Александрова В., Бронфин Е. Ян Сибелиус (1963) Ступель А. Сибелиус (1989) Тавастшерна Э. Сибелиус. Ч. 1 (1981)
Нормет Лео. Симфонии Сибелиуса (в 2-х томах)
1-й том:
I. Становление симфониста
Ранние годы
Привязанность к природе, склонность к фантастике. - Влечение к импровизации на скрипке. Период учебы
Учеба у Вегелиуса. - Увлечение Григом. - Первые произведения. - Дружба с Бузони. - Берлинский период. - Венский период: первые знакомства с творчеством Брукнера; интерес к «Калевале» и народному творчеству. Нахождение своего пути
Национальное движение финской интеллигенции. - Симфония «Куллерво»: нахождение своего языка, предвещение новых, современных течений. - Роль Каянуса. - Влечение к программному симфонизму, в отличие от Рихарда Штрауса - к «музыкальной поэзии» при эпически-легендарной тематике.
II. Симфонии
=== 1. Первая симфония, опус 39 Отражение национально-романтических стремлений в непрограммной музыке симфонии. - Взаимопроникновения «старого и нового» в условиях наличия острого интонационного конфликта. Первая часть - Andante, ma non troppo. Allegro energico Полифоничность экспозиции, ее индивидуальные и национальные черты. - Ладогармоническое мышление, коренящееся в переменном ладе. - Характерные черты тематического развития. - Усиление удельного веса разработки, по сравнению с типичными романтическими симфониями. - Новые тематические черты в репризе как результат осуществления драматургического замысла. Вторая часть - Andante, ma non troppo lento Переклички с Чайковским и Бородиным. - Осмысленность выбора тональностей. - Характер структуры. - Медленная часть как симфоническая драма, утверждающая общность лирического и героического. Третья часть - Скерцо. Allegro Вторжение интонационного конфликта в скерцо. - Зарождающиеся приемы гармонического наложения и политональных сочетаний. Четвертая часть - Финал (Quasi una Fantasia). Andante. Allegro molto Взаимосвязь импровизационности с детальной организованностью мышления. - Красочные гармонические сопоставления. - Действенность при кадансировании. - Характерные свойства финального гимнического распева. Первая симфония как единственный представитель позднего романтизма (в чистом виде) у Сибелиуса Связи с Брукнером, параллели с Брамсом и Малером. - Близость к Чайковскому и Бородину. - Временное преобладание общего интонационного родства над приемами тематической метаморфозы (трансформации). - Черты монолога («Исповедь»!) в характере симфонии и ее общественное значение.
=== 2. Вторая симфония, опус 43 Произведения на патриотическую тему как отражение общественно-политической напряженности. - Начало зрелости композитора. - Психологизм и национальная героика. - Два основных мотива как ядро тематизма. Первая часть - Allegretto Зарождение контрастно-составной образности. - Сущность контрастно-составной формы (по В. Протопопову) - Развитие в направлении все большей активности: побочная тема как воплощение активного начала. - Две динамические волны разработки. Вторая часть - Tempo andante, mа rubato Кульминационный характер части. - Своеобразие формы. - Сущность принципа сонатности. Принцип сонатности в действии. - (Необходимость понятия «мозаичность» в противовес понятию «фрагментарность»), - Драматичность ярких контрастов. - Создание ощущения пространственности. Третья часть - Vivacissimo Скерцозность характера части. - Понятие рондо. - Постепенное зарождение образа уже следующей части. - Характер включения контрастного раздела Lento в процессе непрерывного развития. - Третья часть как прелюдия к четвертой. Четвертая часть - Finale. Allegro moderato Построение финала в соответствии с сонатной формой романтической эпохи. - Стадии интенсификации звучания при построении огромных crescendo. - Метод построения развернутых мелодических эпизодов как совокупности более мелких составных частей. Путь достижения большего единства сквозного развития и большей концентрации. - Введение приемов трансформации
=== 3. Третья симфония, опус 52 Приближение к камерности, объективные и субъективные причины творческого переворота. - Процесс формирования структурального мышления. - «Югендстиль» и музыка. Первая часть - Allegro moderato Принцип рассредоточенности симфонического развития (по В. Цуккерману). - Совмещение образа и фона. - Новое в трактовке органного пункта: его темброво-динамическое и ритмическое многообразие. - Организация интонационно обновляющегося тематизма в партии. - Роль малого септаккорда в ладогармоническом мышлении Сибелиуса. - Драматургическое значение поворотной точки. - Характер тритоновости в разработке. - Обобщающее значение коды. Вторая часть - Andantino con moto, quasi allegretto Расположение ведущих тональностей на расстоянии большой терции. - Принцип вариационности. - Характер ведущего образа-мелодии. - «Борьба за тему» как драматургический принцип. Третья часть - Allegro (mа non tanto) Двойная форма как продолжение драматургического принципа, проявляющегося в связанности третьей и четвертой частей во Второй симфонии. - Различные виды остинатности в тематических построениях. - Связь тонального плана с ладогармоническими основами. - Направленность тембрового развития (принцип сбережения). Остинатность как важнейший стимулирующий фактор развития Гипнотизирующий характер остинатной ритмики: мост от древности и (сознательной) примитивности к современности. - Авторские пожелания Сибелиуса относительно характера исполнения, высказанные И. Безродному.
