. Стоял вопрос о целесообразности оцифровки. За неимением CD решил повалять дурака и оцифровать.
Happy birthday! Live long (even longer than Telemann) and prosper!
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".