Книга рассказывает о развитии западноевропейской музыки от Средних веков до конца XVIII столетия. Автор Дина Кирнарская, известный музыковед, проректор РАМ им. Гнесиных, предлагает глубокий и в то же время понятный даже непрофессионалу анализ классической музыки, ее связей с философским и культурно-историческим контекстом, а также некоторых аспектов музыкальной психологии. Текст иллюстрируют музыкальные примеры, подобранные и сгруппированные автором. В настоящем издании они представлены в виде QR-кодов, содержащих фрагменты музыкальных произведений, которые можно считать с помощью любого приложения для считывания QR-кодов.
Книга, рекомендованная в качестве учебного пособия, будет интересна также всем желающим открыть для себя мир классического музыкального искусства.
Содержание аудиофайлов В. Ашкенази. К читателю От автора
МУЗЫКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО СРЕДНИХ ВЕКОВ Григорианское пение - Возникновение григорианского хорала — музыкального символа Средневековья - Пространственно-временные представления Средневековья и григорианский хорал - Открытие средневековых музыкантов — вариантно-мелодическое развертывание - Рождение многоголосия. Первый многоголосный жанр — органум 40 Светская музыка Средних веков - Создатели светской музыки — трубадуры, труверы, миннезингеры - Средневековая лирика — «детство поэзии» - Ритмические модусы и форма рондо — открытия светской песни XII -ХIII веков Раннее многоголосие - Композиционные принципы средневекового многоголосия. Философия схоластов — высшее достижение средневековой мысли - «Хаос» и «порядок» в музыке - Первый профессиональный композитор — Леонин - Разум и интуиция в музыкальной культуре Средних веков. Жанр мотета Музыкальное искусство Европы в XIV веке - Эстетические принципы позднего Средневековья - Трактат Филиппа де Витри «Ars nova» — манифест эпохи - Творчество Гийома де Машо — отражение идеалов Ars nova
МУЗЫКА ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
-Эстетический идеал эпохи Возрождения Месса Ренессанса - Принцип природной Гармонии - Принцип Единства и Многообразия в природе и в музыке. Приемы развития «строгого письма»: varietas, имитация, контрапункт - Мастера «строгого письма» Светская музыка эпохи Возрождения - «Строгое письмо» и лирическая поэзия. Шансон - Музыкальный «рисовальщик» Клеман Жанекен - Конец «строгого письма». «Романс XVI века» — мадригал
МУЗЫКА БАРОККО
Музыкальная культура XVII — первой половины XVIII века - Духовная атмосфера Нового времени - Барокко — эпоха и стиль. Противоречие — эстетический девиз эпохи - Революционные изменения в музыкальном искусстве - Рождение оперы Клаудио Монтеверди — первый композитор барокко - Значение Монтеверди в истории музыкальной культуры - Эстетические принципы барокко в творчестве Монтеверди. Первая опера — «Орфей» - Монтеверди — «итальянский Шекспир». Опера «Коронация Поппеи» Романтик XVII века Генри Пёрселл - Исторический фон творчества Пёрселла - Лирическая природа музыки Пёрселла. Опера «Дидона и Эней» - Национальная природа и предромантические черты стиля Пёрселла Французская королевская опера XVII века. Жан Батист