=== 4. Четвертая симфония, опус 63 Первоначальный неуспех симфонии. - Личные обстоятельства и общественные веяния - предполагаемые причины ее камерно-экспрессивного характера. - Сущность экспрессионистских тенденций. - Параллели с некоторыми явлениями в творчестве позднего Скрябина, Стравинского и Шёнберга, возрастающее внимание к линеарному голосоведению. - Импрессионистские и экспрессионистские тенденции в симфонических поэмах Сибелиуса данного периода. - Обновление формы «изнутри». Первая часть - Tempo molto moderato, quasi adagio Вторжение тритоновости в самом начале. - Медленность темпа при сонатносги первой части. - Характер интонационного конфликта. - Гетерофонные явления в голосоведении. - Тритоновость как конкретная, но «безликая» сила. - Своеобразие структуры: двухраздельность экспозиции как дальнейшее развитие структурно-драматургического принципа финала Третьей симфонии. - Необычная логика тонального плана. - Полемика с другими исследованиями по поводу анализов структуры. Вторая часть - Allegro molto vivace Постоянное сплетение элементов интонационного конфликта в условиях развитой двойной двухчастной формы. - Приемы для создания беспрерывного развития (смещение «психологических» и структурных акцентов и т.д.). - Явления комплементарной гармонии. Третья часть - Il tempo largo Постепенное развитие одного ведущего образа как основа для одночастного структурного построения. - Предвещение «тотальной вариационности» (метода активного варьирования). - Противоположная драматургическая роль кульминационной третьей части, утверждающей «сквозное действие», по сравнению со второй. Четвертая часть - Allegro Очертания рондосонаты в условиях непрерывного динамического развития. - Мотивы - сгустки», концентрирующие в себе и переинтонирующие предыдущий тематический материал. - Параллели с Бартоком на почве ладового мышления и характера тематизма, а также совмещения речитативности с распевностью. - Принцип сбережения по отношению к тональным сопоставлениям. - Политональные наложения. - Проведение динамического «девятого вала» - Requiem aetemam dona eis... Значение узловых моментов (поворотных точек) как качественных сдвигов в условиях сквозного развития. - Тритоновое обострение неустойчивости как путь к двенадцатитоновой тональной системе
=== 5. Пятая симфония, опус 82 Сибелиус: «Общераспространенное понятие симфонии необходимо расширить...». - Recherche и искренность. - Три варианта Пятой симфонии: «Единоборство с Богом!» - Разногласия среди исследователей: трех- или четырехчастный цикл? - Работа над вариантами (по данным Э. Тавастшерны). - Образный характер симфонии. Классические тенденции у Сибелиуса Двухквартовый мотив как «общая монета» (Параллели с Р. Воан-Уильямсом, Ф. Дилиусом, К. Нильсеном). - Понятие «неоклассицизм» в узком и широком смысле. - Слияние неоклассицистических и национальных тенденций. - Влияние неоклассицисгического мышления на характер содержания. Первая часть - Tempo molto moderato. Largamente. Allegro moderato Сопоставление сфер, основанных на одном, конструктивном интервале (параллели с Бартоком). - Разработочный характер второго круга экспозиции, по сравнению с первым. - Расположение тематизма в третьем разделе (третьем круге) в обратном порядке для подытоживания первого большого отделения части. - Второе отделение части как разработка скерцозного характера. - Процесс концентрации тематизма и структуры. - Многообразие средств для воплощения «контрсквозного действия». - Мощное утверждение тоники в коде двуединой части. Вторая часть - Andante mosso, quasi allegretto Тембр и ритм