Монография посвящена оперному творчеству Г. Ф. Генделя (1685-1759). Музыкальный театр композитора рассматривается в исторической последовательности и в связи с художественными, социальными и политическими реалиями своего времени. Особо выделены ключевые для каждого периода произведения. Книга адресована музыкантам, студентам творческих вузов и всем, кто интересуется операми Генделя.
Оперы Генделя: триумф, забвение и возрождение - Хронология и периодизация - Генделевский «ренессанс» XX века
Гамбургский пролог - История о непокорном сыне - Театр вольного города - «Альмира»
Итальянское интермеццо: 1706-1710 - Аркадская идиллия - Театр без театра: итальянские кантаты - «Родриго»: драма о вероломном монархе - «Ацис, Галатея и Полифем» - «Агриппина» - Прощание с Италией
«Ринальдо» и спутники - Опера в Англии до Генделя - «Ринальдо»: история успеха - Опера как зрелище - Музыка «Ринальдо» - Спутники «Ринальдо» («Верный пастух», «Тесей», «Луций Корнелий Сулла», «Амадис Гальский»)
Королевская академия музыки - Британские меценаты - В замке Кэннонс («Ацис и Галатея», «Эсфирь») - Учреждение театра - Генделевские певцы (Сенезино, Гаэтано Беренштадт, Франческа Куццони, Фаустина Бордони, Маргерита Дурастанти, Анастасия Робинсон, Франческо Борозини, Джузеппе Мария Боски) - Либреттисты и либретто
Вереница шедевров - Оперные войны - «Радамист»: декларация о намерениях - Жестокий восток «Тамерлана» - Средневековая «опера спасения» («Роделинда, королева лангобардов») - Античные сюжеты: «Адмет» и «Александр»
«Юлий Цезарь в Египте» - Историческая основа сюжета и особенности либретто - Музыкальная драматургия - Исполнители и интерпретации
Борьба за оперу - Закрытие и обновление Королевской академии музыки - «Опера нищего» и хлопоты импресарио - Певцы Второй академии - Конкуренты - В театре Ковент-Гарден - Репертуар генделевского театра 1729-1741 годов
Гендель и опера-сериа - Реформа Метастазио - Три оперы — три героя («Сирой», «Пор», «Аэций») - «Пор»: благородство и безрассудство Триада опер по мотивам Ариосто - Возвращение в мир барокко - «Орландо» - «Ариодант» - «Альцина» - На переломе
Гендель и высокая комедия - Комедийные тенденции - Женский мир «Партенопы» - «Ксеркс» - Эпилог: «Гименей» и «Деидамия» Гендель и английская опера - Оратории в театре - «Семела» - «Геракл»
Ныне совершенно ясно, что понятие «музыкальный театр Генделя» не может быть ограничено только операми. Однако и оперы раскрылись современной аудитории с совершенно новой стороны. Слушатели, возражающие против модернизирующих постановок, получили возможность наслаждаться этими операми в прекрасных исполнениях без насильственных купюр; любители театра, в добавление к этому, могут сравнивать многочисленные варианты режиссерских решений одной и той же оперы, которые теперь доступны в виде записей или даже онлайн (некоторые театры транслируют премьерные спектакли в Интернете). Великое мастерство Генделя-драматурга было по достоинству оценено далекими потомками. Его музыкальный театр занял достойное место рядом с такими выдающимися явлениями, как творчество Монтеверди, Моцарта, Глюка, Вагнера, Верди, Мусоргского. И хотя в наши дни уже не осталось «забытых» или «неизученных» опер Генделя, это искусство еще способно преподнести множество музыкальных и театральных открытий.
Литература Приложения - Театральные произведения Генделя - Пастиччо из опер других композиторов, поставленные под руководством Генделя - Оперы Генделя в России XX-XXI вв. Указатель имен
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".