Погружение в классику
Погружение в классику
RSS
литература
Меню сайта
Поиск
по заголовкам
по всему сайту
поиск от Google

Из нашего архива
Брамс-Концерт No.1 и вальсы [аудио]
В.А. Моцарт, концерты для ф-но с оркестром №7,8,11, Альфред Брендель, Невиль Марринер (ape) [аудио]
Гленн Гульд играет 1-й концерт Брамса, дир. Леонард Бернстайн (flac) [аудио]
Календарь новостей
«  Май 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Приветствуем Вас, Гость.
Текущая дата: Четверг, 21 Ноября 24, 19:12
Главная страница » 2020 » Май » 4 » Акопян Л. Моцарт. Путеводитель
Акопян Л. Моцарт. Путеводитель

Теги: Акопян, моцарт

Акопян Л. Моцарт. Путеводитель

Главный герой первой книги из серии «Легенды и бренды классической музыки» — Моцарт. Созданное им подобно целому миру, путешествие по которому может стать не только увлекательным. Семнадцать маршрутов, разработанных Левоном Акопяном, — ряд неожиданных и парадоксальных туров в город «по имени Моцарт» — доставят удовольствие и романтическим натурам, и любителям экстрима.


От издательства
Моцарт: магия бренда

Самого известного современного композитора Австрии зовут, если кто не знает, Хайнц Карл Грубер. Он не только композитор, но еще и контрабасист, певец, актер кабаре и возмутитель общественного спокойствия. В этом последнем качестве он особенно рьяно выступает против привычного, освященного традицией образа Вены как города, чья слава воплощена главным образом в роскошных имперских постройках, «сказках Венского леса», хойригерах, шраммелях, шницелях, штруделях, торте «Захер», климтовском «Поцелуе» и вездесущих изображениях двух всеобщих трагических любимцев — императрицы Сисси и Моцарта. По Груберу, рядом с этой сусальной витриной существует «альтернативная Вена» — динамичный современный культурный центр, в котором создается острое, актуальное, экстравагантное искусство.
Что касается Моцарта, то Грубер прав: ангелоподобному Моцарту с памятника, установленного в саду Бурггартен, Моцарту одноименных приторных конфет и одноименного приторного ликера, добавляемого в одноименный же кофе, — такому Моцарту в «альтернативной Вене» делать нечего. Все это — лишь приманки для туристов, имеющие с подлинным Вольфгангом Амадеем куда меньше общего, чем энергичный дух «альтернативной Вены».
Что и говорить, Моцарт — более чем лакомый кусок для массовой культуры. Блистательное начало жизни и ее горестный конец, неоднозначные отношения с отцом, свояченицей и женой, непонимание сильных мира сего и зависть коллег, туманные масонские связи и «черный человек» — все это безошибочно действует на домохозяек обоего пола с духовными притязаниями. Литераторы, режиссеры, скульпторы, телеведущие, фабриканты кондитерских изделий и эстрадные аранжировщики тут как тут, всегда готовые тиражировать популярный образ. В результате мы имеем целую околомоцартовскую индустрию — начиная от недостоверных, однако же не лишенных занимательности пьесы и фильма «Амадей» и до очередных фантастических публикаций на тему убийства классика то ли братьями по масонской ложе, то ли собственной женой и ее любовником, от навязших в зубах «попсовых» обработок «Турецкого марша», «Маленькой ночной серенады», «Эльвиры Мадиган», «Мальчика резвого» и начала Сороковой симфонии (теперь они стали непременной частью репертуара мобильных телефонов) до шоколадных шариков Mozart-Kugeln, в которых чрезмерно много сахара и совсем нет «букета». «Солнечному юноше» живописи Рафаэлю с конфетами — Raffaello — повезло явно больше.
Человека, не особенно хорошо ориентирующегося в музыке, но наделенного вкусом, чувством меры и здоровым скептицизмом, бренд «Моцарт» в этом варианте скорее оттолкнет — как отталкивает все слащавое и сентиментальное. Уж лучше назвали бы именем Моцарта какой-нибудь пикантный соус — это было бы и вкуснее, и ближе к сути дела.
<...>


