Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Суббота, 23 Ноября 24, 11:31
Главная страница » 2020»Декабрь»7 » Антонио Вивальди - Intrada e Gloria - Клара Такач, Будапештский Мадригальный Ансамбль и Венгерский Государственный Симфонический Оркестр
Антонио Вивальди - Intrada e Gloria - Клара Такач, Будапештский Мадригальный Ансамбль и Венгерский Государственный Симфонический Оркестр
Klára Takács — alt / contralto Katalin Szokefalvi-Nagy — szopran / soprano (1) Dénes Gulyás — tenor (1)
BUDAPEST MADRIGAL CHOIR (1) Chorus master: Ferenc Szekeres HUNGARIAN STATE ORCHESTRA
Continuo: Gábor Lehotka — organ (1) László Szilvásy — cello (1,2) Zoltán Dory — violin (2) Anikó P.Szabó — harpsichord (2) Conducted by Ferenc Szekeres
Sung in Latin (1) and Italian (2)
1. Intrada e Gloria
Gloria with Introduction RV 639; 588
I. Jubilate о amaeni chori (Allegro) Recitativo: In tam solemni pompa II. Sonore modulamine voce (Allegro) III. Et in terra pax hominibus (Largo) IV. Laudamus te (Allegro) V. Gratias agimus tibi (Adagio) VI. Domine Deus, Rex caelestis (Largo) VII. Domine Fili Unigenite Jesu VIII. Domine Deus, Agnus Dei, Filius Patris (Allegro) IX. Qui tollis peccata mundi (Adagio) X. Qui sedes ad dexteram Patris (Largo) XI. Quoniam tu solus Sanctus (Allegro) XII. Cum Sancto Spiritu (Adagio [— Allegro])
2. Cessate, omai cessate Cantata for Alto Solo with Instruments RV 684 I. Recitativo (Largo e sciolto) II. Aria (Larghetto — Andante molto — Larghetto) III. Recitativo (Andante e pianissimo) IV. Aria (Allegro)
Cостояние LP-носителя: VG+ Устройство воспроизведения: Kenwood KP-1100 Головка звукоснимателя: Ortofon 2M Red Предварительный усилитель/АЦП: Pro-Ject Phono Box II USB Обработка: CEP 2.0 (Click/Pop Eliminator, Fade in/Fade Out)
Значение церковной музыки Антонио Вивальди было отмечено уже в 1927 году Альберто Джентили, когда он приступил к обработке туринского наследия Вивальи: "Из церковной музыки Вивальди можно подобрать целый том, причем он будет содержать интереснейшие рукописи композитора. В него вошли бы десять крупных, совершенно неизвестных до сих пор композиций...” Спустя десятилетие, в 1939 году на торжествах в Сиене, посвященных Вивальди, Альфредо Казелла исполнил некоторые из обнаруженных туринских произведений, в том числе и Глорию. Позднее церковные композиции Вивальди стали широко известными. Исполняемая в на¬шей записи Глория и подключающаяся к ней Интрада еще не были опубликованы. Рукопись находится в туринском архиве.
Время создания этого произведения не установлено. Возможно, оно может быть датировано периодом, начав¬шимся после 1710 года, когда после ухода хормейстера и композитора венецианской Оспедале делла Пиета Франческо Гаспарини на этот пост вступил Вивальди, задачей которого было создание музыки к торжествам в Оспедале. "Ежегодно к Пасхе и к одному из праздников Богоматери, в честь которой освятили новую церковь, нужно писать две мессы и две новые вечерни, ежемесячно - два мотета, остальные композиции заказывались к страстной неделе, похоронам, равно как приходилось исполнять пожелания его сиятельства церковного наместника и господ легатов” (Inconbenza dei maestri di Chore, 1710).
Глория начинается не традиционным литургическим текстом, а строфой неизвестного поэта, которая выполняет функцию вступления. Подобные решения встречаются не только в творчестве Вивальди, но и в литургической музыке XVII века. Интрада — вступление — по свидетельству М.Альтенбурга, восходящему к 1620 году, использовалась в церковной музыке для того, чтобы во время инструментального и сольного вокального звучания вступительной части (или частей) кантор имел возможность подготовить хор к фигуральному пе¬нию, к прочувствованию соответствующей музыкальной атмосферы и, не в последнюю очередь, к тональности. Но даже используемое в практических целях вступление зачастую сохраняет первоначальное значение и функцию жанра — интрады. Интрада в первоначальном варианте представляла собой торжественную МУЗЫКУ для шествия: звучание фанфар, маршевые ритмы, яркие тембры подчеркивали приближение королей, знати, важных лиц.
