Александр Станиславович Цветков
кандидат физ.-мат. наук,
доцент кафедры астрономии
математико-механического факультета
Санкт-Петербургского государственного университета,
дипломант межд. конкурсов
a.s.tsvetkov@inbox.ru
Орган церкви Каарли в Таллинне
Величественное
здание церкви Каарли, отличающееся от остальных столичных лютеранских церквей
наличием двух башен, стоит в Таллинне на холме Тоомпеа. История этого прихода
началась в 1630 году, когда возникла необходимость объединить эстонцев и
финнов, проживавших в районе Тоомпеа и форштадта. Поначалу службы проходили в
одном из помещений замка Тоомпеа. Собственное церковное здание у прихода
появилось лишь в 1670 году. Назвать её решили в честь правившего тогда в
Эстонии шведского короля Карла XI.
Западный фасад церкви Каарли
Первое
церковное здание было деревянным. Оно было полностью уничтожено в августе 1710
года. Восстановить приход было решено лишь в начале XIX века. К тому времени
количество прихожан церкви Пюхавайму (Св. Духа) достигло такого количества, что
им в имеющихся помещениях стало тесно. В 1850 году начался сбор средств на
сооружение нового храма. Большой суммой начинание поддержало таллиннское
рыцарство. Земельный участок и часть материала для строительства храма подарил
старейшина (олдерман) Домской гильдии Ханс Хейнрих Фальк.
Автором проекта
церкви Каарли является петербуржец Отто Пиус Гиппиус. Его имя тесно связано с
Эстонией. По замыслам этого архитектора, среди прочего, были построены
Александровская церковь в Нарве и замок Сангасте.
Интерьер церкви Каарли (фото автора)
Уже с
воздвижением первых стен стало ясно, что сооружается один из крупнейших храмов
в Таллинне. И хотя в строительных работах случались задержки, 20 декабря 1870
года (по старому стилю), то есть ровно два века спустя после сооружения первой
Карловской церкви, было совершено торжественное освящение нового храма.
Освящение проводил тогдашний генерал-суперинтендант Вольдемар Шульц, первую
проповедь прочитал пастор Иоханн Готлиб Конрад Бергвиц. Башни церкви были
закончены только в 1882 году, а предназначенные по проекту фигуры для стенных
ниш отсутствуют и по сей день.
Карловская
церковь является крупнейшей в сакральном зодчестве Эстонии не только по
вместимости (около 1 500 сидячих мест), но и в архитектурном плане. Постройка в
духе историцизма, с чертами неороманского стиля, выполнена из тесаного
известняка и имеет в плане форму латинского креста. Западный фасад церкви с
двумя высокими башнями напоминает кафедральные соборы Западной Европы.
Особо ценным
украшением интерьера храма является алтарная роспись благословляющего Христа,
которая по примеру византийских церквей, расположена в алтарной нише. Роспись выполнил в июле 1879 года Иохан
Кёлер. Над дверью главного входа
расположено большое круглое окно – роза, куда в 1909 году вмонтировали
часы, выполненные в Германии (подарок доктора Филиппа Карелля).
Также стоит
отметить, что один из сегодняшних церковных колоколов сохранился с 1670 года.
Отлит он был в Стокгольме. Другой колокол несколько моложе. Он прибыл в Таллинн
из Богума в 1870 году.
Архитектурное
воздействие здания сконцентрировано в интерьере – помещение кажется необычайно
просторным и величественным. Особенно впечатляет остроумно решенная опорная
система перекрытия – опирающийся на кирпичные арки деревянный потолок позволил
перекрыть большое пространство без единого промежуточного столба (решение было
выполнено в сотрудничестве с архитектором Рудольфом фон Бернхардтом).
Важно для
церкви такого объема – продуманное отопление – его трубы расположены под
скамьями для прихожан, это дает возможность использовать здание, в том числе и
для концертов, круглогодично. Следует отметить, что большинство церквей не в
Таллинне в Эстонии вообще не отапливаются.
Церковь Каарли
сегодня – один из действующих по прямому назначению лютеранских приходов
Таллинна. В зале собора по вторникам проходят концерты классической и духовной
музыки.
Орган церкви
Каарли является самым большим церковным органом Эстонии. Он содержит 84
регистра (из них 3 трансмиссионных), 3 мануала и педаль. Изготовлен известной
немецкой фирмой «Валькер» (Walcker) в 1923 году, op. 2011. На два регистра больше
лишь четырехмануальный орган Концертного зала «Эстония», изготовленного фирмой Rieger
Kloss (Чехословакия), op. 3281 Krnov, изготовлен в 1961 году.
