Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
аудио
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Й. Гайдн, симфонии №94, 100, 101, 104 в аранжировке И. Саломона, К. Хогвуд (mp3 160 кбит/с) [аудио]
А. Сальери - Симфонии, увертюры и вариации - London Mozart Players [аудио]
Бела Барток, концерт для оркестра, музыка для струнных, ударных и челесты, Леонард Бернстайн (ape) [аудио]
Календарь новостей
«  Август 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 15 Ноября 24, 04:18
Главная страница » 2021 » Август » 12 » Типпетт - "Свадьба в летний день" (C. Davis, 1970) и "Ритуальные танцы" (R. Hickox, 2005)
Типпетт - "Свадьба в летний день" (C. Davis, 1970) и "Ритуальные танцы" (R. Hickox, 2005)

Теги: Tippett



Майкл Кемп Типпетт (Michael Kemp Tippett, 1905-1998)


"Свадьба в летний день" ("The Midsummer Marriage"). Опера в трёх актах, 1952 г. Либретто композитора.

Mark, a young man of unknown parentage - Alberto Remedios (тенор)
Jenifer, his betrothed, a young girl - Joan Carlyle (сопрано)
King Fisher, Jenifer's father, a businessman - Raimund Herincx (баритон)
Bella, King Fisher's secretary - Elizabeth Harwood (сопрано)
Jack, Bella's boyfriend, a mechanic - Stuart Burrows (тенор)
Sosostris, a clairvoyante - Helen Watts (контральто)
The She-Ancient, priestess of the temple - Elizabeth Bainbridge (меццо-сопрано)
The He-Ancient, priest of the temple - Stafford Dean (бас)
Half-Tipsy Man - David Whelan (баритон)
Dancing Man - Andrew Daniels (тенор)

Chorus and Orchestra of the Royal Opera House, дирижёр - Colin Davis.
Хормейстер - Douglas Robinson.
Студийная запись 1970 г.

Акт I
1. This way! This way!
2. Who are you?
3. Is it so strange if I resent

Акт II
4. In the summer season on the longest day of all
5. Ah! They'll kill him! They'll kill him!

Акт III
6. O-hay! O-hay!
7. Now, Bella, call the Ancients
8. Jack. Take off the robes

mp3 (186 кбит/с, оцифровка пластинок) + буклет с либретто (pdf)
Общее время звучания: 2 ч. 35 мин.


Ритуальные танцы (Ritual Dances) из оперы "Свадьба в летний день". Авторская сюита, 1953 г.

BBC National Orchestra of Wales, дирижёр - Richard Hickox.
Запись 2005 г.

1. Prelude. Lento - Andante.
2. Transformation. L'istesso tempo.
3. Preparation for the first dance. Allegretto con moto vigoroso.
4. First dance. The earth in autumn. The hound chases the hare. Allegro molto.
5. Transformation. [L'istesso tempo] - Andante.
6. Preparation for the second dance. Allegretto con moto vigoroso.
7. Second dance. The waters in winter. The otter chases the fish. Adagio tranquillo - Meno tranquillo - Tempo I: Tranquillo - Meno tranquillo - Con un poco moto.
8. Transformation. Allegro molto (tempo della prima danza quasi doppio movimento) - Andante.
9. Preparation for the third dance. Allegro flebile - Vigoroso.
10. Third dance. The air in spring. The hawk chases the bird. Allegro grazioso vivace (Tempo I) - L'istesso tempo - Allegro assai - Tempo I - Allegro assai.
11. Preparation for the fourth dance. Doppio meno mosso.
12. Fourth dance. Fire in summer. The voluntary human sacrifice. Piu mosso: Allegro moderato - Presto - Doppio meno mosso - Lento - Calando.

mp3 (192 кбит/с)
Время звучания: 24 мин.


https://cloud.mail.ru/public/f7JE/fnJH7cbmy

Архив ZIP, 241 Мб.





Из книги Людмилы Ковнацкой "Английская музыка XX века" (1986):


Жанр оперы композитор определил как комедию, поскольку тема, по словам Типпета, традиционна для комедий - "неожиданные препятствия на пути к женитьбе". Более точными представляются такие смешанные жанровые определения, как лирическая фантазия, волшебная комедия, феерия, - они приближают нас к пониманию неоднозначной природы сочинения (автором либретто и текста снова явился сам композитор).

Основным препятствием женитьбы Дженифер и Марка, главных героев оперы, становится не столько сопротивление отца Дженифер, крупного бизнесмена Кинга Фишера, сколько неведение молодых людей относительно самих себя, собственной натуры. Характер Марка, в сравнении и противопоставлении с особой духовностью, возвышенностью натуры Дженифер, предстает как подчеркнуто заземленный, сексуальный, реалистичный.