как сквозные начала вариационного цикла. - Зарождение «темы перезвона» - основного образа финала. - «Режиссерское» направление внимания слушателя на основное при контрастно-составной образности. - Менуэт на тронувшейся лавине. Третья часть - Allegro molto Главная партия как прелюдия к побочной, к «теме перезвона». Ее характер «постимпрессионистской первичной краски», сочетание «примитивной неотесанности» с изысканностью. - Тональная смена в рамках побочной партии - контрастно-составного образа. - Две кульминации: лирическая и драматическая. Пятая симфония - двухтомный роман Реприза, теряющая свое традиционное назначение и становящаяся переходной стадией. - Кода как результативный раздел.
=== 6. Шестая симфония, опус 104 Характер фовистической «первобытности». - Претворение эстетических взглядов Бузони. - Новый характер тонального плана «дорийской» симфонии. (Параллель с «Сократом» Сати в смысле устойчивости колорита.) - «Скульптурность» музыки - стремление к одновременному и многостороннему охвату жизненных явлений. Первая часть - Allegro molto moderato Начало «сотворения мира». - Первые три мотивные ячейки как основа тематизма симфонии. - Процесс зарождения в обеих партиях. - Гармонические сопоставления в разработке не обращаются в противодействие. - Результаты драматургического развития в тематизме репризы. Вторая часть - Allegretto moderato Полемика с исследователями, не рассматривающими часть как цикл симфонических вариаций. - «Вереница» аккордов (воплощение темброво-гармонического начала) в функции темы. - Сибелиус пользовался модальностью не сознательно? - Применение принципа построения первой части Пятой симфонии: экспозиционность уступает место разработочности в течение трех (вариационных) кругов. Четвертый раздел (кода) как новое качество. - Приемы сужения и расширения тематизма в полифонической ткани. Третья часть - Росо vivace Завершение процесса кристаллизации основных действующих сил. - Установление ритмического рисунка как результат предыдущего развития. - Форма части как взаимодействие различных структурных принципов при руководящей роли сонатности. - Раздел, сочетающий черты трио и разработки. Его полифункциональность, обобщающая все компоненты тонального плана симфонии. - Острый ритм как объединяющий фактор. (Параллели с Прокофьевым, Бартоком, Стравинским.) Четвертая часть - Allegro molto Антифонность изложения первого раздела. - «Барформовость» в среднем разделе. - Симфония- летопись становится драмой. - Начало заключительного раздела в локрийском ладе. - Кода - озарение. Микроструктура, отражающая макроструктуру. Единство тематизма и драматургии
=== 7. Седьмая симфония, опус 105 Сложная и «сгущенная» одночастность. - Разногласия исследователей. - Симфония одного ведущего образа при трехраздельной форме. Экспозиционный раздел - Adagio Две ведущие ячейки в первой, «интонационной» экспозиции, формирующей тематизм. - Начало второй, тематической, экспозиции с тромбонной темой. Вариационно-разработочный раздел Тритоновые и нетритоновые полосы неустойчивости. (Характеристика тритона по Хиндемиту.) - О применении вариационности в сонатном построении (по Протопопову). - условная завершенность структурных единиц. - Различные качества неустойчивости. - Слияние тезиса и антитезиса в единый образ. - Борьба большой и малой терций в «элленистическом рондо». Репризный раздел - Adagio. Largamente Большая устойчивость главного образа в экспозиции, меньшая - в репризе. - Цельность личности. Форма как «идеальный гештальт» Образ-процесс. - Тенденция к монотематизму. - Заключительное слово - новое слово.