Люлли - Просвещенный абсолютизм Людовика XIV - Придворный классицизм Люлли - Национальная природа таланта Люлли Итальянская опера второй половины XVII века — «концерт в костюмах» - Рождение ариозного стиля - «Музыкальный словарь» новой оперы Инструментальная музыка XVII — начала XVIII века - Рождение инструментальной музыки Наедине с Богом: органная музыка барокко - Органная музыка барокко — наследница Ренессанса. Основные органные жанры - Как сочинить фугу Дом бюргера и салон аристократа: клавирная музыка с конца XVI до начала XVIII века - Искусство для бюргера: простота и здравый смысл. Школа английских вёрджинелистов - Салонный стиль рококо. Музыкальные «безделушки» Франсуа Куперена - Светский человек — герой музыки Куперена. Светская беседа — идеал музыкального общения Под небом Италии: струнная ансамблевая музыка барокко - Понятие пространства в музыкальном искусстве - Первые шаги струнной музыки. Основные жанры — трио-соната и кончерто гроссо - Музыкальная «живопись» барокко. Арканджело Корелли - Музыкальные «картины» Корелли. Жанр кончерто гроссо Секреты популярности Антонио Вивальди - Вивальди — гражданин Венеции - Композитор и публика - Секрет первый - Секрет второй - Секрет третий - Секрет четвертый - Секрет пятый, оставшийся нераскрытым Бах и Гендель — две личности, два стиля - Творчество Баха и Генделя — музыкальный итог эпохи барокко - Религиозно-философский «манифест» Личности — немецкий протестантизм - Бах — поэт и мыслитель. Гендель — вождь и оратор - Стилевые различия музыкальной речи Баха и Генделя — построение мысли и построение формы От библейских пророков до евангелиста Матфея. «Мессия» Генделя и «Страсти» Баха - Библейское и евангельское слово в музыке Баха и Генделя: интонация и стиль - Библейские и евангельские герои в музыке Баха и Генделя - Композиционные принципы оратории «Мессия» и «Страстей по Матфею»
МУЗЫКА КЛАССИЦИЗМА
Музыкальная культура Просвещения - Новый герой XVIII века — оптимист и практик - Культ Разума — основа мировоззрения новой эпохи - Театр — ведущий вид искусства Просвещения Оперный театр XVIII века. Комедия - Рождение итальянской оперы-буффа. «Служанка-госпожа» Перголези - Французская опера XVIII века: от ярмарочного балагана до мещанской сентиментальной комедии Первые шаги нового стиля: Доменико Скарлатти и Карл Филипп Эмануэль Бах - «Частная жизнь» в музыкальном искусстве - Недосказанное и случайное: композиционные идеи новой музыки Античная драма на оперной сцене. Сочинения кавалера Глюка - Оперный идеал Просвещения — революционный классицизм - Реформа оперы. Драматический конфликт в музыке Глюка - Вокальный стиль и драматическое развитие в оперном творчестве Глюка Создатель европейского симфонизма Франц Йозеф Гайдн - В согласии с миром и собой: характер и стиль музыки Гайдна - Классическая симфония — философская повесть о жизни - Часть первая. Сонатное аллегро - Части вторая, третья и финал Музыкальный театр Моцарта - Красота и Поэзия - Естественность и лицедейство - Моцарт и опера-буффа «Симфонические сцены» Вольфганга Амадея Моцарта - Моцарт и Гете. Актер и поэт — герой симфоний Моцарта - Сцена первая. «Действующие лица...» — сонатное аллегро - Сцена вторая. «В сердечной глубине...» — адажио, анданте - Сцены третья и четвертая. «Прощание с театром» — финал «Не Я, но Мною» - Равенство, Братство и Свобода - Гении не требуются - «Шнепеперль»