Интрада начинается словами Jubilate a amaeni chori. Звучание этой строки предваряется вступлением в исполнении оркестра, его струнной группы: это музыка в тональности ре мажор, с мотивикой фанфар, светлого зву¬чания, богато орнаментированная фигурациями. Всту¬пительная часть в форме da capo имеет темп Аллегро.
In tarn solemni pompa — краткий речитатив в сопровождении континуо. Он словно подготавливает появление следующей части, большого Аллегро, которая частично является продолжением Интрады. В разделе II. Sonore modulamine voce видится подготовка торжественно звучащего текста литургической Глории: Gloria in excehis Deo. Фанфарная музыка сопровождает и обрамляет вокальное соло, а затем и звучание хора. В радостно-торжественную музыку, в традиционный текст Глории вписывается парафраза 150-го псалма.
Далее в произведении прослеживается литургический текст Глории. Однако сам текст делится субъективно. При этом Вивальди, с одной стороны, следует модному в то время кантатообразному делению, с другой стороны, подчеркивает тенденцию к индивидуализированному выражению содержания. Следуемые друг за другом музыкальные формы выражают отдельные настроения и мысли.
Часть III. Et in terra pax написана в темпе Ларго. В отличие от предыдущей, с красочной, разнообразной инструментовкой части здесь слышится лишь звучание струнных, которое придает пастельный оттенок контурно очерченным, контрапунктически сплетенным партиям хора. Динамические ступени сдержанны: композитор предписывает исполнителям пианиссимо и пиано.
Торжественный гимн: IV. Laudamus te исполняется сопрано и альтом. Эта часть в быстром темпе (Аллегро), размере 3/8. В музыке ритурнельная форма кончерто сочетается со структурой фугато. В вокальных разделах из ритурнельной темы струнных формируется тема фугато. Более длинные или короткие ритурнели имеют танце¬вальный характер, четко очерчены вокальные разделы.
V. Gratias agimus tibi — в медленном темпе Адажио — хоровая вставка, сопровождаемая струнными. Она занимает всего лишь двенадцать тактов, делится на четыре строки. Над басом звучит хроматически окрашенный ряд гармоний.
Единственная ария тенора — VI. Domine Deus, Rex caelestis. Написана она также в темпе Ларго, но расчленяется не на медленные ходы, а на фигурации шестнадцатых и тридцать вторых. Бас движется восьмыми длительностями по звукам разложенного трезвучия. Сплетение партий характеризуется ритмической дифференцированностью.
VII. Domine Fili Unigenite Jesu. Четырехголосая фуга, в которой оркестровый материал до конца сочетается с хоровыми партиями. Сопрано, альт усиливаются двумя скрипками, тенор — альтом, а бас — виолончелью и контрабасом.
VIII. Domine Deus, Agnus Dei, Filius Patris в темпе Аллегро — ария для альта в минорной тональности. К сольной партии подключается не весь оркестр, а только бас и гобой. Ритм баса остинатный. Над коротким четырех-звучным мотивом вырисовывается широкая, вьющаяся, богатая фигурациями мелодия инструментальной и вокальной партий.
IX. Qui tollis peccata mundi. В хоровой части в темпе Адажио — торжественном вступлении — звучит "трезвучный” аккордовый мотив, так часто встречающийся в музыке Вивальди. Из этого мотива вырастает весь музыкальный материал части. Хоровой материал в дальнейшем становится имитационным. Одновременное исполнение двух фактур создает полное, дифференцированное звучание. Струнные дополняются ДВУМЯ гобоями.
X. Qui sedes ad dexteram Patris в темпе Ларго — ария альта в размере 3/8, ритурнельной структуры. Голос сопровождает звучание струнного квинтета. Инструментальная музыка формируется из одновременного звучания трех различных по характеру материалов: над басами в трохейном ритме звучит партия двух альтов в равномерных шестнадцатых по разложенным гармониям, все это служит фундаментом для сицилиано-подобной мелодии играющих в терцию скрипок.
XI. Quoniam tu solus Sanctus в быстром темпе — Аллегро, с соло альта. Во вступлении гобои исполняют столь любимую Вивальди короткую мелодию, формируемую повторениями трезвучных мотивов „фигура корта" и секвенциями. Струнные интонируют другую, характер¬ную для творчества Вивальди тему, которая образуется из ряда мотивов, постепенно сужающих октавные скачки до повтора ЗВУКОВ. ЭТОТ двойной музыкальный материал создает "несущую основу” части — инстру¬ментальные ритурнели, которые обрамляют мелодию баса-континуо, сопровождающую вокальную партию. Только в заключительном разделе голос сливается с инструментальной ритурнелью.