Перенесение в рамках большой оперы центра тяжести с конфликта внешнего на внутренний оказалось чреватым некоторыми потерями в драматической осмысленности. Так, путь главных героев к счастливому воссоединению остается для аудитории неясным: Дженифер, а вслед за ней и Марк исчезают за воротами таинственного замка в лесу. Все дальнейшее происходит из-за них, вокруг них, но без них. Сами же главные герои являются лишь в кульминационные моменты крайних актов в облике Афины и Диониса (I акт), затем Шивы и Парвати (III акт). Типпет устанавливает таким образом связь между современностью и античностью или другой исторической эпохой либо культурным слоем (индуистской мифологией). Внезапные появления героев на сцене демонстрируют некий результат духовного перерождения (или прозрения), но сам процесс внутреннего движения скрыт от аудитории. В оперу же проникает некий оттенок мистицизма. Ключом к разгадке превращений Дженифер и Марка служит греческое изречение, которое Типпет избрал эпиграфом к опере: "Скажи: я - дитя Земли и Звездного неба". Из того, что было сказано о главных героях оперы, очевидно, что с драматургической точки зрения образы их статичны.

Согласно устойчивой комедийной традиции, в опере есть и другая пара влюбленных, оттеняющая первую - секретарша Кинга Фишера Белла и механик Джек (налицо социальный контраст пар, принятый в классической комедии). Путь Беллы и Джека к счастливому финалу разворачивается, в отличие от главных героев, на глазах аудитории: постепенно освобождающиеся от зависимости и тиранящей воли Кинга Фишера, они обретают счастье. Их любовь ярко выражена через аллегорию: в ритуальных танцах II акта пары зверей (Заяц и Собака, Рыба и Выдра, Воробей и Ястреб) олицетворяют пробудившиеся к жизни силы Земли зимой, Водной стихии весной и Воздуха осенью. В отличие от главных героев, образы Беллы и Джека предстают многогранными. Их лирические эпизоды нередко выдержаны в пуччиниевской манере.

В подлинном драматическом движении выступает Кинг Фишер. Он - самый действенный персонаж. Восстав против выбора дочери, Кинг Фишер наталкивается на упорное сопротивление всех, с кем встречается в поисках исчезнувшей Дженифер. В лице двух стилизованных персонажей, названных Древними (Он и Она - He and She - Ancient), Кинг Фишер сталкивается с нравственной силой, которая стала опорой для молодых влюбленных, с миром вечных этических ценностей, в коем современный прагматизм, его - Фишера - жизненные критерии обесценены. Он переживает мучительные нравственные коллизии и погибает. Гибель Кинга Фишера и есть та сакральная жертва (сравним со "Снегурочкой"), оплакивание которой сменяется славлением Солнца, наступившего лета (четвертый ритуальный танец с хором - "Всеочищающий огонь летом"). Партия Кинга Фишера наделена истинным драматизмом. И если поначалу (в I акте) ему присуща несколько риторическая манера с буффонным оттенком (в качестве развенчивающего эффекта), то в финале (в III акте) возвышенно-трагические тона его партии вызывают в памяти монолог Вотана из финала "Валькирии".

Концепция оперы в целом опирается на "модель" "Волшебной флейты" Шиканедера - Моцарта: любовь четверых молодых людей, ниспосланные им на пути к счастью испытания; внедрение фантастического элемента, таинственность символики при подчеркнуто наивных ходах в развитии сюжета, сквозь которые просвечивают философского значения проблемы (естественно, различные у Моцарта и Типпета: в сказочно-феерической трактовке проступают идеалы эпохи Просвещения, а у Типпета - не в столь очевидной форме - противоречия современности); наконец, сочетание фантастики и сочных бытовых страниц - все то, что мыслимо объединить в сказочной комедии. Полностью соответствуют функции персонажей: Дженифер и Марк как Памина и Тамино, Белла и Джек - Папагена и Папагено, Созострис - Зарастро, а Кинг Фишер образует своеобразную параллель к Царице ночи. Есть и частные, чисто музыкальные параллели и аналогии.

До Типпета ту же модель избрал Рихард Штраус в содружестве с Гофмансталем для оперы "Женщина без тени" (1919). Выражающая совсем иные философские идеи (обнаруживается зависимость от философии Шопенгауэра), "Женщина без тени", так же как и опера Типпета, насыщена символикой, опутывающей драматическую основу спектакля и трудно поддающуюся осмыслению.

