Charles VI (opéra en 5 actes) / Карл VI (опера в 5 актах)
Либретто (Жана-Франсуа-)Казимира Делавиня и Жермена Делавиня
Премьера: 15.3.1843, т-р "Опера Ле Пельтье", Париж
Действующие лица и исполнители:
Charles VI / Карл VI, король Франции
Armand Arapian
Isabeau de Bavière / Изабелла Баварская, королева
Франции, жена Карла VI
Isabelle Philippe
Le Dauphin / Дофин
Bruno Comparetti
Raymond / Раймон, фермер, бывший французский
солдат
Matthieu Lecroart
Odette / Одетта, его дочь
Anne-Sophie Schmidt
Le Duc de Bedford / Герцог Бедфорд
Armando Noguera
Louis d'Orléans / Людовик Орлеанский, призрак
Pierrick Boisseau
Jean sans Peur / Жан Бесстрашный, призрак
Jean-Loup Pagesy
Olivier de Clisson / Оливье де Клиссон, призрак
Stéphane Malbec Garcia
Lionel / Лайонел, английский офицер
Mathias Vidal
Gontran / Гонтран, солдат
Mathias Vidal
Tanneguy du Chastel / Танги дю Шатель
Pierrick Boisseau
Dunois / Дюнуа
Eric Salha
Ludger / Людгер
Eric Salha
Marcel / Марсель
Jean-Loup Pagesy
Xaintrailles / Ксентрай
Stéphane Malbec Garcia
Choeur Orfeon Pamplones
Orchestre Français Albéric
Magnard
Chef d'orchestre: Miquel Ortega
Запись: 10.IV, 2005, Théâtre
Impérial de Compiègne
Карл VI Безумный, также Карл VI
Возлюбленный (фр. Charles VI le Fol; Charles VI le Bien-Aimé: 3.12.1368, Париж
– 21.10.1422, Париж) – французский король с 1380 г. Зимой 1385 года весь Париж
праздновал свадьбу короля Карла VI и Изабеллы, дочери баварского герцога. Карлу
исполнилось лишь семнадцать, Изабелла была и того моложе, но в свои 15 лет она уже
была ослепительно хороша.
Заполнившие улицы парижане с
восторгом глядели на ее золотые косы, уложенные в кольца у висков, на
правильные черты лица. В толпе шептались, что молодой король выбрал Изабеллу из
десятка невест по портрету, и теперь она уже носит под сердцем его первенца.
Устроил брак соратник Карла Мудрого, бургундский герцог Филипп Смелый – он-то и
выбрал в жены Карлу VI Изабеллу Баварскую, красивую и образованную, что для
женщин того времени было большой редкостью. Надо сказать, что Изабеллой ее при
жизни никто не звал: при рождении ей дали имя Елизавета, а французы
переименовали в Изабо. Отец невесты, герцог Стефан III Великолепный, не
раздумывая согласился на брак. Изабелла с первого взгляда понравилась королю,
ценителю женской красоты. Хронист Фруассар писал: «Когда она, смущаясь, подошла
к нему и отвесила низкий поклон, король бережно взял ее под руку и нежно
посмотрел ей в глаза. Он почувствовал, что она ему очень приятна и что его
сердце наполняется любовью к этой молодой и красивой девушке». Какие чувства
испытывала сама Изабелла, никто не знал, да и не интересовался. Вскоре после
свадьбы ее отвезли в замок Боте, где в сентябре 1386 года она родила первенца,
названного Карлом в честь отца. Ребенок прожил недолго, и после его смерти королева
погрузилась в меланхолию. Пытаясь развлечь ее, Карл устраивал в Париже пышные
торжества. Одно из них было организовано по случаю женитьбы его брата Людовика
Орлеанского на родственнице Изабеллы Валентине Висконти. На пирах и балах юный
красавец Людовик обращал на Изабеллу куда больше внимания, чем на свою богатую,
но невзрачную невесту. Это не могло укрыться от глаз очевидцев, и один из них,
монах Пуантен, записал в своей хронике: «Доподлинно известно, что названные
увеселения вылились в позор прелюбодеяния, которое позднее повлекло много бед».
Однако неверность Изабеллы никак не повлияла бы на ход истории, если бы у Карла
не проявились первые признаки душевного расстройства. Это случилось в августе
1392 года, когда он с войском двинулся в поход на непокорного барона де Краона.
Стояла жара, ехавшего на коне короля разморило, и тут один из рыцарей, тоже
заснувший в седле, выронил копье. От звука удара Карл очнулся и с диким криком
«Смерть изменникам!» бросился на собственных пажей, обнажив меч. Один из юношей
был убит, остальные разбежались. С трудом придворные, включая герцога
Орлеанского, сумели успокоить Карла.