Аноним. «Е dame jolie» (1:49) стр. 45 Ансамбль старинной музыки «Менестрели» Аноним. «Orientus partibus» (1:01) стр. 45 Ансамбль старинной музыки «Schola cantorum», дир. Д. Стивенс
Музыкальная культура XVII — первой половины XVIII века
Г. Шютц. «Псалмы Давида», псалом 128 (2:31) стр. 111 https://slovobooks.ru/audio/3/10642/ Хор Тринити-колледжа, дир. Р. Марлоу И. С. Бах. Ария из сюиты № 3 ре мажор (2:02) стр. 119 https://slovobooks.ru/audio/3/10643/ Венский филармонический оркестр, дир. Г. Караян И. С. Бах. Месса си минор, хор «Et resurrexit» (1:12) стр. 120 Хор и оркестр Байрейтского фестиваля, дир. О. Йохум Г. Шютц. Дуэт «Погребальные песнопения» (1:53) стр. 120 А. Гёлер, сопрано, П. Шрайер, тенор https://slovobooks.ru/audio/3/10644/ И. Я. Фробергер. Токката для клавира № 9 (1:58) стр. 120 https://slovobooks.ru/audio/3/10646/ Г. Леонхардт Ж. Б. Люлли. «Марш для турецкой церемонии» (2:13) стр. 121 https://slovobooks.ru/audio/3/10647/ Оркестр «Le Concert des Nations», дир. Ж. Саваль А. Скарлатти. «О, перестань меня терзать» (2:19) стр. 123 https://slovobooks.ru/audio/3/10648/ Ч. Бартоли — сопрано, партия фортепиано — Мун Ван Чунг Я. Пери. Отрывок из оперы «Эвридика» (2.46) стр. 126 https://slovobooks.ru/audio/3/10649/ Ансамбль «Мадригал»
Клаудио Монтеверди — первый композитор барокко
Мадригал «Дайте мне умереть» (2:14) стр. 129 https://slovobooks.ru/audio/3/10650/ «Монтеверди-хор», дир. Ю. Юргенс Опера «Орфей», монолог Орфея из II действия (3:22) стр. 133 https://slovobooks.ru/audio/3/10651/ Опера «Орфей», дуэт Орфея и Аполлона из V действия (2:10) стр. 135 https://slovobooks.ru/audio/3/10652/ Оркестр «The English Baroque Soloists», дир. Дж. Э. Гардинер, Орфей — Э. Джонсон, Аполлон — Н. Робертсон Опера «Коронация Поппеи», два дуэта Нерона и Поппеи (3:00) стр. 137 Опера «Коронация Поппеи», дуэт Нерона и Лукана из II действия (2:26) стр. 137 https://slovobooks.ru/audio/3/10653/ Оркестр «Новая филармония», дир. Д. Притчард, Нерон — Р. Льюис, Поппея — М. Ласцио, Лукан — X. Кюнод Опера «Коронация Поппеи», монолог Октавии (1:46) стр. 138 https://slovobooks.ru/audio/3/10655/ Опера «Коронация Поппеи», сцена Сенеки с домочадцами из II действия (2:51) стр. 140 https://slovobooks.ru/audio/3/10656/ Оркестр «The English Baroque Soloists», дир. Дж. Э. Гардинер, Октавия — А. фон Оттер, Сенека — Ф. д’Артенья
Романтик XVII века Генри Пёрселл
Опера «Дидона и Эней», соло Белинды и хор придворных из I действия (1:33) стр. 147 Опера «Дидона и Эней», соло ведьмы и хор ведьм и матросов из III действия (2:17) стр. 147 https://slovobooks.ru/audio/3/10657/ Опера «Дидона и Эней», дуэт прощания Дидоны и Энея из III действия (1:57) стр. 147 https://slovobooks.ru/audio/3/10659/ Опера «Дидона и Эней», вступление к III действию и соло шкипера, танец ведьм и матросов (1:43) стр. 148 https://slovobooks.ru/audio/3/10660/ Опера «Дидона и Эней», финальная ария Дидоны из III действия (4:16) стр. 150 https://slovobooks.ru/audio/3/10661/ Оркестр «The English Chamber Orchestra», дир. P. Леппард, Дидона — Дж. Норман, Белинда — М. Мак-Логлин, Эней — Т. Аллен, матрос — П. Пауэр, ведьма — Н. Керн
