Solisten: Eduard Müller, Orgel Valerie Kägi, 2. Orgel und Cembalo-Continuo Chor: Vokalensemble der Schola Cantorum Basiliensis
Einstudierung: Hans-Martin Linde
Hans J.Zingel, Harfe Doris Baumgartner, Violine Walter Kägi, Viola Hannelore Müller, Ernest Strauss, Violoncello
Hans-Martin Linde, Elisabeth Muller-Hoyer, Blockflöte Michel Piguet, Heinrich Haas, Oboe Walter Stiftner, Heinrich Göldner, Fagott Joseph Brejza, Umberto Baccelli, Horn
Harfe (cinfache Pedal-Harfe): Naderman-Frères, Paris 1818 Cembalo: Neupert, Bamberg o.J.
Cостояние LP-носителя: NM Устройство воспроизведения: Kenwood KP-1100 Головка звукоснимателя: Ortofon 2M Red Предварительный усилитель/АЦП: Pro-Ject Phono Box II USB Обработка: CEP 2.0 (Click/Pop Eliminator, Fade in/Fade Out)
В то время как партитура
органных концертов Генделя вызывает множество вопросов, их исполнение ставит не
меньше проблем, которые часто не имеют однозначного решения. Гендель не
придавал окончательной формы многим своим концертам из-за того, что сочинял их для
собственного употребления, изменял их в зависимости от места и обстоятельств
исполнения и часто оставлял в них значительный простор для своего
импровизаторского искусства. Поэтому они были так тесно связаны с его
собственной исполнительской практикой, что является частью их природы и не
может быть оставлено без внимания.
Первый вопрос, который должен быть поставлен, касается типа органа, для
которого были написаны эти концерты. В трудах о Генделе (Friedrich Ehrlinger:
Georg Friedrich Handels Orgelkonzerte, Erlangen, 1940) было совершенно ясно
показано, что в период своего обучения в Италии в 1706-1709 годы Гендель
отказался от большого северогерманского органа, известного ему в Галле,
Гамбурге и Любеке, в пользу одномануального итальянского смешанного органа. Он
познакомился с подобными инструментами в Англии, когда переехал туда в 1710
году. Старые традиции органного строительства и игры сильно пострадали в годы
пуританского господства, и только в царствование Карла II возобновилось
строительство новых органов, поначалу в незначительных масштабах. После 1660
года Ральф Даллам построил орган для часовни Святого Георгия в Виндзоре.
Все органные концерты Генделя, за единственным исключением (Опус 7 №1), могут
быть воспроизведены на органе-позитиве без педали. Опус 7 №2, с его
эхо-эффектами, возможно, предназначался для органа с двумя мануалами. Даже
большой орган, который Гендель подарил капелле приюта для подкидышей, имел два
мануала, но не имел педалей.
По своим внутренним музыкальным характеристикам эти концерты являются по
существу камерной музыкой. Во время пребывания в Италии Гендель познакомился со
скрипичными концертами Корелли, Вивальди и их современников. Он перенес их
концертную технику на орган, противопоставив отрывки тутти сольным эпизодам в
двух-трех частях. В итальянском инструментальном концерте сольный инструмент,
скрипка или флейта, сопровождается одной-двумя скрипками или, как в симфониях
Алессандро Скарлатти, виолончелью без клавесина. В органных концертах Генделя
сольная линия состоит, как правило, из богато фигурного клавирного письма в
двух частях, аналогичного клавирному соло Доменико Скарлатти и Франсуа
Куперена. В отрывках более близких к песне, речитативу или каденциям тонкое
гармоническое заполнение обозначается нотами или цифрами в континууме, письмо
редко состоит более чем из трех частей. Немецкая органная музыка особенно
богата четырехчастным письмом. Даже в фугах строгая разработка вскоре
прекращается в пользу свободной фактуры концертной симфонии. Еще в 1739 году
Иоганн Маттезон писал в своем "Полном капельмейстере”: "Несколько примеров из
произведений Генделя могут быть весьма полезны, так как от них исходит
совершенно иной дух. Он настолько владеет всеми гармоническими приемами, что
кажется, просто шутит или играет с ними, в то время как другие трудятся. Он не
придерживается жестко тем и контртем, а прыгает то тут, то там.”