Фирма «E. F. Walcker & Cie.»
(г. Людвигсбург, Германия) была крайне популярной, она построила много органов по
всему миру, в частности в Российской империи (даже в Ташкенте!). Особенно много
инструментов было установлено в Петербурге и несколько в Прибалтике. Пожалуй, самый известный ее орган – орган Рижского
Домского собора (op. 413, 1883
г. 125 IV/P).
В Таллинне
есть второй орган этой фирмы, который находится в церкви Олевисте (Св. Олафа,
один из первых инструментов фирмы Walcker – op. 34, 1842 г.). Первоначально он cодержал 65 регистров, 3
мануала и 2 педали (двойная педаль была также в органе фирмы Walcker в Петеркирхе
в Петербурге, op. 31, 1840 г.).
С 1914 г.
по 1926 г. велась реконструкция органа той же фирмой под
op. 1811. Из-за различных трудностей
она не была закончена. Из 76 планируемых регистров установлено только 37,
полностью отсутствуют трубы I мануала.
Еще один небольшой
орган фирмы Walcker в
Эстонии находится в деревне Торма – op. 1061, 1903
г. Этот орган с двумя мануалами и педалью содержит всего
18 регистров. Информация об этом инструменте была утеряна фирмой и этого номера
(а также и некоторых других) нет в списке ее опусов. Автору статьи удалось в
2018 году дать концерт совместно с солисткой Мариинского театра Ириной
Васильевой на этом инструменте.
Вернемся к
органу церкви Каарли. Первый орган был изготовлен Густавом Норманном в 1870 г., а в 1884 году он
был модернизирован.
Инициатором
создания нового инструмента в церкви Каарли был органист этой церкви,
композитор Михкель Людиг, он и заказал его фирме Walcker. По звучанию этот
орган романтического типа, с оркестровым характером, его можно отнести к
симфоническому типу органа. Действительно, несмотря на обилие 8-футовых
регистров, по девять на I и II мануале и шесть на III мануале, в диспозицию включены
аликвоты 2 2/3', есть звонкая Octave
4' и несколько 2' регистров. Радует обилие разнообразных микстурных регистров: Scharff, Mixture, Cymbal, Cornett, Sysquialtera. Все мануалы содержат по несколько 16-футовых регистров.
Такая диспозиция позволяет исполнять не только произведения композиторов XIX-XX
веков, но и музыку эпохи барокко.
Чертеж органа «Revel op. 2011» (фото архива фирмы Walker)
Орган имеет 15
язычковых регистров (включая два трансмиссионных в педали), среди них очень
красивые сольные: Clarinette 8', Chor
anglais 4', Trompette harm. 8'. Это делает орган идеальным для исполнения французского
репертуара.
Красивы и
лабиальные регистры. Особо хочется отметить Flauto amabile 8', Quintatön 8', Harmonica 8', мерцающие Undamaris 8' и Aeoline 8'. Принципалы отличаются сочностью звучания, а
флейтовые голоса – изящностью и ясностью.
Педаль органа располагает двумя 32-футовыми
регистрами, самые низкие трубы которого издают звук до субконтроктавы, имеющую
частоту 16 герц, что является пределом для человеческого уха. Звуки такой
частоты скорее ощущаешь всем телом, а не ушами. Общее число труб составляет
5200.
Как мы уже
отмечали, инструмент по стилю соответствует музыке Регера, Франка, Сен-Санса,
Видора, и при этом на нем можно исполнять и музыку композиторов XVI-XVIII веков.
Фасад органа в церкви Каарли (фото автора)
Как
большинство крупных инструментов того времени орган имеет пневматическую
трактуру, что приводит к довольно заметным задержкам от момента нажатия клавиши
до появления звука (около половины секунды). Кроме того, эта задержка не
одинакова для каждого из мануалов. Если органист впервые сталкивается с такой
особенностью инструмента, то он по началу испытывает значительные трудности при
игре, особенно подвижных произведений. Эта задержка вызывается тем, что сигнал
от клавиши к клапану передается с помощью воздуха высокого давления, который
движется по кондуктам со скоростью звука (300 м/с), а сама протяженность
кондуктов в инструментах такого масштаба составляет десятки метров. Кроме того,
требуется некоторое время, необходимое для реакции кожаных мешочков (Taschen),
используемых в трактуре такого типа для открытия доступа воздуха из винланд в
трубы. Интересно, что в более масштабном и раннем инструменте – в органе
Рижского Домского собора – используется механическая трактура, в которой
задержка минимальна. На сайте фирмы Walcker имеется информация, что предполагалось
использовать электрическую трактуру для органа церкви Каарли, но из-за ее
низкой надежности в то время от нее отказались.
