Пластинку
открывают четыре романса на слова А.С.Пушкина, написанные девятнадцатилетним
композитором в 1935 году.
Элегия «Роняет
лес баргяный свой убор…» и сурово драматическое «Предчувствие» выдержаны в
медленных темпах. Им контрастируют два быстрых, полётных романса: несколько
меланхолическая «Зимняя дорога» и искромётная шутка «Подъезжая под Ижоры».
За ними
следуют три песни (50-х годов) ярко национального характера. «В Нижнем
Новгороде» – лирическое воспоминание; «Слеза» – своеобразная «лирика большого города»,
песня об извозчике и его неудачной, несчастливой любви – глубокое чувство,
поданное через призму «комического»; «Русская песня» – народная мелодия, чуть
«тронутая» рукой мастера.
Вокальный цикл
на слова С.Есенина «У меня отец - крестьянин» написан в 1956 году.
Если
оглянуться в прошлое и вспомнить, что принесли в нашу музыкальную жизнь 50-е
годы, то можно отметить следующее: утрату С.С.Прокофьева, продолжение
творческой деятельности Д.Д.Шостаковича, уверенно идущего по найденному им ещё
в довоенные годы пути, появление новых сочинений Свиридова, выдвинувших его
наряду с Шостаковичем в лидеры советской музыки. Этими сочинениями явились
«Песни на слова Роберта Бёрнса» (1955), «Поэма памяти Сергея Есенина» (1956) и
цикл песен «У меня отец – крестьянин». Если бёрнсовские песни остались
обособленно стоящим шедевром, то есенинские циклы открыли новое направление не
только в творчестве Свиридова, но и, что ещё более важно, в советской музыке в
целом. Это означало упрочение национальной традиции, творчески переосмысленной
на новом этапе её развития, усиление углублённого интереса к прошлому, как
источнику нового. Поэзия Есенина, которая с тех пор постоянно привлекает к себе
свиридовское внимание, помогла ему окончательно найти свой стиль. С другой
стороны, прочтение Свиридовым Есенина явилось вехой не только в музыкальной
жизни. Это стало как бы открытием целого пласта в творческом наследии поэта.
Поразительны
свежесть музыки цикла, неистощимость и красота мелоса, тонкий гармонический
колорит, разнообразие фортепианной звучности. Это музыка Свиридова, которую не
спутаешь ни с какой другой.
«Сани» –
серебристый снег, бег саней и звон колокольчиков в морозном воздухе, «летящий»
напев тенора…
«В сердце
светит Русь» – песня возвышенно-поэтического содержания. «Герои» её –
юноша-пастух и поэт, носящий в сердце образ родной земли. В конце песни
возникает другой, библейский образ («И пас со мной Исайя моих златых коров…»),
указыающий на пророческую миссию поэта.
«Берёзка» -
нежная пастушеская лирика, здесь, однако, нет какой-либо «пасторальной»
стилизации. Это живая, русская музыкальная речь.
«Рекрута» и
«Вечером» – два дуэта и короткая «Песня под тальянку» – картинки деревенской
жизни. Во всех трёх частях слышны гармошечные переборы. Возникает ощущение
молодости, силы, удали русского характера…
Особняком по
своему настроению и стилю стоит заключительная часть цикла, «Есть одна хорошая
песня у соловушки…», представляющая резкий контраст всему предыдущему. Это
драматический монолог, в котором слышатся отзвуки «городского» романса с
характерным развитым «гитарным» аккомпанементом. В этой части, написанной с
большой силой, как бы заключён намёк на «гибельность» города и трагическую
судьбу поэта.
Встреча таких
замечательных музыкантов, как Е.В.Образцова и Г.В.Свиридов, – не только
счастливое событие для многочисленных любителей музыки, но и важная веха в
творческой судьбе композитора и певицы. Романсы и песни Свиридова получили в
исполнении Образцовой выдающуюся интерпретацию; с другой стороны, пожалуй,
именно в них раскрылось во всей полноте национальное своеобразие её таланта.
Давняя
творческая дружба связывает Г.В.Свиридова и А.Д.Масленникова – первого
исполнителя заглавной партии «Поэмы памяти Сергея Есенина», вокального цикла «У
меня отец - крестьянин». В репертуаре певца многие песни композитора.
Разносторонний талант, исключительная музыкальность и чуткость образного
восприятия позволяют Масленникову быть правдивым, убедительным и в лирике, и в
жанровости, и в психологически сложных характерах.
Солист
Большого театра СССР И.Морозов впервые участвовал в грамзаписи музыки
Г.В.Свиридова. Большое мастерство, артистизм исполнителя особенно проявились в
таких значительных и глубоких по своей образной наполненности песнях, как «В
сердце светит Русь», «Песня под тальянку».
Высокие
художественные достоинства записи во многом обусловлены участием автора, чьё
исполнение фортепианной партии образует великолепный ансамбль с певцами, даёт
ключ к восприятию музыкально-поэтического содержания произведений.
(И.Слепнев)
https://cloud.mail.ru/public/2Mm7/eeyveniGE
флак и мп3 на выбор.
alex sidmak (sidmak) добавил ссылку:
01-10 "Поэма памяти Сергея Есенина"
исп: капелла имени А.Юрлова, СО Ленинрадской гос. филармонии, дир. Ю. Темирканов (1957)
11-17 "Мой отец крестьянин" (1980)
исп: А. Масленников, И.Морозов, Г.Свиридов (ф-но)
18-21 "Деревянная Русь"
исп: капелла имени А.Юрлова, БСО Всесоюзного радио, дир. Г. Рождественский (1970)
FLAC (image + cue), cover & booklet:
С сайта
http://kkre-12.narod.ru/sviridov.htm фрагменты (№№1,2,4,5,6) ещё одной авторской записи цикла "У меня отец - крестьянин" с А.Масленниковым и Е.Кибкало: