Народная артистка РСФСР, лауреат Ленинской премии Зара Долуханова принадлежит к плеяде выдающихся советских музыкантов, чье искусство получило признание во всем мире. Мягкий, сочный голос, содержательность и глубина интерпретации, благородство артистической манеры создают тот неповторимый синтез, которым характеризуется творчество певицы. Старинные итальянские мастера, Бах и Гендель, Моцарт и Шуберт, Чайковский и Глинка, новые произведения современных советских и зарубежных композиторов — вокальная музыка всех эпох и стилей находит в лице Долухановой глубокого и вдохновенного интерпретатора. Ее творчество — счастливый пример того, какие огромные художественные возможности открываются в человеческом голосе, когда певец — прежде всего большой музыкант и использует голос — самый совершеннейший из инструментов — для воплощения Музыки. Музыкой Долуханова начала заниматься в пятилетнем возрасте, сначала на фортепиано (ее первым педагогом была О. Н. Кардашева, в прошлом ученица В. И. Сафонова), затем на скрипке. Эти занятия положили начало художественному и музыкальному формированию будущей певицы. К шестнадцати годам у Долухановой определился красивый голос, и в течение четырех лет она занималась в Музыкальном училище имени Гнесиных в классе В. М. Беляевой-Тарасевич. Работая над вокальной техникой и расширением диапазона, педагог бережно сохраняла самое ценное в голосе своей ученицы — прекрасный тембр. Артистическое развитие Долухановой проходило и под влиянием многочисленных впечатлений, которые давала ей музыкальная жизнь Москвы тех лет. Здесь прежде всего нужно указать на искусство замечательных мастеров Большого театра (Обухова, Рейзен, Барсова, Лемешев и другие), блистательной плеяды инструменталистов (Игумнов, Нейгауз, Софроницкий), а также гастролировавших в 30-е годы в СССР Мариан Андерсон и Эвы Бандровска-Турской. С 1938 года Зара Александровна жила в Ереване (чрезвычайно плодотворными были в этот период ее занятия с превосходным музыкантом, композитором и пианистом А. П. Долуханяном), а в 1941 году впервые выступила на сцене Ереванского оперного театра. Однако ее работа в театре продолжалась недолго; вскоре певица возвращается в Москву и с 1944 года становится солисткой Всесоюзного радио. В августе 1949 года на Международном конкурсе I! Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Будапеште Зара Долуханова заняла первое место. С этого времени начинаются ее многочисленные гастрольные поездки по городам Советского Союза и зарубежных стран. Подлинным триумфом сопровождались выступления советской певицы в Румынии, Чехословакии, Швеции, ГДР, Норвегии, Италии, Франции, Англии, США, странах Латинской Америки. Посвятив себя исключительно концертному исполнительству, Зара Долуханова сумела создать огромный, разнообразный по стилям и жанрам репертуар. Ее голосу подвластно и воплощение сильных драматических образов оперных героинь, и передача тончайших поэтических чувств и настроений камерной музыки. Трагическая Марфа («Хованщина» Мусоргского), лирическая и мягкая Любава («Садко» Римского-Корсакова), коварная, торжествующая Кащеевна («Кащей бессмертный» Римского-Корсакова) — интерпретация Долухановой этих образов свежа и художественно убедительна. В ариях из опер Генделя поражает сочетание в голосе певицы мягкости, страсти, воли, удивительной насыщенности низкого регистра и инструментальной точности в сложнейших фиоритурах. Ярким темпераментом и драматизмом отличается ее исполнение арий из опер Верди. В арии Арзаче из «Семирамиды» Россини Долуханова пленяет совершенно иными качествами: изяществом, легкостью, виртуозной техникой пассажей. Не менее многообразно предстает певица в камерном репертуаре. Прекрасное чувство стиля, безошибочное ощущение музыкально-поэтического образа и абсолютное владение всеми средствами художественной выразительности пленяют в исполнении Долухановой романсов и песен Моцарта, Шумана, Листа, Грига, Р. Штрауса, Дебюсси, Чайковского, Рахманинова, Танеева, Метнера. Чрезвычайно интересно творчество 3. Долухановой в области современной музыки. В ее концертных программах — Мясковский и Шапорин, Прокофьев, Шостакович, Хачатурян, Кабалевский, Кочуров, Щедрин, Таривердиев, Пуленк, Стравинский. В том интересе и энтузиазме, с которыми певица относится к современной музыке, проявляется ее огромная требовательность, ее мироощущение художника наших дней. Вспоминается отзыв одного из французских рецензентов на концерты Зары Долухановой: «Ровность, чистота и благородство ее голоса являются беспримерным музыкальным феноменом. Это человеческий инструмент без недостатка».
1. - Гадание Марфы (М.Мусоргский, ''Хованщина'', 2 д.)
2. - Песня Марфы (М.Мусоргский, ''Хованщина'', 3 д.)
3. - Первая песня Леля (П.Чайковский, из муз. к весенней сказке А.Островского ''Снегурочка'')
4. - Вторая песня Леля (П.Чайковский, из муз. к весенней сказке А.Островского ''Снегурочка'')
5. - Ария Кащеевны (Н.Римский-Корсаков, ''Кащей Бессмертный'')
6. - Каватина Пажа (Дж.Мейербер, ''Гугеноты'', 1 д.)
7. - Рондо Пажа (Дж.Мейербер, ''Гугеноты'', 2 д.)
8. - Каватина Арзаче (Дж.Россини, ''Семирамида'', 1 д.)
9. - Дуэт Семирамиды и Арзаче (Дж.Россини, ''Семирамида'', 1 д.)
Новая оцифровка:
flac+.cue. 24 бит 48 КГц, scans
|