Французская королевская опера XVII века. Жан Батист Люлли
Опера «Изида», пролог (3:04) стр. 155 https://slovobooks.ru/audio/3/10662/ Хор и оркестр Парижской оперы, дир. Ж. Пайяр Опера «Атис», монолог Галатеи (1:53) стр. 158 https://slovobooks.ru/audio/3/10663/ Хор и оркестр «Les arts florissants», дир. В. Кристи, Цибела — Ж. Лоранс, Атис — Г. де Me, Целенус — Ж.-Ф. Гардейль Опер «Альцеста», ария Харона (2:31) стр. 161 https://slovobooks.ru/audio/3/10664/ Английский камерный оркестр, дир. Б. Стассард, Харон — Ж. Сузэ Опера «Атис», дуэт Атиса и Целенуса (2:17) стр. 162 https://slovobooks.ru/audio/3/10665/ Хор и оркестр «Les arts florissants», дир. В. Кристи, Цибела — Ж. Лоранс, Атис — Г. де Me, Целенус — Ж.-Ф. Гардейль
Итальянская опера второй половины XVII века — «концерт в костюмах»
А. Скарлатти. Ария «Солнце Ганга» (2:41) стр. 167 https://slovobooks.ru/audio/3/10666/ Оркестр п/у Д. Карневале, солист — Б. Джильи Ф. Кавалли. Опера «Орминдо», финальный дуэт Орминдо и Эрисбы (2:17) стр. 169 https://slovobooks.ru/audio/3/10667/ Ф. Кавалли. Опера «Орминдо», ария пажа Нерилло (1:49) стр. 171 Лондонская филармоническая опера, дир. Р. Леппард, Орминдо — Дж. Уэйкфилд, Эрисба — Э. Хауэллс, Нерилло — И. Гарцисанс М. А. Чести. Ария «Нежные ветры овевают мою любимую» (3:32) стр. 171 Оркестр п/у Д. Карневале, солист — Б. Джильи https://slovobooks.ru/audio/3/10668/
Инструментальная музыка XVII — начала XVIII века
А. Габриели. Ричеркар-фантазия (1:59) стр. 174 О. Янченко Аноним. XVI в. «Putta nero ballo furlano» (2:23) стр. 174 Ансамбль старинной музыки «Piffaro» https://slovobooks.ru/audio/3/10701/
Струнный концерт «Буря на море», I часть и начало II части (3:46) стр. 226 https://slovobooks.ru/audio/3/10724/ Оркестр «New Irish Chamber Orchestra», солист — Дж. Гэлвэй Струнный концерт ре мажор, I часть (1:42) стр. 228 https://slovobooks.ru/audio/3/10725/ Ансамбль «I MUSICI» Концерт для флейты с оркестром ми минор, I часть (2:45) стр. 230 https://slovobooks.ru/audio/3/10726/ Камерный оркестр им. Ф. Листа, дир. Я. Ролла, солист — Ж.-П. Рампаль Концерт для двух труб с оркестром ре мажор, I часть (2:30) стр. 232 https://slovobooks.ru/audio/3/10727/ Лондонский филармонический оркестр (струнные), дир. С. Райт, ансамбль «Walles Collection» (трубы) Концерт для флейты с оркестром «II Gardellino», II часть (2:24) стр. 232 https://slovobooks.ru/audio/3/10728/ Оркестр «New Irish Chamber Orchestra», солист — Дж. Гэлвэй
Бах и Гендель — две личности, два стиля
