Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Пятница, 22 Ноября 24, 04:07
Главная страница » 2020»Июль»15 » Даниэль Франсуа Эспри ОБЕР – Густав III, или Бал-маскарад / Daniel François Esprit AUBER – Gustave III, ou Le bal masqué
Даниэль Франсуа Эспри ОБЕР – Густав III, или Бал-маскарад / Daniel François Esprit AUBER – Gustave III, ou Le bal masqué
Ankarstrom / Граф Анкарстрём, муж Амелии, секретарь,
лучший друг и доверенное лицо Густава
Christian Tréguier
Oscar, page du roi / Оскар, паж короля
Brigitte Lafon
Arvedson, devineresse / Арведсон, гадалка
Valérie Marestin
Conjures / Заговорщики:
Ribbing / Граф Риббинг
Dehorn / Граф Де Хорн
Roger Pujol
Gilles Dubernet
Christian, matelot / Кристиан, матрос
Patrick Foucher
Kaulbart, Ministre de la Guerre / Каульбарт, министр юстиции
Franck Leguérinel
Ensemble Vocal Intermezzo
Orchestre Lyrique Français
Chef d'orchestre: Michel
Swierczewski
Запись: 28.IX & 6.X, 1991
Théâtre Impérial de Compiègne
Длительность: 184 мин. 36 сек.
Густав III (швед. Gustav III;
24.1.1746, Стокгольм – 29.3.1792, Стокгольм) – король Швеции с 12 февраля 1771
года. Густав III родился в семье короля Адольфа Фредрика и Луизы
Ульрики, урождённой принцессы Прусской. Двоюродный брат императрицы Екатерины II.
Образованием Густава занимались лучшие люди Швеции того времени. Среди них были
два видных политических деятеля, Карл Густав Тессин и Карл Шеффер, однако,
больше всего принц любил поэта и историка Улофа фон Далина. Густав был
чрезвычайно начитан и имел талант, позволивший оставить заметный след в
шведской литературе. Густав начал участвовать в политической жизни ещё в
царствование отца. Во время кризиса 1768 года он настоял на созыве внеочередной
сессии парламента, рассчитывая провести конституционную реформу, но «Шляпы» (политическая
группировка, которая во внешней политике выступала за сотрудничество с Францией
и Турцией) отказались выполнять обещания, данные накануне выборов. В
феврале-марте 1771 года Густав посетил Париж, где произвел настоящий фурор. Там
он познакомился с поэтами и философами, со многими из которых впоследствии
продолжал переписываться. Однако его визит в столицу Франции носил не столько
развлекательный, сколько дипломатический характер. Франция, утомленная анархией
в Швеции, была заинтересована в организации монархического переворота, и
обещала Густаву ежегодную субсидию в размере 1,5 миллионов ливров. Вернувшись
на родину, Густав предпринял попытку примирить политические группировки «Шляп»
и «Колпаков». 21 июня 1771 года он открыл очередную сессию парламента, и в
своей речи призвал фракции к сотрудничеству, вызвавшись быть посредником между
ними. Однако «Колпаки», имевшие большинство в риксдаге, продолжали вести свою
политику, направленную на фактическое поглощение Швеции Россией. Сохранить
независимость страны мог только немедленный государственный переворот. Помощь
королю предложил финский дворянин Якоб Магнус Спренгпортен. Он планировал
захватить крепость Свеаборг, затем со своими людьми переправиться в Швецию,
встретить Густава около Стокгольма и ночью напасть на столицу и под штыками
вынудить риксдаг принять новую конституцию. К заговорщикам присоединился другой
противник «Колпаков» Юхан Кристофер Толль. Он предложил одновременно с
Финляндией поднять восстание в Сконе и захватить Кристианстад. Принц Карл,
младший брат Густава, должен был выступить с армией как бы против мятежников, а
затем перейти на их сторону и напасть на Стокгольм с юга. 6 августа 1772 года
принц Карл успешно захватил Кристианстад, а 16 августа Спренгпортен взял
Свеаборг. Встречный ветер не позволил ему немедленно отправиться на Стокгольм,
но последовавшие вскоре события сделали его присутствие там ненужным. 16
августа лидер «Колпаков» Туре Рудбек узнал о восстании в Сконе. Спренгпортен не
мог выбраться из Финляндии по погодным условиям, Толль был далеко, лидеры
«Шляп» бежали, и Густав решил действовать в одиночку. Утром 19 августа он
собрал верных офицеров и направился к арсеналу. По пути к нему присоединились
ещё несколько групп сторонников. Общее число людей у Густава достигло двухсот
человек. Он заставил их принести присягу на верность. Затем отряд ворвался во
дворец и арестовал членов государственного совета вместе с Рудбеком. На
следующий день Густав проехал по улицам города, где его встретили толпы
восторженных людей. 21 августа, при всех регалиях, Густав взошёл на трон, со
свойственным ему красноречием произнес перед депутатами риксдага речь, обвинив
их в продажности и отсутствии патриотизма, огласил основы новой конституции и
распустил парламент.
