Третий концерт - последнее произведение Чайковского (посвящён французскому пианисту Луи Дьемеру). Партитура завершена композитором за три недели до смерти. Сразу же по окончании концерта автор показал его С.И.Танееву, отозвавшемуся о нём весьма критично. Это, впрочем, не помешало Танееву стать первым исполнителем концерта - уже после смерти Чайковского - в Петербурге в 1895 году. В отличие от Первого и Второго концертов Третий - одночастен. Как и в последней опере "Иоланта", здесь нашли своё проявление черты позднего стиля Чайковского. Необычность формы концерта, а также то обстоятельство, что он построен на материале первой части неоконченной Симфонии ми-бемоль мажор, сочинявшейся в 1892 году и явившейся этапом на пути к созданию гениальной Шестой "Патетической" симфонии, послужили поводом для разговоров о якобы "несамостоятельности" и даже "неполноценности" концерта. Музыка Третьего концерта насыщена разнообразными контрастами. Разнообразие это - не случайность. Чайковский однажды заметил: "Жизнь имеет только тогда прелесть, когда состоит из чередований радости и горя, из борьбы добра со злом, из света и тьмы, словом, из "разнообразия в единстве"". А друг Чайковского Г.А.Ларош дал такую характеристику творчества композитора: "Удивительная смесь цветущего румяного здоровья, праздничной мажорности с нежной меланхолией, поэзией горечи и страдания, смесь тонкости оттенков, тонкости чувства с нескрываемой любовью к массивной, подавляющей силе, к громовым раскатам разъярённого оркестра и столь же несомненный русский элемент, аромат ржаного поля и соснового бора..." Эта проницательная характеристика удивительно точно соответствует образному строю Третьего концерта. В нём три основные темы. Первая проходит неоднократно - вначале сумрачно и таинственно у фагота, затем, после вступления фортепиано - внезапный взрыв света, ослепительное звучание всей массы оркестра. Вторая тема - непосредственное искреннее мелодическое высказывание. Третья - причудливая, танцевально-сказочная, в характере и ритме трепака. Разработка концерта построена на первой теме, а гигантская каденция солиста - на второй, причём музыка здесь становится необычайно страстной, грандиозной. Завершают всю композицию полётно-скачущие, звенящие, сверкающие каскады финала.
Виктор Ересько
Виктор Ересько, фортепиано Московский государственный симфонический оркестр Дирижёр - Вероника Дударова Запись с концерта в Большом зале Московской консерватории 7 мая 1986 г.
Спасибо, Глеб, ОГРОМНОЕ!!! Давно ищу эти записи! У меня есть все три концерта Чайковского в его исполнении, но правда на пластинках. А оцифровывать не умею, да и некогда! :appl:
Надо будет почитать мнение Петра Ильича о Втором концерте. Мне тоже этот концерт больше нравится, чем остальные. И окончательная редакция Первого концерта очень уж помпезная.
"Второй концерт был написан Чайковским в 1880 году для Н. Г. Рубинштейна, к этому времени себя полностью "реабилитировавшего" замечательным исполнением сначала Большой сонаты соль мажор, а затем и Первого концерта, который, по утверждению многих очевидцев, он исполнял как никто. В отличие от Первого концерта исполнительская биография которого все же оказалась очень счастливой, судьба Второго концерта куда более печальна. В начале 1881 года в Париже умирает Рубинштейн. Вместо него это трудное и очень протяжённое по тем временам сочинение (оно длится более чем 50 минут) взялся выучить С. И. Танеев. Однако премьера прошла достаточно незамеченно. Но поскольку слава Чайковского непрерывно росла, то Вторым концертом заинтересовался, в частности, и А. Зилоти. Но, по мнению Зилоти, неоднократно им высказанному в письмах к Чайковскому, этот концерт необходимо было во многих отношениях "исправить" и, прежде всего, сократить. Со стороны Чайковского на все эти предложения он получал корректнейшие и вежливые отказы. Последняя из известных реакций композитора — письмо к Зилоти, написанное за полтора месяца до смерти Чайковского. "Милый Саша,— писал композитор,— все твои предложения по поводу моего несчастного Второго концерта, который я все же люблю гораздо больше Первого, очень практичны, но мое авторское чувство никак не может с ними согласиться". В этот же день Чайковский пишет записку своему издателю Юргенсону: "Зилоти буквально хочет изуродовать мой концерт". Тем не менее после смерти Чайковского Зилоти сокращает текст концерта, причем даже те эпизоды, против исключения которых Чайковский письменно возражал. Наибольшим купюрам подверглась вторая часть, грандиозное Анданте, своего рода тройной концерт для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром, где, по мнению современников, и, прежде всего, самого Зилоти, фортепиано слишком много аккомпанирует и поэтому не может "проявить себя с необходимой бриллиантностью". Вместо огромной развернутой части остались два маленьких предложения с непомерно большой кодой, которая по времени оказалась равна всей остальной части. В целом, концерт был урезан примерно на треть. Кроме сокращений, исказивших форму, в фортепианную партию были введены многочисленные изменения, в том числе и темповые. Например, к обозначению темпа первой части добавлено: "e molto vivace" и т. д. До сих пор концерт существует как бы в двух версиях, причем предпочтение отдается то сокращенной, то полной авторской версии. Однако не все знают, что, издавая свою редакцию, Зилоти напечатал примечание, где утверждается, что все исправления он совершил якобы по просьбе самого композитора. Такова уж судьба великой музыки в России, она (и не только в случае с Чайковским, но и, скажем, с Мусоргским, а позднее и с Рахманиновым) оказывается беззащитной от вторжений друзей, редакторов и издателей, причем эти вторжения всегда осуществляются из самых что ни на есть лучших побуждений. И действительно, речь ведь идет не о ком-то постороннем: ведь и Зилоти, и Танеев — это ближайшие к Чайковскому люди, хорошо его знавшие и любившие. Но, тем не менее, они считали себя вправе постоянно исправлять неверное, с их точки зрения, ощущение времени и формы в музыке Чайковского. Вмешательство Зилоти никак не способствовало лучшей судьбе Второго концерта, который и по сей день звучит в концертных залах куда реже, чем Первый. Хотя, конечно, нельзя не отметить, что Э. Гилельс, иcпoлняющий концерт с оркестром под управлением Е. Светланова в редакции Зилоти, безусловно, оставил выдающуюся трактовку этого сочинения. Прослушав в свое время эту запись, я вообразил: как же замечательно можно представить этот концерт, если развернуть данную интерпретацию в полной авторской версии! Именно эта запись явилась для меня своего рода путеводной звездой в попытках найти новый подход к этому произведению."
"Второй"))) Петра Ильича тоже самый любимый любимый. Особенно в исполнении Игоря Жукова, Эмиля Гилельса, Виктории Постниковой. Из современных молодых исполнителей есть "любимцы", но по фамилии не скажу, надо смотреть коллекцию.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".