ЧАСТЬ I. Проблема жанра в инструментальной музыке эпохи барокко § 1. Музыкальный жанр и традиции жанровой типологии § 2. О некоторых важных особенностях инструментальной музыки эпохи барокко § 3. Жанры и жанровые наименования § 4. К вопросу о жанровой систематизации ЧАСТЬ II. «Портреты» инструментальных жанров XVII — первой половины XVIII века
Простые жанры без конкретных жанрово-бытовых прототипов - Air и Aria - Антре - Basse de Cromorne (Basse de Trompette) - Бициний - Версет - Grand jeu - Граунд - Диалог - Дуэт - In Nomine - Интонация - Интрада - Канцона - Каприччио - Карильон - Квартет - Кводлибет - Lesson - Ноэль - Офферторий - Пастораль - Pleinjeu - Преамбула - Прелюдия - Recit - Rejouissance - Ретирада - Ричеркар - Рондо - Симфония - Соната - Токката - Tombeau - Трио - Тьенто - Tierce en taille - Фантазия - Французская увертюра - Фуга - Фугетта - Хорал - Эхо
Сложные жанры инструментальной музыки - Итальянская увертюра - Концерт - Concerto grosso - Органная месса - Органный гимн - Органный магнификат - Ordre - Партита - Прелюдия [фантазия, токката] и фуга - Симфония - Соната - Sonata da camera - Sonata da chiesa - Сонатина - Сюита - Трио-соната - Увертюра-сюита
====================== Рекомендуемая литература Рекомендуя читателям данный список музыковедческих работ, содержащих достаточно широкий диапазон суждений об инструментальной музыке эпохи барокко, автор, однако, обращает внимание на необходимость критического подхода к этим источникам. Особенно это касается трудов, написанных более четверти века назад и нередко содержащих устаревшую к настоящему времени информацию. Тем не менее знакомство с ними представляется весьма важным для осознания истории развития музыковедческой мысли применительно к интересующей нас тематике.
Березин В. Музыканты королей Франции. — М.: Современная музыка, 2012. Берченко Р. Э. В поисках утраченного смысла: Болеслав Яворский о «Хорошо темперированном клавире». — М.: Классика-ХХ1, 2005. Бочаров Ю. Барочная сюита: от мифологии к историческому аутентизму // Научный вестник Московской консерватории. — 2015. — № 4. — С. 202-215. Бочаров Ю. Da chiesa е da camera // Старинная музыка. — 2011. — № 3-4. — С. 16-23. Бочаров Ю. Итальянская увертюра: век восемнадцатый // Старинная музыка. — 2012. - № 1-2. — С. 17-22. Бочаров Ю. Многоликий термин [Air в музыке XVI-XVIII веков] // Старинная музыка. — 2004. — № 1-2. — С. 11-13. Бочаров Ю. С. Увертюра в эпоху барокко. — М.: ИД «Композитор, 2005. Бочаров Ю. С. Французская увертюра в музыке эпохи барокко. — М.: ПРЕСТ, 1998. Брянцева В. Французский клавесинизм. — СПб.: Дмитрий Буланин, 2000. Булычева А. Жизнь после жизни (Театральные чаконы и пассакальи в эпоху Просвещения) // Старинная музыка. — 2003. — № 1. — С. 14-20. Бурундуковская Е. В. Органно-клавирная культура Италии (конец XVI — первая половина XVII века). — Казань: Казанская гос. консерватория, 2007. Гандилян С. С. Иоганн Якоб Фробергер и его клавирная музыка: дис. ... канд. иск. / Моск. гос. консерватория имени П. И. Чайковского. — М., 2012. Гандилян С. Сюитные циклы в творчестве И. Я. Фробергера (на материале Книги сочинений 1649 года) //Музыковедение. — 2010. — № 12 (50). — С. 9-16. Генова Т. Из истории basso ostinato XVII-XVIII веков (Монтеверди, Перселл, Бах и другие) // Вопросы музыкальной формы. Вып. 3 / под ред. В. В. Протопопова. — М.: Музыка, 1977. — С. 123-155. Друскин М. С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков. — Л.: Музгиз, 1960 [2-е изд. — СПб.: Композитор, 2007]. Епишин А. В. Магия музыки барокко: итальянская трио-соната. — СПб.: Композитор, 2006. Зейфас