Морис Равель. «Болеро…шах⁄мат» – одноактный балет с вокальным прологом
О СПЕКТАКЛЕ
«Болеро»: сеанс музыкального гипноза
«Болеро» Мориса Равеля – произведение для оркестра, первоначально задуманное как музыка для балетной постановки, было создано по заказу известной русской балерины Иды Рубинштейн в 1928 году в маленькой деревушке Монфор-л’Амори, что в пятидесяти километрах от Парижа. По задумке Иды произведение должно было максимально отражать ее индивидуальные танцевальные способности. В основу своего «Болеро» Равель положил две широкие песенно-танцевальные мелодии испанского характера.
Российский пианист С. Рихтер в своем дневнике после очередного прослушивания «Болеро» писал: «Каждый раз неповторимый момент гигантского подъема и торжества ритма. Сколь бы я ни слушал это сочинение, каждый раз это как первый раз. А потом в течение недель Болеро продолжает мысленно звучать внутри, надолго растягивая удовольствие. Браво Monsieur Равель».
Поэт Н. Заболоцкий назвал «Болеро» Равеля «священным танцем боя».
Первое исполнение «Болеро» состоялось 22 ноября 1928 года в парижской «Гранд-Опера» с сольной партией Иды Рубинштейн.
Российский музыковед Александр Майкапар отмечает, что «Болеро» приобрело особую популярность из-за «гипнотического воздействия неизменной множество раз повторяющейся ритмической фигуры, на фоне которой две темы также проводятся много раз, демонстрируя необычайный рост эмоционального напряжения и вводя в звучание все новые и новые инструменты».
КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Болеро…шах/мат
Шахматная игра – это философия, которая имеет множество теорий, трактовок и, конечно же, последователей. Именно их рассуждения наиболее глубоко раскрывают смысл шахмат и их роль в развитии человечества. Вы можете узнать гораздо больше из проигранной игры, чем от выигранной игры. Вы должны проиграть сотни игр, прежде чем стать хорошим игроком.
Шахматы – это не только борьба умов, но и борьба нервов.
М.М. Ботвинник, советский шахматист
Шахматы – для каждого свое. Для одного – это искусство, для тех, кто ценит систематизацию, логику, точный выверенный анализ, – наверное, наука, ну а для третьего – прежде всего борьба, азарт, риск.
М.Н. Таль, советский и латвийский гроссмейстер
В том-то и состоят шахматы. Сегодня ты даешь сопернику урок, а завтра он тебе.
Р. Фишер, американский гроссмейстер
Шахматы учат правильно оценивать свои силы, анализировать, логически мыслить, не говоря уже о том, что шахматы развивают память.
А.Е. Карпов, советский и российский шахматист, политик
В шахматах в одиночку не создают шедевров. Нужен соперник высшего уровня.
Г.К. Каспаров, советский и российский шахматист, шахматный литератор, политик
Мир я сравнил бы с шахматной доской:
То день, то ночь. А пешки? Мы с тобой –
Подвигают, притиснут, – и побили…
И в темный ящик сунут на покой.
О. Хайям, персидский философ, математик, астроном, поэт
Странно мне видеть падишаха, который не умеет играть в шахматы. Как же он будет управлять государством?
А. Папакан, первый шаханшах Ирана, основатель Сасанидского государства
Шахматы, подобно музыке, или любому другому искусству, способны делать человека счастливым.
З. Тарраш, немецкий шахматист-теоретик
ПОСТАНОВОЧНАЯ ГРУППА:
Хореограф-постановщик, балетмейстер – н.а. Украины Вадим Писарев
Ассистенты хореографа-постановщика: з.а. Украины Максим Вальчик,
Ольга Дранова, Анжелика Кулиева
Музыкальная редакция – Ольга Горюнова
Главный балетмейстер – Валерий Попов
Главный хормейстер – н.а. Украины, Лауреат Национальной премии
Украины имени Тараса Шевченко Людмила Стрельцова
Художник-постановщик – заслуженный художник Украины Сергей
Спевякин
Художник по костюмам – Оксана Кубекина
Педагоги-репетиторы: н.а. Донецкой Народной Республики Ирина Комаренко, н.а. Украины Галина Крамаренко, з.а. Украины Елена Огурцова, з.а. Украины Максим Вальчик, Галина Володина, Ольга Дранова, Анжелика Кулиева, Эльвира Рыкова
Главный консультант проекта – н.а. Донецкой Народной Республики
Евгений Денисенко
Действующие лица и состав исполнителей:
Белые фигуры
Король – Александр Наумов
Королева – Елена Онищенко
Слон – Алексей Литовко, Тарас Харченко
Конь – Михаил Изотов, Святослав Липко
Ладья – Павел Дранов, Вадим Лешенков
Пешки – учащиеся школы хореографического мастерства Вадима
Писарева
Черные фигуры
Король – Константин Якивец
Королева – н.а. Донецкой Народной Республики Ирина Комаренко
Слон – Дмитрий Лядский, Евгений Клименко
Конь – Александр Липко, Сергей Писарев
Ладья – Ростислав Смоляков, Сергей Трошин
Пешки – артисты балета театра
Вокальный пролог
Лауреат международного конкурса Владислав Лысак
Артисты хора театра
Дирижер – Александр Пахоленко
Премьера спектакля состоялась 1 и 2 февраля 2020 года
Что такое Донбасс балет? - ни разу не слышал. Писарева знаю - хороший танцовщик был, а хореограф он какой!? Новый опыт всегда заманчив, хотя до определённого возраста... Что-то сомневаюсь я, но всё-таки: спасибо за расширение опосредованного кругозора!
Не Донбасс балет, а Донбасс Опера - так сегодня называют Донецкий театр оперы и балета им. А.Б. Соловьяненко. https://donbassopera.ru ***************************** В целом ничего не могу сказать о Писареве-хореографе, т.к. других его работ, кроме этого спектакля, не знаю, но его замысел в данном балете мне понравился.
Почему-то мне кажется, что это небольшое действо не оставит Вас равнодушным. Шахматная партия в исполнении артистов балета под музыку Равеля - на мой взгляд, это очень интересно.
Очень жаль, что сохранилось мало записей выступлений Вадима Писарева. Не удалось найти ни одного балетного спектакля целиком. Что же касается его творчества как балетмейстера, то каждый может познакомиться с его постановками. Сейчас, когда режим самоизоляции, на сайте театра размещены в открытом доступе балетные и оперные спектакли. С хореографией Писарева, например, Кармина Бурана, Танго История любви на музыку Пьяццоллы.
Согласна, что сохранилось очень мало записей замечательных исполнителей, и по этому поводу можно только сожалеть, потому что в нестоличных театрах было много отличных артистов.
Спасибо за подсказку. На канале театра в Youtube нашла другие записи театра. https://www.youtube.com/user/DonbassOpera/videos
Сейчас можно много интересного найти. На сайте Минского театра, он же Белорусский театр оперы и балеты, время от времени размещаются спектакли, в том числе балетные. Вот Витовта недавно выкладывали. Но надо дежурить, выкладки через какое-то время снимаются. Качество, конечно, не ДВД, но смотреть можно. Что же касается старых записей, то и Большому театру не повезло. Где балет "Ангара" в постановке Григоровича, где "Гусарская баллада" в постановке Брянцева? Да есть "Гусарская баллада" в Красноярске, но это другая постановка. Где "Любовью за любовь" в постановке Боккадоро? Все это показывалось по ЦТ и весьма вероятно записывалось.
Балет - хорош! За шахматы - обидно. Есть антураж, а логики не видно. Понятно стало с самого начала: Ход королевской пешки... Омрачало незнание классических основ! Здесь шахматы из Писаревских снов.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".