III. Музыкальный язык симфоний
Ладогармонические основы Колорит как цель. - Индивидуализация ладогармонического письма. - Сила таинственного. - Модальность в европейской музыке и у Сибелиуса. - Отличие Сибелиуса от импрессионистов. - Тритоновость в функции доминантовости. - Различие характера альтерации у Сибелиуса и Вагнера. -- Формообразующие функции ладогармонических элементов Несостоятельность понятия «абсолютной» гармонии. - Zustand und Werden - состояние и становление. - Характеристическая роль гармонических элементов. - Целостность, сотканная из частиц: гармоническое мышление крупными масштабами. - Остинатность. - Связь гармонии с тональным планом. - Диатонический лад без вводнотоновых тяготений. - Новые связи гармонии с другими средствами выражения, ее нетрадиционные соотношения со структурным строением целого. Тембровые основы Применение принципа сбережения. - Эластичность использования оркестровых групп и регистров инструментов. - Тембро-гармония. - Национальная символика в тембровом мышлении. - Тембровый колорит в ведущей роли. - Полидинамические эффекты. - Формообразующее значение тембров -- Характер использования отдельных инструментов и групп Медная группа как отразитель развития эстетических принципов композитора. - Свое звучание оркестра. Полифонические основы Борьба за высвобождение из оков гомофонии (параллель с Регером). - «Разработочный» стиль. - Область гетерофонии и ладовой полиритмии. - Мышление контрастными плоскостями: полифония звуковых комплексов. Ритмические основы Превращение ритма из количественного начала в качественное. - Роль фольклорной ритмики. - Предпочтение Сибелиусом трехдольной ритмики. - Связь ритмики с «конструктивными» и «деструктивными» силами. - Парализование метра ритмом (параллель со Стравинским). - Кинетические силы ритмики (параллели с Хиндемитом и Бартоком). - Формообразующие функции ритмики в связи с другими средствами выражения. Ее драматургическая и драматическая роль. Мелодико-тематические основы Двоякое развитие усложненного хроматизма и речевой мелодики. - Интонационный строй финской речи у Сибелиуса. - Взаимодействие национального и интернационального, национального и индивидуального начал (параллели с Бартоком). - Взаимодействие старого и нового. - Свободное интонационное обновление в мелодико-тематическом развитии. - Два основных типа тематизма у Сибелиуса. - Проявление вокального и инструментального начал. - Связь инструментальных начал с характером самих инструментов. - Орнаментальность. - Паузы экспрессивного и импрессивного характера. - Вариационное и секвентное начала. - Сущность секвентносги у Сибелиуса. - Разница модулирующих и транспонирующих секвенций. - Секвенция как совокупность остинатности и энергии движения. - Проблемы секвентности в трудах Асафьева. - Сущность теории интонации. - Взаимоотношения темы и образа (по Б. Ярустовскому). - Необходимость категории (понятия) укрупненной интонации, относящейся к остинатным построениям. - Применение ее в условиях контрастно-составной образности, выражающей современную тенденцию к симультанности. - (Динамизм и остинатность в условиях додекафонного метода). - Остинатность и тематические построения с протянутыми начальными звуками. - Остинатность как главный рычаг, приводивший в движение музыку Сибелиуса. - Метод активного варьирования (по Мазелю). Фольклорные истоки этого метода у Сибелиуса. Структурные основы Несостоятельность понятия «конструктивизм». - Основные моменты драматургического развития. - Принцип одновременности в современном искусстве. - Центростремительные и центробежные тенденции. - «Барформовость» как частная разновидность метода симфонического развития в синтезе с сонатностью. - Характер кульминаций. - Противодействующие тенденции в объективном и субъективном началах, отдельно взятых. - Неоклассицизм как принцип. - Мышление универсальными категориями. Кода Сущность новаторства у Сибелиуса. - Три фактора, учтенные в анализах. - Диалектические категории, вырастающие из неоклассицистического и «неоромантического» начал. Заключение.
Основные использованные источники Яан Росс. Лео Нормет - композитор и музыковед. Именной указатель
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".