Н. Concerto grosso в музыке барокко // Проблемы музыкальной науки. Вып. 3 / редколлегия: М. Е. Тараканов, Ю. Н. Тюлин, В. Н. Холопова, В. А. Цуккерман. — М.: Советский композитор, 1975. — С. 379-406. Зейфас Н. М. Concerto grosso в музыке Генделя. — М.: Музыка, 1980. Зенаишвили Т. А. Пахельбель и Букстехуде: несостоявшаяся встреча (из истории клавирной сюиты) // Музыковедение. — 2010. — № 7. — С. 8-14. Зенаишвили Т. А. Некоторые подробности из истории немецкой клавесинной сюиты XVII века // Fioretti musicali: Материалы научной конференции в честь Инны Алексеевны Барсовой / отв. ред. Д. Р. Петров. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2011.— С. 57-66. Из истории мировой органной культуры XVI-XX веков / сост. М. Воинова, Е. Кривицкая. — М.: Московская гос. консерватория, 2007. Крайнова Е. Загадки английских In Nomine // Старинная музыка. — 2004, —№3-4. —С. 21-25. Кривицкая Е. Из истории французской органной музыки. — М.: Композитор, 2003 [2-е изд. — М.: Композитор, 2010]. Ливанова Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 года. Т. 1-2. — М.: Музыка, 1982-1983. Насонова М. Л. Северонемецкая органная школа. Органная композиция как феномен культуры: дис.... канд. иск. / Моск. гос. консерватория имени П. И. Чайковского. — М., 1994. Органная книжечка: Очерки по истории и теории органного искусства / ред.-сост. Е. Н. Цыбко. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2008. Палажченко И. Р. Инструментальная фантазия XVII-XVIII веков. Генезис и пути развития: дис.... канд. иск. / Моск. гос. консерватория имени П. И. Чайковского. — М., 1992. Продьма Т. Старинная токката: история и теория жанра. — Алматы, 2009. Протопопов Вл. Из истории форм инструментальной музыки XVI-XVIII веков: Хрестоматия. — М.: Музыка, 1980. Протопопов Вл. Очерки из истории инструментальных форм XVI — начала XIX века. — М.: Музыка/1979. Протопопов В. В. Ричеркар и канцона в XVI-XVII веках и их эволюция // Вопросы музыкальной формы. Вып. 2 / под ред. В. В. Протопопова. — М.: Музыка, 1972. Пылаева Л. Д. Сценический танец французского барокко: феномен «безмолвной риторики». — Пермь: ПГПУ 2010. Пылаева Л. Французская куранта XVII века: к истории танца барокко // Старинная музыка. — 2008. — № 3. — С. 16-21. Рабей В. Сонаты и партиты И. С. Баха для скрипки соло. — М.: Музыка, 1970 [2-е изд. — М.: Классика-ХХ1, 2003]. Распутина М. В. Становление клавирного стиля в музыке южнонемецкого барокко. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2009. Салонов М. Себастьян Бах: Хоралы Святому Духу. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015. Симакова Н. А. Контрапункт строгого стиля и фуга. Кн. 2. Фуга: ее логика и поэтика. — М.: Композитор, 2007. Холопов Ю. Н. Органные хоральные обработки И. С. Баха // Холопов Ю. Н. О принципах композиции старинной музыки: Статьи и материалы / ред.-сост. Т. С. Кюрегян. — М.: НИЦ «Московская консерватория, 2015. — С. 392-443. Холопов Ю. Н. Структура баховской фуги в контексте исторической эволюции гармонии и тематизма // Холопов Ю. Н. О принципах композиции старинной музыки: Статьи и материалы. / ред.-сост. Т. С. Кюрегян. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2015. — С. 474-502. Холопов Ю. Н. Три рондо. К исторической типологии музыкальных форм // Холопов Ю. Н. Музыкальные формы классической традиции: Статьи. Материалы / ред.-сост. Т. С. Кюрегян. — М.: НИЦ «Московская консерватория», 2012. — С. 324-334. Яворский Б. Сюиты Баха для клавира. — М.; Л.: Музгиз, 1947. Яворский Б., Носина В. Сюиты Баха для клавира. О символике «Французских сюит» И. С. Баха. — М.: Классика-ХХ1, 2009.
