П. И. Чайковский. Симфония «МАНФРЕД». Донецкий академический симфонический оркестр имени С. С. Прокофьева. Дирижёр Роман Моисеев. Запись 2021
P. I. Tchaikovsky. Manfred Symphony. Roman Moiseyev & Donetsk Academic Symphony Orchestra
«Где любят нас - лишь там очаг родимый».
Наследие Петра Ильича Чайковского поистине необъятно. Одно из наиболее значительных творений композитора Симфония «Манфред» написана на сюжет драматической поэмы выдающегося английского поэта Джоржа Байрона (1788-1824). Симфонию заслуженно называют оперой без слов. Идея написания «Манфреда» принадлежит Милию Алексеевичу Балакиреву (1836-1910).
В письме от 28 октября 1882 года М. А. Балакирев прислал П. И. Чайковскому подробную программу, в комментариях к которой отметил: «Сюжет этот, кроме того, что он глубок, еще и современен, так как болезнь настоящего человечества в том и заключается, что идеалы свои оно не смогло уберечь».
Постепенно П. И. Чайковский склонился к мысли о написании симфонии, внеся в программу лишь некоторые изменения. Из письма П. И. Чайковского М. А. Балакиреву от 13 сентября 1885 года: «Желание ваше я исполнил. «Манфред» кончен... Над «Манфредом» я просидел, можно сказать, не вставая с места, почти четыре месяца (с конца мая по сегодняшний день). Было очень трудно, - но и очень приятно работать... Верьте мне, что никогда в жизни я так не старался и так не утомлялся от работы… Посвящён «Манфред», разумеется, Вам».
Первое исполнение «Манфреда» состоялось в Москве 11 марта 1886 года во Втором симфоническом собрании ИРМО под управлением немецкого дирижёра Макса Эрдмансдёрфера.
«Манфред» - великолепная по красоте музыка, требующая «громадного оркестра» и в тоже время поучительное повествование. По словам П. И. Чайковского: «Манфред» - не просто человек. В нем, как мне кажется, Байрон с удивительной силой и глубиной олицетворил всю трагичность борьбы нашего ничтожества с стремлением к познанию роковых вопросов бытия...». Рассказывая драматическую историю Манфреда, композитор предостерегает об опасности, которую таит в себе бездушие и бездуховность, наводит на размышления о Любви, как всеобъемлющем понятии смысла жизни.
Валентина Кудряшова
_______
1 часть - «Манфред блуждает в Альпийских горах. Томимый роковыми вопросами бытия, терзаемый жгучей тоской безнадежности и памятью о преступном прошлом, он испытывает жестокие душевные муки. Глубоко проник Манфред в тайны магии и властительно сообщается с могущественными адскими силами; но ни они и ничто на свете не может дать ему забвения, которого одного только он ищет и просит. Воспоминание о погибшей Астарте, некогда им страстно любимой, грызет и гложет его сердце, и нет ни границ, ни конца беспредельному отчаянию Манфреда...»
2 часть - «Альпийская фея является Манфреду в радуге из брызг водопада».
3 часть - «Пастораль. Картина простой, бедной, привольной жизни горных жителей».
4 часть - «Подземные чертоги Аримана. Появление Манфреда среди вакханалии. Вызов и появление тени Астарты. Он прощен. Смерть Манфреда».
|