Пневматическая
трактура имеет свои плюсы – большое число различных автоматических
приспособлений: готовые комбинации PP, P, … FF, Tutti, две свободные комбинации, октавные
удвоения (как вверх, так и вниз) а также октавные копуляции клавиатур. Пневматическая
трактура всегда отличается легкостью нажатия клавиш мануалов, которая не
зависит от числа включенных регистров и соединений клавиатур между собой. Трубы
2-го и 3-го мануала заключены в швеллерные ящики. Особый интерес представляет
устройство «вальце» – валик, который можно вращать ногой, прибавляя или убавляя
число звучащих регистров (в хорошо продуманной последовательности), что
позволяет менять громкость звука от тончайшего пианиссимо до самого громкого
фортиссимо. Для автоматического изменения громкости педали при переходе с
мануала на мануал орган оборудован устройством, позволяющим заранее
запрограммировать регистры педали, которые будут звучать при игре на II или III
мануале.
Кафедра органа церкви Каарли (фото автора)
Первый капитальный ремонт органа
был проведен в 1960-г, во время которого среди прочего была произведена замена
пневматических мешочков из кожи. Гарантийных срок их службы составлял 70 лет,
но ухудшение экологической обстановки (по утверждению фирмы, увеличение
концентрации CO2)
сокращает срок их службы до 40 лет.
В 2016-2017
годах был произведен второй капитальный ремонт органа, и сейчас он находится в
хорошем рабочем состоянии. Стоимость ремонта составила 250 тыс. евро. Главная
органистка церкви – выдающийся музыкант, органист, член-учредитель профессиональных
музыкантов Эстонии, преподаватель и дирижер – Пирет Айдуло. В церкви регулярно
устраивались концерты (по вторникам, начало в 17:30), которые, будем надеяться,
возобновятся после окончания карантина.
В 1976 году в
знаменитой серии грампластинок «Исторические органы Эстонии» вышла пластинка
(№7) с записью органа церкви Каарли. На ней Ральф Уусвяли исполняет Пассакалию
И.С.Баха, и мессу Андре Резона (из которой, кстати, И.С.Бах заимствовал тему
для своей Пассакалии). Благодаря свободному размещению труб (объем церкви Каарли
это позволяет!), звучание органа отличается мягкой силой и величественностью. Органы Эстонии - ссылка: http://school.podvorye.ru/organbook/media.html
Диспозиция органа
PEDAL
Grand Bourdon 32
Principalbass 16
Violonbass 16
Subbass 16
Harmonicabass 16
Gedectbass 16
Octavbass 8
Viola 8
Violincello 8
Zartbass 8
Gedectflöte 8
Cornettbass 8
Octave 4
Quintbass 10 2/3
Bombardon 32
Posaunenbass 16
Basson 16*
Trompete 8
Clairon 4*
I/Ped.
II/Ped.
III/Ped
Piano
Ped. combination
2 normal combination
Walze
*III man transmisioon
|
I MAN/G.O.
Principal 16
Bourdon 16
Viola 16
Principal Maior 8
Hornprincipal 8
Doppelflöte 8
Quintatön 8
Bourdon 8
Fernhorn 8
Gemshorn 8
Viola da Gamba 8
Dolce 8
Octave 4
Gamba 4
Gemshorn 4
Rohrflöte 4
Octave 2
Bauernflöte 2
Quinte 5 1/3
Quinte 2 2/3
Scharff 3f
Mixtur 4 – 5f
Cornett 3 – 5f
Fagott 16
Trompete 8
Clairon 4
|
II MAN/Pos.
Geigenprincipal 16
Quintatön 16
Principal Minor 8
Flauto amabile 8
Rohrflöte 8
Nachtorn 8
Gedackt 8
Fugara 8
Harmonica 8
Salicional 8
Undamaris 8
Viola 4
Salicet 4
Traversflöte 4
Piccolo 2
Rauschquinte 2 2/3
Mixtur 3f
Trompette harm. 8
Clarinette 8
Chor anglais 4
II/I
III/I
III/II
Super I
|
III MAN/Rec.
Lieblilich gedect 16
Flötenprincipal 8
Konzertflöte 8
Quintatön 8
Lieblich Gedect 8
Aeoline 8
Vox celestis 8
Fugara 4
Flauto dolce 4
Flautino 2
Sesquialtera 2 2/3
Cymbel 3f
Cornettmixtur 3-4f
Basson 16
Oboe 8
Horn 8
Schalmei 8
Vox humana 8
Clairon 4
Tremolo
Super II
Super III/II
Sub III/II
Sub II/I
|
|