Источники и составные части
- Галантный стиль
- Мангеймская школа
- Итальянская опера
- Йозеф Гайдн
К вопросу об эдиповом комплексе
- Пролегомены и идиосинкразия
- «За Богом сразу идет Рара»
- «Я — Моцарт, но молодой и вполне разумный...»
- Последняя встреча
Зальцбург как Урюпинск
- От «Северного Рима» до «нищего двора»
- Последний визит
Моцарт и его начальство
- Архиепископ Шраттенбах
- «Враг человечества» архиепископ Коллоредо
- Императоры Иосиф II...
- ... и Леопольд II
Первая любовь
- Кузиночка, или «Любовь для тела»
- Алоизия Вебер — «любовь для души»
Похвальное слово глуповатости
- «Спуни-куни-файт», или «Классик на судне»
- Чистое искусство или искусство для масс?
Моцарт и деньги
- Маркетинговые стратегии Леопольда Моцарта
- Сколько зарабатывал Моцарт
- «Русский след»
Моцарт и Констанца
- Жена Цезаря вне подозрений?
- «Либо плати, либо женись»
- За что благодарить Всевышнего?
Спортивные достижения Моцарта
- «Miserere» Аллегри, или Моцарт как хакер
- Моцарт-лауреат
- Моцартовы «финты»: танцы в «Дон Жуане» и финал «Юпитера»
О нужном количестве нот
- Сцена под звездным небом и «Маленькая ночная музыка»
- «Сгустки страсти» и «клубки терний»
- «Митридат», «Идоменей» и «Луций Сулла »: Моцарт и серьезная опера
Моцарт как философ: о вечных вопросах бытия
- Прекрасная музыка и ничего больше
- «В своей стихии»: Моцарт и веселые драмы
- Лоренцо Да Понте: священник, авантюрист, женолюб
- Женщина — создание слабое... и коварное?
- Блюдо, которое венцам не по зубам
- Так КАК поступают все женщины?
Случалось ли Моцарту писать плохо?
- Виновен... «в чрезмерном совершенстве»!
- «Рококо-оперные радости греха»
- Музыкальный продукт «от-кутюр»
Масонская тема
- Остап Бендер по-венски
- Сказка, аллегория или политический памфлет?
- По поводу политкорректности
А при чем тут Сальери?
Гроб многоразового пользования
Еще к вопросу об эдиповом комплексе


Из шести детей Моцарта четверо умерли в младенчестве. Остальные — это сыновья Карл Томас (1784-1858) и Франц Ксавер Вольфганг (1791-1844).
Старший сын после смерти отца некоторое время воспитывался в Праге у будущего первого биографа Моцарта Франца Ксавера Нимечека, учился игре на фортепиано у его тезки Душека, потом переехал в Италию и в конечном счете избрал карьеру чиновника в Милане. Судя по всему, преуспел, хотя семьи не создал и умер бездетным.
С младшим сыном все (за исключением бессемейности и бездетности) получилось иначе. Он родился в июле последнего года жизни Моцарта — примерно тогда же, когда неизвестный в черном заказал его отцу Реквием.
Моцарт будто бы сразу оценил музыкальную одаренность младенца, не без юмора заметив, что тот пищит в тон мелодиям из «Волшебной флейты», которая тогда была в работе. Констанца же была убеждена в том, что сын ни в чем не уступит отцу. Овдовев, она переименовала сына в Вольфганга Амадея.
Вольфганг Амадей Второй получил блестящее музыкальное образование. Его первым учителем фортепиано был Франц Ксавер Душек, у которого пятилетний Моцарт-младший гостил вместе с матерью. С 1797 года его воспитанием занимались Гайдн, Сальери (да, да, тот самый!), Иоганн Непомук Гуммель, Иоганн Георг Альбрехтсбергер — сливки венского музыкального мира.
В апреле 1805 года, будучи подростком неполных четырнадцати лет, он впервые выступил перед венской публикой, исполнив один из любимейших фортепианных концертов своего отца — до мажор (Двадцать первый). В тот же вечер прозвучало и его собственное произведение — кантата к 73-летию Гайдна.
Вскоре сочинения Моцарта-младшего начали появляться в печати. Он стал зарабатывать неплохие деньги концертами и преподаванием. В 1807 он сочинил свой первый фортепианный концерт, и тогда же Сальери предсказал ему блестящую, «под стать отцу», будущность.
Но, как нетрудно догадаться, музыкант с фамилией Моцарт должен был чувствовать себя не слишком уютно в Вене эпохи наполеоновских войн. Один из рецензентов, имея в виду семнадцатилетнего Моцарта-младшего, писал:
«Тот, кому довелось быть сыном заслуженно знаменитого человека, вынужден преодолевать огромные сложности, особенно если он выбрал отцовскую стезю: ведь в этом случае слава отца будет тяготеть над ним. Сын великого Моцарта, судя по всему, тоже сгибается под этим бременем, и надо сказать, что пока он не совершил ничего такого, что могло бы заставить нас считать его исключением из правил».
Видимо, Моцарту-младшему не очень хотелось, чтобы его всю жизнь трактовали всего лишь как маленького сына великого отца. Вдобавок его мать собралась замуж за Георга Николауса Ниссена. У начинающего композитора и пианиста появились веские резоны, чтобы отправиться на поиски счастья в дальние края, подальше от среды, столь опасно питательной для его эдипова комплекса.
В конце 1807 года Моцарт-младший покинул Вену и выехал на окраину империи, в Галицию. Здесь, на территории нынешней Западной Украины, он служил учителем музыки и других предметов в семьях разных вельмож, а с 1813 года вел жизнь свободного художника в Лемберге, нынешнем Львове.
<...>
В 1826 году Моцарт-младший основал в Лемберге Общество имени святой Цецилии — римской великомученицы, которую с XV века по не совсем понятным причинам считают покровительницей музыкантов. В первые десятилетия XIX века такие общества создавались по всей Европе, особенно в сфере влияния немецкой культуры. Они мыслились как очаги высокого строгого церковно-певческого искусства. На их базе впоследствии часто создавались консерватории. Так что Моцарта-младшего можно в известном смысле считать одним из основателей Львовской консерватории.
Франц Ксавер Вольфганг Амадей Моцарт проработал в Лемберге еще двенадцать лет и в 1838 году наконец вернулся на родину. Его последние годы, судя по всему, были не особенно радостными. Он имел учеников и считался надежным и умелым ансамблистом, но вся его деятельность проходила на периферии австрийской музыкальной жизни. Когда в 1841 году в Зальцбурге был основан Моцартеум, Констанца пыталась «протолкнуть» сына на пост директора, но безуспешно. Главой Моцартеума был назначен деятельный зальцбургский музыкант Алоис Таукс, а Моцарту-младшему пришлось довольствоваться должностью почетного капельмейстера. На открытии памятника Моцарту в Зальцбурге год спустя он исполнил известнейший из моцартовских фортепианных концертов, Двадцатый (ре минор).
После смерти матери (1842) едва ли не единственным близким человеком для Моцарта-младшего оставался его ученик, молодой пианист Эрнст Пауэр. Летом 1844 года Моцарт-младший в сопровождении Пауэра выехал на лечение в Карлсбад (ныне Карлови-Вари), где и скончался 31 июля в возрасте пятидесяти трех лет.
О взаимоотношениях Леопольда Моцарта и Вольфганга Амадея Первого написаны тома и сняты фильмы. Но почему-то никто до сих пор не написал книги и не снял кино о Вольфганге Амадее Втором — способном и жизнелюбивом человеке, который, стремясь ускользнуть из тени неведомого, но вездесущего отца, уехал на край света, растерял там свой талант, а затем, вернувшись домой, обнаружил, что никому особенно не нужен, кроме престарелой и живущей прошлым матери; ненамного пережив ее, он окончил свои дни в почти полном одиночестве на руках у единственного друга. По-моему, с точки зрения фрейдистских подтекстов этот сюжет не менее соблазнителен; к тому же он поэтичен и, если вдуматься, чем-то напоминает сюжет «Пера Гюнта». Будь я беллетристом или кинорежиссером, я бы непременно обратил на него внимание.
Кстати, улицы Франца Ксавера Моцарта во Львове до сих пор нет. Зато проходящая в двух шагах от Львовской консерватории живописная улица, бывшая Лермонтова, ныне носит имя Джохара Дудаева...


Хронология
Вокруг Моцарта (имена и понятия)
Аудиоприложение

Категория: литература | Просмотров: 1527 | Добавил(а): palmira
Важно: что делать, если ссылка на скачивание не работает.
Понравился материал?
Ссылка
html (для сайта, блога, ...)
BB (для форума)
Комментарии
Всего комментариев: 6
1. alex sidmak (sidmak)   (04 Мая 20 18:25) [Материал]
ИнтЭрЭсно, а что же было в аудиоприложении?