Для представленных записей Deutsche Grammophon было задумано использование
английского органа-позитива времен Генделя. Поначалу поиски такого инструмента,
казалось бы, увенчались успехом, поскольку в Пакингтоне был обнаружен орган, на
котором возможно даже играл сам Гендель. Первоначально он был настроен на
низкий камерный тон, на полтона ниже, чем сегодня. Однако, к сожалению,
выяснилось, что трубы были укорочены несколько лет назад, чтобы инструмент
можно было использовать для записи с современным оркестром. В результате
настройки и качество тона были изменены, и инструмент, таким образом, был
непригоден для наших записей. Старые органы на Континенте не принимались во
внимание из-за ограничений в их звуке. Поэтому специально для этих записей
фирмой Уолкера был построен орган-позитив, максимально приближенный к тону
английских органов периода и настроенный на низкий камерный тон.
Партитура и оркестровка должны были соответствовать характеру солирующего
инструмента. Для исполнения ораторий Генделя в театрах "Хеймаркет” и
"Ковент-Гарден” у него было от 12 до 15 струнных, двойные деревянные
духовые, клавесин и орган. Для исполнения "Мессии” в капелле приюта для
подкидышей 20 струнных, двойные деревянные духовые, две трубы, две валторны,
литавры, клавесин и орган. Он едва ли мог использовать весь оркестр для
органных концертов, так как полный оркестр играл только в увертюре, хорах и
открывающих и закрывающих риторнелли главных арий оратории. Для аккомпанемента
солистам Гендель часто сводил оркестр к небольшой группе солистов.
Для этой записи был выбран оркестр из 21 струнного инструмента и клавесина. В
больших концертах деревянные духовые удваиваются. Струнники используют
инструменты 17-го и 18-го веков со старинными грифами и смычками. Деревянные
духовые и валторнисты используют старинные инструменты без клавиш и клапанов.
Как и орган, оркестровые инструменты настроены на низкий камерный тон.
Хотя большинство концертов написаны в итальянском стиле, который требует
свободного итальянского орнамента солиста и того, что Генрих Шютц назвал "учтивым
итальянским поклоном” струнных, мы находим здесь, как и во всех произведениях
Генделя, движения во французской манере, в частности Увертюры в Опусе 4 №2 и 3
и в Опусе 7 №3. Гавот в Опусе 4 №3 должен также звучать "pointé” во французском
стиле, как видно из нотации рукописи. По аналогии с подобными пассажами
становится ясно, что "неравномерное” исполнение предполагалось изначально.
Особую проблему представляют многочисленные пассажи "ad libitum” в органных
частях. Пять в Опусе 4, восемнадцать в 7, и не менее шести в концерте ре минор,
вошедшем в издание 1797 года.
Английский музыкальный историк сэр Джон Хокинс (1719-1789) писал в своей "Общей
истории науки и практики музыки”, 1776: "При исполнении своих ораторий "Эстер”
и "Дебора” (1735) он (Гендель) также радовал публику новым видом музыки,
изобретателем которой он, можно сказать, является, а именно, органным
концертом. Мало кто, кроме его близких друзей, сознавал, что на этом
инструменте ему едва ли найдется равный в мире. И он не мог не сознавать, что
владеет исполнительским стилем, обладающим очаровательной новизной, чтобы
рекомендовать его...” Хокинс дает здесь важный ключ к подлинной манере
исполнения этих произведений. Они не имеют ничего общего с более ранним,
струнным типом органных концертов. Орган здесь трактуется как виртуозный
мелодический инструмент, на манер итальянских концертов скрипки и флейты.
Органное письмо состоит в основном из двух частей как у Куперена и Доменико
Скарлатти. В нем сочетаются в новом единстве все характерные черты
итальянского, французского и немецкого стилей. В своей проработке мотивного
материала, в своих гармонических и ритмических напряженностях, в своих широких
мелодиях эти концерты указывают далеко вперед, в будущее.
Эта запись выходила на DG на трёх дисках (16 концертов). Также выходили Водяная музыка, Фейерверк и Брохес Пассион. Опус 3, двойные и Alexanderfest есть как LP-рипы. А вот опус 6 вообще нет!
Опуса 6 нет и на ю-тубе, и нет, например, у такого прекрасного специалиста, как Рене Ганьо: http://www.rene-gagnaux-1.ch/w_repertoire/index.html#arepwenzinger_1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".