XII. Cum Sancto Spiritu Завершающая часть композиции, исключая небольшие отклонения, напоминает Глорию обозначенную RV 589. Ее происхождение восходит, вероятно, к Глории для двух хоров, написанной Дж. М. Руджери в 1708 году. Вполне возможно, что оригинальное решение композиции для двух хоров вдохновило Вивальди на создание такой пьесы, в которой оркестр выступает как второй хор, создает контраст или же окрашивает звучание вокального ансамбля. Часть Адажио начинается торжественным "трехзвучным” мотивом, затем в басу интонируется тема фуги. После вокальной фуги, следует инструментальное фугато на другую тему, затем вокальные и инструментальные партии переплетаются. Торжественное сияние широкой, разнообразной по окраске части подчеркивается звучанием впервые используемой трубы. Строение части, инструментальные эффекты ведут к гимнообразному возвышенному завершению композиции, что ощущается и в почти беспрерывном внутреннем напряжении.
***
Антонио Вивальди оставил в наследство почти 60 кантат. По своему аппарату, форме, композиционной технике они различны, но имеют и общие черты: так, в них представлены характерные основные типы арий того времени, обычно используемые по принципу контраста, с включением определенных типов эффектов. Арии объединяются с помощью кратких речитативов. Cessate, omai cessate — светская кантата, она представляет собой как по форме, так и по инструментовке расширенный вариант итальянского двухчастного типа. Этот тип кантат включает в себя две арии, дополненные речитативами: одна ария быстрая, другая медленная. В основном они сопровождались басом-континуо, солист обычно один. В кантате Вивальди Cessate, omai cessate основную часть составляют также две арии, обе вводятся речитативами. Поскольку композиция крупнее, нежели средняя камерная кантата, то композитор вынужден был использовать более крупный инструментальный аппарат: к континуо присоединяется полный струнный ансамбль.
Сольный текст кантаты исполняется альтом. Арии и речитативы соединены не последовательностью событий, а эмоциональной мотивацией душевных порывов. Вступительный речитатив (Ларго э шиольто) и следующая за ним ария (Ларгетто) создают единую часть по содержанию и эмоциональному накалу. Здесь находят свое выражение боль, смятение, страх, неуверенность, жажда смерти. Речитатив вводится оркестровым вступлением, сотканным из небольших мотивов, шеститактного, экспрессивного материала с прерывистой, контрастной динамикой. Солист поет страстный, прерывистый, хроматически окрашенный речитатив (Cessate, omai cessate). Речитатив с инструментальным сопровождением характеризуется контрастной динамикой. Аккордовое сопровождение звучит на слабых долях такта: гармонии оттеняют, подчеркивают, окрашивают напевную речь, не разрушая ее эмоциональной, исповедальной интенсивности. Следующая за речитативом ария имеет форму da capo. Сначала звучит инструментальное вступление к разделу Ларгетто, затем инструментальное сопровождение, скомпонованное с помощью особых звуковых эффектов: к пиццикато струнных без континуо подключаются одна скрипка и виолончель арко. Своеобразная окраска музыки достигается здесь изложением одного и того же материала на тех же самых инструментах, но различным образом. Текст звучит с мелодией альта соло с дифференцированной ритмикой и хроматическими оттенками: Ah, ch'infelice. В музыке Вивальди подчеркнуты мотивы рыданий. Основная часть Ларгетто в размере 4/4, за ней следует средняя часть Анданте мольто в размере 3/8. Текст: "Реr me non v'e ristoro.” Музыка этой части прерывиста, формируется из небольших двухтактных мотивов, затем следуют разделы более широкого дыхания, требующие более интенсивной инструментовки. В заключительном разделе арии повторяется вступление к начальному разделу Ларгетто. Вторая часть кантаты начинается речитативом аккомпаньято (Анданте э пианиссимо): A voi dunque соrrо. Драматический речитатив в четырнадцать тактов сопровождается то протяженными, то акцентируемыми аккордами. Большой финал в темпе Аллегро — Nell’ orridoal-bergo — страстная басовая ария, окрашенная призрачными элементами, в ней говорится о так страстно желаемой смерти неблагодарной Дориллы. В музыке доминирует известный в XVIII-ом веке триумфальный мотив фанфар. Тональные, а также переступающие этот порог гармонические краски подчеркивают содержание отдельных слов, динамические сдвиги передают страстно-драматические эффекты, повторения звуков являются трансформированными потомками тремоло — наиболее древнего средства в опере, призванного выражать эмоциональное состояние. Ария также имеет форму da capo. Это произведение было издано Франческо Пива и Сильвана Луккиари в 1978 году. Марта С. Фарнаш
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".