Спасибо!

3. (palmira)   (04 Мая 20 18:35) [Материал]
Трек 1. Соната для фортепиано № 8 ля минор (KV 310). Часть II. Гиомар Новаиш, ф-п. Запись 1955 г.
Трек 2. «Похищение из сераля». Увертюра. Королевский филармонический оркестр (Лондон), дирижер Томас Бичем. Запись 1953 г.
Трек 3. Симфония № 25 соль минор (KV 183). Часть I (фрагмент). Оркестр «Консертгебау» (Амстердам), дирижер Отто Клемперер. Запись 1950-х гг.
Трек 4. Концерт для фортепиано с оркестром № 9 ми-бемоль мажор (KV 271) «Жёномм». Финал. Гиомар Новаиш, ф-п. Венский симфонический оркестр, дирижер Ханс Зваровский. Запись 1954 г.
Трек 5. «Свадьба Фигаро». Ария Керубино «Сердце волнует жаркая кровь» из II акта. Ирмгард Зефрид, Венский филармонический оркестр, дирижер Герберт фон Караян. Запись 1949 г.
Трек 6. Месса до минор (KV 427). «Et incarnatus est». Ирмгард Зефрид, ансамбль солистов Симфонического оркестра Баварского радио, дирижер Ойген Иохум. Запись 1950 г.
Трек 7. Грегорио Аллегри. «Miserere» (фрагмент). Хор Вестминстерского аббатства. Запись 1955 г.
Трек 8. «Дон Жуан». Финал I акта. Солисты и оркестр «Филармония» (Лондон), дирижер Карло Мария Джулини. Запись 1955 г.
Трек 9. Симфония № 41 до мажор «Юпитер» (KV 551). Финал. Оркестр «Филармония»(Лондон), дирижер Отто Клемперер. Запись 1950-х гг.
Трек 10. Квинтет для кларнета и струнных ля мажор (KV 581). Часть I. Бенни Гудмен, кларнет, Будапештский струнный квартет. Запись 1938 г.
Трек 11. «Дон Жуан». Финал II акта. Гоглоб Фрик (статуя Командора), Эберхард Вехтер (Дон Жуан), Джузеппе Таддеи (Лепорелло), оркестр «Филармония» (Лондон), дирижер Карло Мария Джулини. Запись 1955 г.
Трек 12. «Так поступают все женщины». Терцеттино «Пусть ветер будет легким» из II акта. Лиза Делла Каза (Фьордилиджи), Криста Людвиг (Дорабелла), Пауль Шёфлер (Дон Альфонсо), Венский филармонический оркестр, дирижер Карл Бём. Запись 1955 г.
Трек 13. «Дон Жуан». Ария Донны Анны «Нет, жестокой, милый друг мой, ты меня не называй» из II акта. Джоан Сазерленд, оркестр «Филармония» (Лондон), дирижер Карло Мария Джулини. Запись 1955 г.
Трек 14. Реквием (KV 626). «Lacrimosa». Хор Венской государственной оперы, Венский филармонический оркестр, дирижер Карл Бём. Запись 1950-х гг.
Трек 15. «Волшебная флейта». Ария Царицы ночи «Ужасной мести жаждет мое сердце» из II акта. Рита Штрайх, Симфонический оркестр Берлинского радио (RIAS), дирижер Ференц Фричай. Запись 1955 г.
Трек 16. «Волшебная флейта». Ария Зарастро «О, Изида и Озирис» из II акта. Людвиг Вебер, Венский филармонический оркестр, Певческая капелла Общества друзей музыки в Вене; дирижер Герберт фон Караян. Запись 1950 г.

2. (palmira)   (04 Мая 20 18:31) [Материал]
Там в книге есть.

6. (MozartLove)   (02 Апреля 22 07:45) [Материал]
А не могли бы Вы залить в облако рип диска? Хотя бы временно. Спасибо.

4. Nina (nixelle)   (19 Мая 20 19:26) [Материал]
Благодарю appl appl appl

5. Мурмуся Кукуськина (Мурмусикус)   (07 Июня 20 16:46) [Материал]
Спасибочки! appl

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".
Помощь тяжело больным детям. Подробнее.
Форма входа








Хостинг от uCoz ПОГРУЖЕНИЕ В КЛАССИКУ. Здесь живет бесплатная классическая музыка в mp3 и других форматах.