Allsop P. The Italian 'Trio' Sonata from Its Origins to Corelli. — Oxford: Clarendon Press, 1992. Anthony J. R. French Baroque Music from Beaujoyeulx to Rameau. 3rd edn. — Portland: Oregon, 1997. Apel W. Die italienische Violinmusik im 17. Jahrhundert. — Wiesbaden: Franz Steiner Verlag, 1983. Arbeau T. Orchesographie ou Traicte en forme de dialogue par lequel toutes personnes peuvent facilement apprendre & practiquer l'honneste exercice des dances. — Langres, 1589 [15 ed. — Paris: Klincksieck, 1995]. Barnett G. Bolognese Instrumental Music, 1660-1710. — Aldershot: Ashgate, 2008. Brewer Ch. E. The Instrumental Music of Schmeltzer, Biber, Muffat and their Contemporaries. — Farnham: Ashgate, 2011. Buelow G.J. A History of Baroque Music. — Bloomington: Indiana Univ. Press, 2004. Carter T. Music in late Renaissance & early Baroque Italy. — London: Batsford, 1992. Collins P. The Stylus Phantasticus and Free Keyboard Music of the North German Baroque. — Burlington: Ashgate, 2005. Dehmel J. Toccata und Praludium in der Orgelmusik von Merulo bis Bach. — Kassel: Barenreiter, 1989. Douglass E The Language of the Classical French Organ. — New Haven: Yale Univ. Press, 1995. Edler A. Gattungen der Musik fur Tasteninstrumente. Teil 1: Von den Anfangen bis 1750. — Laaber: Laaber-Verlag, 2004 (Handbuch der musikalischen Gattungen. Bd. 7/1). From Renaissance to Baroque: Change in Instruments and Instrumental Music in the 17th Century / ed. by J. Wainwright and P. Holman. — Aldershot: Ashgate, 2004. Hell Н. Die neapolitanische Opernsinfonie in der ersten Halfte des 18. Jahrhunderts. — Tutzing: Schneider, 1971. Hilton W. Dance and Music of Court and Theater. — Stuyvesant: Pendragon Press, 1997. Hudson R. The Allemande, the Balletto, and the Tanz. — Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1986. Hudson R. The Folia, the Saraband, the Passacaglia and the Chaconne. — Neuhausen-Stuttgart: American Institute of Musicology, 1982. Hudson R. Passacaglio and Ciaccona: from Guitar Music to Italian Keyboard Variations in the 17th Century. — Ann Arbor: UMI Research Press, 1981. Keyboard Music Before 1700 / ed. by A. Silbiger. — New York: Taylor & Francis, 2004. Kunze S. Die Sinfonie im 18. Jahrhundert. Von der Opernsinfonie zur Konzertsinfonie. — Laaber: Laaber-Verlag, 1993 (Handbuch der musikalischen Gattungen. Bd. 1). Ledbetter D. Harpsichord and lute music in 17th-century France. — Bloomington: Indiana Univ. Press, 1987. Little M.,Jenne N. Dance and the Music of J. S. Bach. — Bloomington: Indiana Univ. Press, 1991. Little M. E., Marsh C. G. La Danse Noble: an Inventory of Dances and Sources. — Williamstown: Broude Brothers Limited, 1992. McVeigh S., Hirshberg J. The Italian Solo Concerto, 1700-1760: Rhetorical Strategies and Style History. — Woodbridge: Boydell Press, 2004 Newman W. The Sonata in the Baroque Era. — Chapel Hill: The University of North California Press, 1959 [4th edn., rev. — New York: Norton, 1983]. Ponsford D. French Organ Music in the Reign of Louis XIV. — Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2011. Robertson M. The Courtly Consort Suite in German-speaking Europe, 1650-1706. — Farnham: Ashgate, 2009. Roeder M. T. Das Konzert. — Laaber: Laaber-Verlag, 2000 (Handbuch der musikalischen Gattungen. Bd. 4]. Schulenberg D. The Keyboard Music of J. S. Bach. — New York: Shirmer Books, 1992 [2nd edn. — New York: Routledge, 2009]. Selfridge-Field E. Genre and Instrumentation in Italian Music, 1600-1670 // Early Music. — Vol. 19 (1991). — P. 61-67. Selfridge-Field E. Venetian Instrumental Music from Gabrieli to Vivaldi. — Oxford: Blackwell, 1975 [3rd rev. edn. — Mineola: Dover, 1994]. Die Sonate. Formen instrumentaler Ensemblemusik / hrsg. von C. Bockmaier und S. Mauser. — Laaber: Laaber-Verlag, 2005 (Handbuch der musikalischen Gattungen. Bd. 5).
Бочаров Юрий Семенович — музыковед, доктор искусствоведения. Ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра методологии исторического музыкознания при кафедре истории зарубежной музыки Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского. Основная область научных интересов — история западноевропейской музыкальной культуры XVII—XVIII веков. Автор нескольких книг, в том числе монографий «Французская увертюра в музыке эпохи барокко» (М., 1998), «Увертюра в эпоху барокко» (М., 2005), справочника «Мастера старинной музыки» (М., 2005), а также более 150 статей, опубликованных в специализированных музыковедческих журналах, сборниках научных трудов, «Большой Российской энциклопедии» и средствах массовой информации широкого профиля. Редактор-составитель справочно-энциклопедических изданий «300 имен зарубежного искусства» (М., 1996) и «Художники эпохи Возрождения» (М., 1997). С 2003 г. — шеф-редактор журнала «Фортепиано», учрежденного Российским отделением Европейской ассоциации педагогов фортепиано "ЭПТА". В 2012-2014 гг. - главный редактор журнала "Ученые записки Российской академии музыки имени Гнесиных". С 2013 г. читает курсы лекций по методологии музыкознания для студентов-музыковедов и аспирантов Московской консерватории. Один из основателей журнала "Старинная музыка" и его бессменный главный редактор с 1998 г. по настоящее время.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
Аудио/видеозаписи и литература предоставляются исключительно для ознакомления. После ознакомления они должны быть удалены, иначе, вероятно, Вами будет нарушен закон "об авторском праве и смежных правах".