Гофман (Hoffmann) Эрнст Теодор (Вильгельм) Амадей (24 I 1776, Кенигсберг - 25 VI 1822, Берлин) - нем. писатель, композитор, дирижёр, живописец. Сын чиновника, получил юридич. образование в Кёнигсбергском ун-те. Занимался литературой и живописью; музыке обучался сначала у своего дяди, а затем у органиста Х. Подбельского (1790-1792), позднее в Берлине брал уроки композиции у И.Ф. Рейхардта. Был судебным асессором в Глогуве, Познани, Плоцке. С 1804 года - государственный советник в Варшаве, где стал организатором филармонии, об-ва, симф. оркестра, выступал как дирижёр и композитор. После занятия Варшавы франц. войсками (1807 г.) Гофман возвратился в Берлин. В 1808-1813 гг. - дирижёр, композитор и декоратор театров в Бамберге, Лейпциге и Дрездене. С 1814 г. жил в Берлине, где был советником юстиции в высш. судебных органах и юридич. комиссиях. Здесь Гофман написал свои важнейшие лит. произв. Первые его статьи помещены на страницах "Всеобщей музыкальной газеты" ("Allgemeine Musikalische Zeitung", Лейпциг), сотрудником к-рой он был с 1809 г. Выдающийся представитель немецкой романтич. школы, Гофман стал одним из основоположников романтич. муз. эстетики и критики. Уже на раннем этапе развития романтич. музыки он сформулировал её особенности и показал трагич. положение музыканта-романтика в обществе. Гофман представлял музыку как особый мир, способный раскрыть перед человеком смысл его чувств и страстей, а также постигнуть природу всего загадочного и невыразимого. На языке лит. романтизма Гофман стал писать о сущности музыки, о муз. произв., композиторах и исполнителях. В творчестве К.В. Глюка, В.А. Моцарта и особенно Л. Бетховена он показал тенденции, ведущие к романтич. направлению. Ярким выражением муз.-эстетич. взглядов Гофмана являются его новеллы: "Кавалер Глюк" ("Ritter Gluck", 1809 г.), "Музыкальные страдания Иоганна Крейслера, капельмейстера" ("Johannes Kreisler's, des Kapellmeisters musikalische Leiden", 1810), "Дон Жуан" (1813), диалог "Поэт и композитор" ("Der Dichter und der Komponist", 1813). Рассказы Гофмана позднее были объединены в сборнике "Фантазии в духе Калло" ("Fantasiestucke in Callot's Manier", 1814-15). В новеллах, а также в "Фрагментах биографии Иоганнеса Крейслера", введённых в роман "Житейские воззрения кота Мурра" ("Lebensansichten des Katers Murr", 1822), Гофман создал трагич. образ вдохновенного музыканта, "безумного капельмейстера" Крейслера, восстающего против филистерства и обречённого на страдание. Произведения Гофмана оказали влияние на эстетику К.M. Вебера, Р. Шумана, Р. Вагнера. Поэтич. образы Гофмана нашли воплощение в произведениях многих композиторов - Р. Шумана ("Крейслериана"), Р. Вагнера ("Летучий голландец"), П.И. Чайковского ("Щелкунчик"), А.Ш. Адана ("Жизель"), Л. Делиба ("Коппелия"), Ф. Бузони ("Выбор невесты"), П. Хиндемита ("Кардильяк") и др. Сюжетами для опер послужили произв. Гофмана: "Мастер Мартин и его подмастерья", "Крошка Цахес по прозванию Циннобер", "Принцесса Брамбилла" и др. Гофман - герой опер Ж. Оффенбаха ("Сказки Гофмана", 1881) и Г. Лаччетти ("Гофман", 1912). Гофман - автор муз. произв., в т. ч. первой нем. романтич. оперы "Ундина" (1813, пост. 1816, Берлин), оперы "Аврора" (1811-1812; возможно пост. 1813, Вюрцбург; посмертная пост. 1933, Бамберг), симфоний, хоров, камерных соч. В 1970 г. в Майнце (ФРГ) начато издание собр. избранных муз. произв. Гофмана.
Замечательный сайт, посвященный жизни и творчеству Эрнста Теодора (Вильгельма) Амадея Гофмана, содержащий полное либретто оперы "Ундина" на русском языке, большинство музыкальных произведений и проч.: http://etagofman.narod.ru/glavnaya.html
Эрнст Теодор Амадей Гофман - УНДИНА
Ernst Theodor Amadeus Hoffmann - UNDINE
Это одна из немногих и очень редких записей романтической волшебной оперы "Ундина" главного немецкого писателя-романтика Эрнста Теодора Амадея Гофмана с Ритой Штрайх в главной партии. Ундина – «милое дитя волн» – всеми силами души, обретенной с любовью, стремится к людям, мечтает о счастье. В её музыкальной характеристике преобладают лирические темы, красочность которых сосредоточена в рамках доминантовых гармоний, и мягкие, закруглённые окончания фраз.
Опера написана на сюжет сказки Фридриха де ла Мотт Фуке, которая была невероятно популярна в XIX веке. Насколько Гофман проникся волшебной атмосферой сказки Фуке, свидетельствуют его письмо к другу, Ю.Э. Хитцигу (Бамберг, июль 1812 г.): «Буря, дождь, вода, стекающая потоками, постоянно напоминали мне о дядюшке Кюлеборне, которого я из своего готического окна громким голосом призывал успокоиться, а так как он грохочет нечленораздельно и с ним не поговоришь, я затеял подчинить его себе при помощи хитрых штук, которые называются нотами. "Ундина” должна дать мне великолепный материал для оперы».