И. С. Бах. Кантата № 82, ария «С меня довольно» (2:36) стр. 243 Литовский камерный оркестр, дир. С. Сондецкис, солист — Р. Холл Г. Ф. Гендель. Хор из оратории «Израиль в Египте» (2:07) стр. 243 Оркестр «The English Chamber Orchestra», «John Aldis» хор, дир. Ч. Маккерас https://slovobooks.ru/audio/3/10729/ И. С. Бах. «Magnificat», дуэт сопрано и альта (2:20) стр. 249 https://slovobooks.ru/audio/3/10730/ Хор «Arnold Schoenberg», оркестр «Concertos musicus Wien», дир. Н. Арнонкур, сопрано — X. Хайхеле, альт — П. Эсвуд, тенор — К. Экулиц, бас — Р. Холл Г. Ф. Гендель. Оратория «Мессия», ария сопрано № 18 (2:12) стр. 250 https://slovobooks.ru/audio/3/10745/ Хор «Taverner», ансамбль «Taverner Players», дир. Э. Пэррот, Э. Киркби — сопрано, М. Кейбл — альт, Д. Томас — бас И. С. Бах. Концерт для скрипки с оркестром ля минор, I, II части (3:44) стр. 251 https://slovobooks.ru/audio/3/10731/ Оркестр «Academy of St. Martin in the Fields», дир. Г. Кремер, солист — Г. Кремер Г. Ф. Гендель. Concerto grosso фа мажор, IV часть, Concerto grosso си-бемоль мажор, IV часть (3:39) стр. 252 https://slovobooks.ru/audio/3/10746/ Оркестр «The English Chamber Orchestra», дир. P. Леппард И. С. Бах. Кантата № 78, хор №1 (1:10) стр. 253 И. С. Бах. Кантата № 78, дуэт сопрано и альта № 2 (1:41) стр. 253 И. С. Бах. Кантата № 78, речитатив тенора № 3 (1:14) стр. 253 И. С. Бах. Кантата № 78, финальный хорал (1:31) стр. 253 https://slovobooks.ru/audio/3/10732/ Мюнхенский баховский хор и оркестр, дир. К. Рихтер, сопрано — Э. Матис, альт — М.Тёппер, тенор — П. Шрайер Г. Ф. Гендель. «Те Deum», хор № 1 (1:17) стр. 254 Г. Ф. Гендель. «Те Deum», хор № 2 (0:53) стр. 254 Г. Ф. Гендель. «Те Deum», квартет сопрано, альта, тенора и баса (1:46) стр. 254 Г. Ф. Гендель. «Те Deum», финальный хор (1:04) стр. 254 https://slovobooks.ru/audio/3/10747/ Хор «Arnold Schoenberg», оркестр «Concertos musicus Wien», дир. Н. Арнонкур, сопрано — X. Хайхеле, альт — П. Эсвуд, тенор — К. Экулиц, бас — Р. Холл
От библейских пророков до евангелиста Матфея. «Мессия» Генделя и «Страсти» Баха
Г. Ф. Гендель. Оратория «Мессия», речитатив баса № 4 (1:40) стр. 261 https://slovobooks.ru/audio/3/10751/ Хор «Taverner», ансамбль «Taverner Players», дир. Э. Пэррот, Э. Киркби — сопрано, М. Кейбл — альт, Д. Томас — бас И. С. Бах. «Страсти по Матфею», ария сопрано № 12 (2:56) стр. 263 https://slovobooks.ru/audio/3/10736/ Оркестр «La Petite Bande», хор «Tolzer Knabenchor», дир. Г. Леонхардт, Евангелист — К. Прегардьен, Иисус — М. Эгмонд, альт — Р. Жакоб, сопрано — К. Флегнер Г. Ф. Гендель. Оратория «Мессия», хор № 20 «Взгляни на агнца Божьего» (3:07) стр. 265 https://slovobooks.ru/audio/3/10752/ Хор «Taverner», ансамбль «Taverner Players», дир. Э. Пэррот, Э. Киркби — сопрано, М. Кейбл — альт, Д. Томас — бас И. С. Бах. «Страсти по Матфею», ария баса № 66 (2:24) стр. 266 https://slovobooks.ru/audio/3/10737/ Оркестр «La Petite Bande», хор «Tolzer Knabenchor», дир. Г. Леонхардт, Евангелист — К. Прегардьен, Иисус — М. Эгмонд, альт — Р. Жакоб, сопрано — К. Флегнер Г. Ф. Гендель. Оратория «Мессия», хор «Аллилуйя» (3:58) стр. 267 https://slovobooks.ru/audio/3/10753/ Г. Ф. Гендель. Оратория «Мессия», хор № 22 (2:29) стр. 269 https://slovobooks.ru/audio/3/10754/ Г. Ф. Гендель. Оратория «Мессия», хор № 12 (2:14) стр. 269 https://slovobooks.ru/audio/3/10755/ Хор «Taverner», ансамбль «Taverner Players», дир. Э. Пэррот, Э. Киркби — сопрано, М. Кейбл — альт, Д. Томас — бас И. С. Бах. «Страсти по Матфею», хор № 78 (2:39) стр. 271 https://slovobooks.ru/audio/3/10738/ И. С. Бах. «Страсти по Матфею», хор № 54 (1:12) стр. 271 https://slovobooks.ru/audio/3/10739/ Оркестр «La Petite Bande», хор «Tolzer Knabenchor», дир. Г. Леонхардт, Евангелист — К. Прегардьен, Иисус — М. Эгмонд, альт — Р. Жакоб, сопрано — К. Флегнер Г. Ф. Гендель. Оратория «Мессия», ария альта № 5 (1:54) стр. 273 Г. Ф. Гендель. Оратория «Мессия», ария альта № 8 (1:23) стр. 273 Г. Ф. Гендель. Оратория «Мессия», хор № 9 (1:42) стр. 273 https://slovobooks.ru/audio/3/10756/ Хор «Taverner», ансамбль «Taverner Players», дир. Э. Пэррот, Э. Киркби — сопрано, М. Кейбл — альт, Д. Томас — бас И. С. Бах. «Страсти по Матфею», речитативы Иисуса в Гефсимании и «Семь слов на кресте» (2:43) стр. 275 https://slovobooks.ru/audio/3/10817/ И. С. Бах. «Страсти по Матфею», сцена отречения Петра (1:29) стр. 276 И. С. Бах. «Страсти по Матфею» ария альта № 47 «Сжалься» (2:52) стр. 276 https://slovobooks.ru/audio/3/10818/ И. С. Бах. «Страсти по Матфею», хоралы № 3 и 10 (1:50) стр. 277 https://slovobooks.ru/audio/3/10819/ Оркестр «La Petite Bande», хор «Tolzer Knabenchor», дир. Г. Леонхардт, Евангелист — К. Прегардьен, Иисус — М. Эгмонд, альт — Р. Жакоб, сопрано — К. Флегнер
МУЗЫКА КЛАССИЦИЗМА
Музыкальная культура Просвещения
Д. Чимароза. Концерт для духовых и струнного оркестра, I часть (2:32) стр. 285
https://slovobooks.ru/audio/4/10759/ Оркестр «Academy of St. Martin in the Fields», дир. H. Маринер Дж. Б. Перголези. Ария «Если любишь, прелестный пастушок» (2:35) стр. 287 https://slovobooks.ru/audio/4/10760/ Ч. Бартоли — сопрано, партия ф-но — Мун Ван Чунг В. А. Моцарт. «Коронационная месса», Agnus Dei (2:43) стр. 290 https://slovobooks.ru/audio/4/10761/ Хор «Concertus Vocalis», оркестр «Венская Академия», дир. М. Хазелбок, Э. Виенс — сопрано К. Стамиц. Концертная симфония ре мажор, финал (1:59) стр. 293 https://slovobooks.ru/audio/4/10762/ Оркестр «Виртуозы Москвы», солист — Б. Гандельсман
Оперный театр XVIII века. Комедия
Дж. Б. Перголези. Опера «Служанка-госпожа», ария Уберто № 2 (2:38) стр. 299 https://slovobooks.ru/audio/4/10763/ Дж. Б. Перголези. Опера «Служанка-госпожа», дуэт Уберто и Серпины из I действия (2:06) стр. 299 https://slovobooks.ru/audio/4/10768/ Ансамбль «Collegium Aureum», Уберто — З. Нимсгерн, Серпина — М. Бонифаччо Дж. Б. Перголези. «Stabat Mater», дуэт сопрано и альта № 3 (2:35) стр. 302 https://slovobooks.ru/audio/4/10765/ Лондонский симфонический оркестр, дир. К. Аббадо, М. Маршалл — сопрано, Л. Валентини Террани — альт Ж. Ф. Рамо. Опера «Бореады», ария Абариса из III действия (3:10) стр. 305 https://slovobooks.ru/audio/4/10766/ Оркестр «The English Baroque Soloists», дир. Дж. Э. Гардинер, Абарис — Ф. Лэнгридж Ж. Ж. Руссо. Опера «Деревенский колдун», ария Колетты «Потеряла счастье я» (2:53) стр. 307 https://slovobooks.ru/audio/4/10767/ Оркестр п/у Лу де Фромаша, Колетта — Ж. Мишо А. Гретри. Опера «Ричард Львиное Сердце», ария Лоретты из I действия (2:31) стр. 310 https://slovobooks.ru/audio/4/10821/
Первые шаги нового стиля: Доменико Скарлатти и Карл Филипп Эмануэль Бах
