Дмитрий
Шостакович.
Моя Отчизна,
оратория для чтеца, солистов, хора и
оркестра.
Слова Е.
Долматовского и М Светлова (5,6)
1 сторона
1. Увертюра
2. На площади
Дворцовой
3. Народная пляска
4. Ода Ленинграду
2 сторона
5. Песня о фонарике
6. Колыбельная
7. Битва у Волги
8. Победная песня
Солисты:
Людмила
Белобрагина (сопрано) (6),
Андрей Соколов
(тенор) (2)
Марк Решетин
(бас) (2,4)
Денис Королёв
(тенор) (5)
Чтец — Юрий
Левитан.
БОЛЬШОЙ ХОР И
ЭСТРАДНО-СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР
ВСЕСОЮЗНОГО
РАДИО
Художественный
руководитель хора Клавдий Птица
Дирижёр Юрий
Силантьев
Звукорежиссёр
Владимир Стрельцов
Осенью 1942 года
Д.Д.Шостаковичем была написана
четырёхчастная сюита для хора и оркестра
«Родной Ленинград». Через год к спектаклю
«Великая русская река» об исторической
победе — разгроме гитлеровцев под
Сталинградом Д. Шостакович сочинил
симфоническую картину для хора и оркестра
«Битва за Сталинград». Наконец, в 1945
году для театрализованного представления
«Победная весна» он создал три музыкальных
фрагмента - «Песенку о фонарике»,
«Колыбельную» и величественный «Гимн
победившему народу». Музыка к этим
спектаклям была исполнена солистами,
хором и оркестром ансамбля под управлением
дирижёра Ю. Силантьева. К сожалению,
впоследствии почти вся она оказалась
забытой.
К 25-летию Победы
над фашистской Германией Всесоюзное
радио по инициативе дирижёра Ю. Силантьева
предприняло усилия для возрождения
этой музыки, объединив тематически
родственные сочинения в ораторию, для
которой поэтом Е. Долматовский были
написаны стихи, прозвучавшие в исполнении
чтеца и связавшие в единое целое сочинения
военных лет.
Оратория «Моя
Отчизна» состоит из восьми частей
(номеров)
1.Увертюра для
хора и оркестра, музыка которой построена
на основе революционных песен «Вихри
враждебные» и «Смело, товарищи, в ногу».
2.На площади
Дворцовой -
неторопливый сказ-величанье. Запевы
солистов (сначала тенора, затем баса)
подхватываются хором. Интересный
колористический эффект создаёт звучание
в симфонической партитуре двух балалаек.
3.Народная
пляска — живописная
музыкальная картина, рисующая ликование
народного праздника.
4.Ода Ленинграду
гимн народу боевых революционных
традиций, городу воинской славы,
исполненный солистом (басом) в сопровождении
хора и оркестра. В Оде удивительным
образом предвосхищены интонации
советской массовой песни послевоенных
лет.
5.Песня о
фонарике лирический
вальс в исполнении тенора соло в
сопровождении оркестра. Акварельная
в своей прозрачности партитура. Редкое
по чуткости проникновение в чистоту и
просветленность лирики М. Светлова —
автора текста песни.
6.Колыбельная,
исполняемая сопрано,
женским хором и оркестром, написана,
как и предыдущий номер, на слова М.
Светлова. Музыка её отличается искренностью
и внутренней теплотой чувства.
7.Битва у Волги
— симфоническая картина, в музыкальной
драматургии которой можно обнаружить
прямые образные аналогии с первой частью
Седьмой симфонии: столкновение двух
враждебных сил. Широкая привольная
русская тема — символ освобождения —
противопоставлена короткому, тупому в
своей бесконечной повторности мотиву
нашествия.
8.Победная
песня звучит подобно
гимну, завершая произведение. В основе
её русская тема из предшествующего
номера.
Оратория «Моя
Отчизна» впервые прозвучала в дни
празднования 25-летия Победы по радио в
исполнении Большого хора и
Эстрадно-симфонического оркестра
Всесоюзного радио под управлением Ю.
Силантьева. Сольные партии исполняли
Л.Белобрагина, А. Соколов, Д. Королёв,
М. Решетин, текст читал Ю. Левитан.
Настоящая
запись произведена с тем же составом
исполнителей.
Оцифровка
грампластинки из личного собрания,
изданной при жизни композитора.
360
МБ со сканами
https://cloud.mail.ru/public/vEJa/fnNfJENjz