Согласие Фуке стать его либреттистом окрылило Гофмана, привело в восторг. Об этом так же свидетельствуют строки его письма (август 1812): «Не могу выразить словами, как я, читая, мечтал… воплотить глубокую сущность романтических персонажей в звуках, по-настоящему проникнуть в их полную тайны природу и познать ее... День и ночь вижу и слышу я милую Ундину, рокочущего Кюлеборна, блистательного Хульдбранда, и, простите, господин барон, мне не терпится начать писать музыку!»
RITA STREICH – Undine Raimund Grumbach – Huldbrand von Ringstetten Melitta Muszely – Berthalda Karl Christian Kohn – Kuhleborn Max Proebstl – Ein alter Fischer Sunhild Rauschkolb – Seine Frau Keith Engen – Heilmann Anton Rosner – Herzog Marjorie Heistermann – Herzogin
Chor und Symphonieorchester des Bayerischen Rundfunks Dirigent – Jan Koetsier
Rec.: 1960
Ундина, приёмная дочь cтарого рыбака – Рита Штрайх (сопрано)
Старый рыбак – Макс Пробстль (бас)
Его жена – Зунхильда Раушкoльб (меццо-сопрано)
Рыцарь Хульдбранд фон Рингштеттен – Раймунд Грумбах (баритон)
Хайльман, патер – Кит Энген (бас)
Кюлеборн, водяной дух – Карл Кристиан Кон (бас)
Герцог – Антон Рознер (тенор)
Герцогиня – Марджори Хайстерман (меццо-сопрано)
Бертальда, их приёмная дочь – Мелита Мусели (сопрано)
Хор и симфонический оркестр Баварского радио
Дирижер –Ян Куцир
Зап.: Мюнхен, 1960 год.
Продолжительность – 02:34:41
Сказочный сюжет рассказывает о трагической любви Ундины к человеку - рыцарю Хульдебранду (Huldebrand). Чтобы получить человеческую душу, Ундина должна выйти замуж за своего любимого. Но у того уже есть невеста. Однако Ундина не собирается отступать и уводит у соперницы жениха прямо перед свадьбой. Однако и их любви не суждено быть долгой. История заканчивается трагической гибелью обоих влюбленных.
CD 1 (1) Ouverture ERSTER AKT / ACT ONE / ATTO PRIMO (2) "Ach, Undine" (Huldbrand / Der Fischer) (3) "Wir weinten still" (Der Fischer) (4) "Und Wogenlieder" (Der Fischer / Chor) (5) "Dann bliebe bei uns wohnen" (Undine) (6) "Euch segne" (Heilmann) (7) "Dich verlassen!" (Huldbrand / Undine) ZWEITER AKT / ACT TWO / ATTO SECONDO (8) "Abendluftchen schweben" (Berthalda) (9) "Undine, komm heran" (Kuhleborn / Undine) (10) "Wercraut des laun'gen Gluckes Flugeln" (Undine) (11) "Floten und Harfen" (Chor)
CD 2
(1) "Ach, fort von hinnen" (Berthalda) (2) "Ihr Freund' aus See'n und Quellen" (Kuhleborn / Chor) (3) "Wie, cUrf ich's wagen" (Berthalda / Huldbrand) (4) "Kuhlend die Schatten" (Chor) DRITTER AKT / ACT THREE / ATTO TERZO
(5) Introduktion (6) "Wie schwul, wie bang" (Berthalda) (7) "So gilt mir wirklich" (Berthalda / Huldbrand) (8) "Herzen erschliessen" (Chor) (9) "Das Wassermadchen im kuhlen Schimmer" (Der Fischer / Undine) (10) "Wir essen und trinken" (Chor)
С ума сойти... Я даже не подозревал, что Гофман был композитором... Нет, положительно прописавшист на этом сайте, начинаешь чувствовать свою полнейшую необразованность...
Большое спасибо за эту сверх-редкость, - единственное уточнение: запись была сделана в 1966 г., а не в 1960. См. http://www.chaumiereonline.com/Musique-Classique/Undine-550219.aspx# (Эта же дата указана на многих других сайтах).
Я как-то в неудоумении... Решил послушать разом и не впечатлился... Слышна любовь к Моцарту, но сложно разглядеть в опере того Гофмана, который есть в литературе. Обыденно как-то... Может, кто знает поподробнее творчество Гофмана, чтобы понимать?
"Я как-то в неудоумении... Решил послушать разом и не впечатлился... Слышна любовь к Моцарту, но сложно разглядеть в опере того Гофмана, который есть в литературе. Обыденно как-то... Может, кто знает поподробнее творчество Гофмана, чтобы понимать?",- а чего тут понимать? Гофман был гениальным литератором-поэтом и заурядным композитором, увы. Любовь к Моцарту сама по себе не делает человека талантливым там, где ему отказано богом..
У Гофмана есть достойные товарищи, тоже пописывавшие между делом не лучшую, но достаточно приличную музыку. Людовик 13, Ж.-Ж. Руссо, астроном Гершель (его симфонии здесь проходили), Грибоедов, Ницше, Пастернак. Может, кого-то еще можно вспомнить... (кроме химика А.П. Бородина, у которого музыка поболее чем приличная).
Не путайте Божий дар с яичницею! Это о Бородине. Бородин много сделал в науке, а в музыке его место огромно!! Он гений. Если Вы этого не понимаете - мне нечего Вам сказать. В литературе XIX века гений Гофмана - один из самых ярких и своеобразных. Я по оригинальности и своеобразии сравнил бы его с Гоголем. Это вехи в мировой литературе!!
Я же с юмором, а Вы напрямую поняли. Конечно, Бородин крупнейший композитор, и притом самородок с оригинальным мышлением. Недаром на него молились и импрессионисты, и французская Шестерка.
Но музыку он писал действительно "между делом", это биографический факт.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".