Хор Баварского радио, Мюнхенский радиооркестр, дир. К. Айхорн, Агамемнон — Д. Фишер-Дискау («Ифигения в Авлиде»); Хор Парижской оперы, дир. Р. Лейбовиц («Альцеста») Опера «Ифигения в Авлиде», монолог Агамемнона из II действия (4:08) стр. 330
Венский филармонический оркестр, дир. Д. Левайн, Фьордилиджи — К. Те Канава, Дорабелла — Э. Мюррей, Гульельмо — Т.Хэмпсон, Феррандо — X. Блохвиц, Деспина — М. Мак-Логлин Опера «Волшебная флейта», ария Царицы Ночи из I действия (2:22) стр. 366
Венский филармонический оркестр, дир. Г. Шолти, Папагено — Г. Прей, Папагена — Р. Хольм, Царица Ночи — К. Дойтеком Опера «Дон Жуан», дуэттино Дон Жуана и Церлины из I действия (3:12) стр. 367 Опера «Дон Жуан», финал II действия (2:07) стр. 367 Опера «Дон Жуан», ария Дон Жуана из I действия (1:25) стр. 367
Западноберлинский филармонический оркестр, дир. Г. Караян, Дон Жуан — С. Рэмей, Командор — П. Бурчуладзе, Церлина — К. Бэтл, Лепорелло — Ф. Фурланетто Опера «Свадьба Фигаро», финал II действия (1:49) стр. 368
Оркестр «New Philarmonia», дир. О. Клемперер, Фигаро — Г. Эванс, Сюзанна — Р. Грист, Марселина — А. Бурмейстер, Графиня — Э. Содерстром, граф Альмавива — Г. Бакье, Бартоло — М. Лэнгдон Опера «Так поступают все», ария Деспины из II действияп (2:42) стр. 369 Опера «Так поступают все», дуэт Гульельмо и Дорабеллы из II действия (1:54) стр. 369 Опера «Так поступают все», квартет из II действия (2:18) стр. 369
Венский филармонический оркестр, дир. Д. Левайн, Фьордилиджи — К. Те Канава, Дорабелла — Э. Мюррей, Гульельмо — Т. Хэмпсон, Феррандо — X. Блохвиц, Деспина — М. Мак-Логлин Опера «Волшебная флейта», дуэт Папагено и Папагены из II действия (2:30) стр. 370
Венский филармонический оркестр, дир. Г. Шолти, Папагено — Г. Прей, Папагена — Р. Хольм, Царица Ночи — К. Дойтеком Опера «Свадьба Фигаро», ария Сюзанны из I действия (2:41) стр. 371
Западноберлинский филармонический оркестр, дир. Д. Ойстрах, солисты Д. Ойстрах, И. Ойстрах Симфония № 40, II часть; Симфония № 41, II часть (2:44) стр. 382
Западноберлинский филармонический оркестр, дир. Д. Ойстрах, солисты Д. Ойстрах, И. Ойстрах Концерт № 20 для фортепиано с оркестром ре минор, II часть (2:42) стр. 383
Хор «Concertos Vocalis», оркестр «Венская Академия», дир. М. Хэзелбок, Э. Вьене — сопрано, Б. Финк — альт, В. Хольвег — тенор, Т. Хэмпсон — бас Реквием, Dies irae (1:55) стр. 398
В своё время пытался читать первое издание. Выскажу субъективное мнение. Книга интересная и неординарная, но лично мне не хватает цельности и систематичности. Тебе дают горсть восхитительных стёклышек и предлагают самому сложить из них мозаику. В общем, меня эта раздробленность довольно быстро утомила, и книгу я так и не дочитал. Хотя не теряю надежды это сделать
Я на смартфоне Redmi слушаю с помощью приложения "Сканер". С бумажного оригинала. Но не знаю, насколько это будет читаемо с моих сканов... Также не знаю какого-либо "универсального" приложения, к сожалению... (((( (В свое время в сеть было кем-то выложено первое издание - вместе со звуковыми файлами.)
Кирнарская Д. - Классическая музыка для всех (музыкальные примеры)
формат: mp3 320 размер архива: 904 Mb
https://yadi.sk/d/bqlC7GLU8VHVIw
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".