При всех названных аналогиях несомненна связь оперы "Свадьба в Иванов день" с национальным музыкальным театром, что оказывается решающим фактором в оценке явления как художественного целого. Кажется вполне вероятным, что в процессе работы над оперой, и над либретто и над музыкой, в сознании композитора могла возникать "Королева фей" Пёрселла. Подобно "Свадьбе в Иванов день" ("The Midsummer Marriage"), "Королева фей" - вариант волшебной сказки о чудесах в летнюю ночь, положенной в основу шекспировской феерии "Сон в летнюю ночь". Либретто каждого из них связано с комедией Шекспира и представляет собой две различные, согласно разным требованиям времени, ее аранжировки. Драматургия этих музыкально-сценических произведений основана на поляризации двух эмоциональных сфер: одна - воплощение радости, света, ликования, другая - страдания. Веселье и игра, с одной стороны, и драматизм переживаний, раздумий, погружений во внутренний мир - с другой - такие противопоставления в равной мере определяют музыкально-драматургический конфликт названных произведений Пёрселла и Типпета.

Либретто оперы Типпета, как представляется, уязвимо (ведь то был, не забудем, первый опыт композитора в данной области), да и сама идейная концепция довольно шаткая. Что же касается музыки, то она несомненно сглаживает и нейтрализует многие изъяны сценарной драматургии. Любопытная деталь: несмотря на то, что Типпет утвердил себя как оригинальный мастер именно в театральной музыке, в музыке со словом, тем не менее ощущается чисто инструментальная природа его дарования, позволяющая ему возвыситься над литературной основой, к которой он - как к опоре - тяготеет. На вопрос, насколько, по его мнению, связана опера как жанр с литературой, Типпет однажды ответил: "...Очень тесно. Но все же в опере музыка должна доминировать - как бы ни были взаимосвязаны музыка и слово, как бы органично ни дополняли они происходящее на сцене, Вы должны выходить из оперного театра с чувством, что Вас потрясла музыка".

Музыка оперы рождает ощущение зрелого мастерства и полнокровной силы. Наибольшее впечатление производят оркестровые и хоровые эпизоды. Оркестр красочен. В разнообразных ансамблевых сочетаниях, извлекаемых композитором из недр парного состава, воссоздается либо колорит таинственного замка, либо атмосфера леса, либо стилизуется манера старинного ансамблевого музицирования. В туттийных кульминационных эпизодах слышна стихийная мощь и сила. Исключительно многолики перевоплощения хора и хоровых групп: друзья влюбленных, компания молодых людей, беззаботно веселящихся в праздничный день в лесу; голоса волшебного леса; хор - резонатор событий, наподобие хора в греческой трагедии; хор создает атмосферу оперы.

Важно определить стилистические истоки музыки "Свадьбы в Иванов день". В своеобычном синтезе Типпета их сложно вычленить, и тем не менее некоторые угадываются. Прежде всего - близость мадригальной культуре эпохи Возрождения. От Стравинского - тяготение к ритуальному, в передаче которого существенна роль "динамичного покоя" (выражение Стравинского). Одновременно, словно сквозь призму Стравинского, проступает влияние Римского-Корсакова - в ритуальных танцах много общего с танцами подводного царства из 5-й картины "Садко", а введение хора на кульминации четвертого ритуального танца (в III акте) живо напоминает кульминацию Половецких плясок из "Князя Игоря" Бородина. От Бартока - подвижная изменчивость метроритма, игра сложными и переменными размерами. От Хиндемита - типы полифонического изложения оркестровых эпизодов. И наконец, от Вагнера - отмеченная выше патетика декламации партии Кинга Фишера (Вотан) или Созострис (сравним с партией Эрды из "Гибели богов"), мистериальной музыки III акта (сравним с так называемой "праздничной музыкой" из III акта "Парсифаля") и вообще в ощущении пленера, в дыхании лесной стихии, которым так полно отмечено искусство Вагнера.


(В книге Ковнацкой - очевидно, по невнимательности - перепутаны стихии и сезоны. У Типпетта земля соответствует осени, вода - зиме, воздух - весне. А Эрда у Вагнера в "Гибели богов", конечно, не появляется. Подобного рода неточности нередко встречаются в её в целом интересных и дельных книгах.

Ясновидящая Мадам Созострис взята автором оперы из поэмы "Бесплодная земля" его друга Т. С. Элиота, Кинг Фишер - Король-Рыбак из артуровских легенд.)


Категория: аудио | Просмотров: 1796 | Добавил(а): Соболь
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 2
1. Arnold (arnoldbrener)   (12 Августа 21 19:41) [Материал]
Спасибо.

2. alex sidmak (sidmak)   (12 Августа 21 21:00) [Материал]
Спасибо! Послушаем LP. :)

Ремастированный СD рип ещё и с бонусом премьерной записи оперы 1955 года с Притчардом есть здесь:
https://meetinginmusic.blogspot.com/2021/03/sir-michael-tippett-midsummer-marriage.html

Ритуальные танцы неоднократно переиздавались в различных компоновках с другими сочинениями Типпетта. У меня они вместе с The Rose Lake.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.