Его отвезли во дворец, позвали
лекарей, но ходили слухи, что привести его в чувство могла одна королева, на
груди которой он засыпал как младенец. При этом она продолжала роман с
Людовиком, который давно мечтал занять трон вместо брата. Быть может, этот
честолюбец и надоумил Карла развлечься весьма экстравагантным способом –
устроить бал, на котором сам король и его знатные придворные изображали поросших
волосами дикарей. В разгар веселья в бальном зале появились пятеро связанных
длинной веревкой голых пляшущих людей, вымазанных смолой, к которой были
прикреплены пучки пакли, похожие на волосы. Раздался смех, и кое-кто снял со
стены факел, чтобы в полутьме разглядеть шутников. Один из любопытных, нарочно
или нечаянно, поднес факел слишком близко, пламя тотчас охватило «дикарей», и
они, вопя от боли, заметались по залу. Четверо «дикарей» умерли от ожогов.
Спастись удалось только королю, с которого тетка короля сбила огонь своей
пышной юбкой. Этот случай вдохновил Э.А. По на рассказ "Прыг-Скок"
(1849). Не причинив вреда телу короля, «Праздник горящих одежд» непоправимо
разрушил его душу – Карл окончательно погрузился в безумие. Теперь уже и
королева не могла успокоить его: однажды он кинулся на нее с мечом, в другой
раз избил до синяков, крича: «Уберите от меня эту шлюху!». Он перестал
осознавать, что он король, называл себя «бедным Жаком» и утверждал, что никогда
не был женат. Короля, невзирая на его недуг, не позволялось запирать, и он
бродил по всему Лувру, из-за чего королеве пришлось перебраться во дворец
Барбетт. Тем не менее она исправно рожала детей, в общей сложности став матерью
12 отпрысков. Предпоследним в 1403 году родился Карл, ставший дофином, –
будущий Карл VII. Осведомленные люди говорили, что половину младенцев Изабелла
родила вовсе не от короля, а от Людовика Орлеанского, который уже открыто
требовал для себя корону. В своих интригах враждующие стороны совсем забыли о
несчастном короле, который бродил по Лувру голодный и перепачканный
собственными испражнениями. Изабелла приставила к нему сиделку-любовницу
Одинетту де Шамдивер, и Карл засыпал на ее груди, уверенный, что обнимает свою
Изабо. Между тем королева и ее родственники-баварцы вовсю расхищали казну, а
для того чтобы ее пополнить, вводили новые налоги. Народ начал роптать, и
прежний «цветок добродетели» парижане стали называть не иначе как «волчица» и
«вавилонская блудница». Недееспособность короля способствовала расколу Франции на
два враждующих лагеря (арманьяков и бургиньонов), которые начали между собой
вооруженную борьбу. На этом фоне возобновилась Столетняя война: английский
король Генрих V высадился с войском во Франции и в 1415 г. наголову разбил
своих противников при Азенкуре. По договору в Труа (1420) Карл был вынужден
отдать свою дочь Екатерину в жены Генриху V, который объявлялся регентом
Франции и наследником короны после смерти Карла. Однако удачливый завоеватель
так и не успел поцарствовать во Франции, скоропостижно скончавшись в 1422 г.,
двумя месяцами раньше своего слабоумного тестя. Карлу VI посвящена драма К.
Делавиня "Карл VI" (1843), на сюжет второй написана одноименная опера
Галеви. Он выведен также в романе А. Дюма "Изабелла Баварская" (1835).
Эжен Массоль
Интересные случаи из постановок
оперы был описан в английском журнале «Lite»: «В то время на сцене
Императорсклй оперы в Париже любимцем публики был певец (тенор и баритон) Эжен
Массоль (23.8.1802, Лодев – 30.10.1887, Париж). В частной жизни человек этот
отличался угрюмым характером, также он имел не совсем приятную внешность.
Особенно всех поражал неприятный блеск его глаз. Умственные способности его
были весьма ограничены, но голос – в высшей степени музыкален, так что Массоль
пользовался успехом; многие французские аристократы находили в его пении почти
демоническую чарующую прелесть. В премьерной постановке оперы «Карл VI» Галеви
была партия Массоля. Особо впечатляюще он пел арию «Проклятие», исполнял так,
что публика часто требовала повторения. Однажды на спектакле произошел странный
и необъяснимый случай. Массоль пел «Проклятие» с возведенными к потолку
глазами, и не успели стихнуть аплодисменты, как рабочий, передвигавший во время
арии декорации вверху, упал. Когда бросились к нему на помощь, он был уже мертв.
Это так тягостно подействовало на артистов и зрителей, что оперу долго не
давали. Спустя некоторое время ее возобновили, и Массолю пришлось снова
участвовать в спектакле. Воспоминание о неожиданной смерти невольного
слушателя, видимо, было еще слишком свежо, и на сей раз, исполняя арию, певец
не решился даже поднять глаза. Но в какой-то момент его взгляд случайно
задержался на капельмейстере – последний почти сразу почувствовал себя плохо и
на третий день умер от необычного нервного приступа. Прошло несколько месяцев,
прежде чем парижская публика снова смогла услышать оперу. По мере приближения к
исполнению роковой партии все в страхе ожидали нового несчастья. Массолю
посоветовали петь, глядя на заранее намеченную пустую ложу. Он согласился.
Позднее оказалось, что ложу занял приезжий коммерсант из Марселя, опоздавший к
началу представления и явившийся как раз к «Проклятию». И снова Париж был
потрясен известием о новой внезапной смерти. После этого оперу навсегда сняли с
репертуара, а Массоль в 1858 году покинул сцену».
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".