Период правления
Густава III современники назвали «веком просвещения». Король старался
держать под контролем все сферы жизни общества, но при этом больше доверял
полуофициальному кабинету министров, сформированному по его личному вкусу. Для
борьбы с коррупцией, разросшейся во времена «Шляп» и «Колпаков», пришлось
принять жёсткие меры. К примеру, все бывшие члены Верховного Суда оказались под
следствием. В 1774 году был принят закон о свободе слова. В 1775 году был
принят закон о свободе торговли ячменём и отменены многие репрессивные пошлины
на экспорт. В 1775 году было начато строительство здания Королевской оперы
(завершено в 1782 году). Дабы привести в порядок финансы, в 1776 году была
проведена денежная реформа. Также была объявлена свобода вероисповедания.
Сделанного было достаточно, чтобы на открытии очередной сессии парламента 3
сентября 1778 года Густав мог с гордостью отчитаться о шести годах своего
правления. Теперь король стал действительно суверенным правителем. Если
парламент 1778 года был как никогда лоялен королю, то в риксдаге созыва 1786
года вновь появились мятежные настроения, и многочисленные предложения Густава
стали отклоняться.
В апреле 1788 года Густав объявил
войну России, но Июльский заговор фактически парализовал страну в самый разгар
кампании. Вдобавок, в западные области Швеции вторглись датчане. Густав
находился на грани краха, но на его счастье новый риксдаг оказался
ультрароялистским. 17 февраля 1789 года в соответствии с Актом о Союзе и
Безопасности при поддержке трех низших сословий Густав утвердил новую конституцию,
значительно увеличивавшую полномочия монарха, в частности, в вопросах внешней
политики. После двух лет войны с Россией, которая началась из-за
подстрекательства агрессии Швеции западных держав во главе с Англией, Густав
наконец сумел одержать победу в морском сражении при Свенсксунде 9-10 июля 1790
года, считающуюся самой блестящей в истории Швеции и не давшей ей никакой
реальной пользы в войне, на самом деле победа эта была достигнута вовсе не
талантами Густава, а ошибкой русского командования. Месяц спустя в Вереле был
заключен мир, а в октябре 1791 года Россия и Швеция заключили оборонительный
союз.
Густав был первым среди монархов,
кто оценил роль Великой Французской Революции. Он начал вести борьбу против
якобинцев и склонять к этому остальных европейских правителей. Однако довести
дело до конца он не успел, став жертвой заговора аристократов, не простивших
ему переворота 1789 года. Во время бала-маскарада в Шведской королевской опере
16 марта 1792 года он был смертельно ранен выстрелом в спину Якобом Юханом
Анкарстрёмом и умер через несколько дней. Несмотря на все свои недостатки,
Густав был одним из самых ярких правителей XVIII века и последним
действительно великим королем Швеции.
Убийство в 1792 году шведского
короля Густава III представителями феодальной аристократии, с которыми он
боролся, желая утвердить власть абсолютизма, послужило темой нескольких пьес и
опер; среди них наиболее известна созданная Джузеппе Верди. Густаву III
посвятил свою драму Эжен Скриб, позднее переделавший её в либретто для оперы
Обера. Исторические события послужили здесь лишь поводом для традиционной
любовной истории, убийство лишено политических мотивов и обусловлено ревностью.
Впрочем, подобное истолкование устраивало не только композитора, но и цензуру,
препятствовавшую изображению на сцене цареубийства. Так, при возобновлении
оперы в Париже в 1861 году из-за возможных ассоциаций с недавним покушением
Феличе Орсини на Наполеона III (1858) действие было перенесено из Швеции в
Испанию и король Густав превращен в герцога. Сценарий и развитие действия оперы
Обера предвосхищают «Бал-маскарад» Верди. Король любит Амелию, жену своего
друга Анкарстрёма. Ревнивец из друга превращается в смертельного врага короля,
присоединяется к заговорщикам и во время маскарада убивает его. Музыка оперы
эффектна, особенно третье действие, выдержанное в романтическом духе. Большим
успехом пользовались танцы, среди них вызывавший общий восторг галоп.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".